Обсуждать фотографию как достоверный документ эпохи не совсем корректно. Многое зависит от угла съемки, подачи и даже освещения. Один и тот же процесс уборки урожая может выглядеть совершенно по-разному в пасмурную и солнечную погоду. Советские фотографы, работавшие для партийных изданий, выбирали сюжеты, соответствующие идеологии: счастливые пионеры, трудолюбивые колхозницы, всесоюзные стройки и спортивные парады. Однако, фотографии сделанные иностранцами, показывали те же сюжеты с другой стороны.
Иностранные Фотографы в СССР
Совершенно другой подход имели иностранные фотографы, приезжавшие в Советский Союз по заданию своих редакций. Их цель была иной: показать своим читателям жизнь в СССР такой, какой она была, без искажений.
Например, фото, сделанные Анри Картье-Брессоном в 1954 году, демонстрировали западной аудитории повседневную жизнь в Советском Союзе, иногда даже украшая обложки популярных журналов, таких как LIFE.
Впечатления Западной Аудитории
Одним из примеров является обложка журнала LIFE с фотографией Картье-Брессона под названием "Городская жизнь". Этот снимок 1954 года удивил западную аудиторию, особенно французов, которые были поражены обычной тележкой-холодильником уличного продавца мороженого. Это свидетельствовало о том, насколько стереотипы и железный занавес формировали представления о Советском Союзе.
Другой снимок Картье-Брессона, сделанный во время его визита в СССР, также вызвал интерес. На нем изображены советские женщины, наслаждающиеся мороженым во время антракта в цирке. Обсуждения вызывали не только мороженое, но и наряды женщин.
Далее будет цикл подборок фотографий о жизни в СССР, снятых иностранцами. Начнем с фотографий женщин, опубликованных в журнале LIFE. Статья с фото Анри Картье-Брессона начиналась с известной цитаты Черчилля: «Россия – это загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки».
Маргарет Бурк-Уайт и ее вклад
До Картье-Брессона были и другие западные фотографы, посетившие Советский Союз. Одной из первых стала американка Маргарет Бурк-Уайт. В 1930 году она снимала строящиеся заводы и жизнь простых людей. В июне 1941 года она приехала для работы над репортажем, когда началась война. Будучи единственным иностранным фотографом в СССР в тот момент, она запечатлела первые дни Великой Отечественной войны.
Послевоенные Фотографии
В послевоенный период фотографии, сделанные различными авторами, запечатлевали советскую жизнь. Вот несколько примеров:
Наибольшее количество фотографий советских женщин сделала американская фотожурналистка Лиза Ларсен. Работая для журнала LIFE с 1950 по 1958 год, она снимала различные аспекты жизни в СССР и даже получила букет цветов от Никиты Хрущева.
Фотография Нины Петровны Кухарчук-Хрущёвой, третьей супруги Никиты Хрущева, с американским президентом Джоном Ф. Кеннеди также интересна. Нина Петровна принимала участие в зарубежных поездках мужа и встречалась с лидерами других стран, что ранее не было принято в СССР.
Цветные Фотографии
Говард Сохурек, еще один фотокорреспондент журнала LIFE, провел в Советском Союзе больше года, успев побывать в Крыму и предпринять путешествие по Волге. Его цветные фотографии, опубликованные в журнале LIFE 10 ноября 1967 года, показали советскую молодежь на пляжах Черного моря. Эти изображения контрастировали с ожиданиями западной аудитории, которая ожидала увидеть мрачные черно-белые кадры.
Заключение
Фотографии, сделанные иностранными фотографами в Советском Союзе, открыли миру иной взгляд на жизнь в этой стране. Эти снимки демонстрировали повседневную жизнь и разрушали стереотипы, сформированные железным занавесом.