Найти тему
Большое Путешествие

КБЖД. Шелехов (14 июня 2024 г.)

Маршрут на сегодня 91 км: пос. Слюдянка - Кругобайкальская ж. дорога (перегон пос. Култук - пос. Старая Ангасолка) - г. Шелехов

Вчера (13 июня) ____________________________ Завтра (15 июня)

Мы опять бодры и веселы. И опять ранний подъём.

Ранним утром выезжаем из гостиницы в Слюдянке.
Ранним утром выезжаем из гостиницы в Слюдянке.

Сегодня последний штрих пребывания на Байкале - пеший походец в 15 км ранним утром по холодку от пос. Култук до пос. Старая Ангасолка и обратно по сохранившемуся участку КБЖД - Кругобайка́льской желе́зной доро́ги.

КБЖД являлась самым сложным и дорогим участком Транссиба. В 1900 г, Транссиб довели до станции Маньжурия у Китайской границы, но КБЖД по берегу Байкала смогли закончить только в 1905 г. Для возможности работы Транссиба во время строительства КБЖД на Байкале организовали паромную железнодорожную переправу с помощью ледоколов "Байкал" и "Ангара". В период крепкого льда, когда ледоколы стояли, по озеру прокладывали рельсы и и по ним лошадьми тянули вагоны. Сейчас ледокол "Ангара" стоит в Иркутске, а в пос. Танхой есть музей Байкальской переправы. Был и на ледоколе и в музее в 2022 г. Переходите по ссылкам и смотрите много интересного.

Сложность строительства КБЖД была в том, что береговые скалы Байкала особенно с западной стороны уходят на глубину многих сот метров и ступеньку под железную дорогу делали взрывами коренных пород. В результате КБЖД это 39 тоннелей, 16 каменных галерей, 248 мостов и виадуков, из которых са­мый длинный тоннель проходит через мыс Половинный и его длина 777,5 м.

А вот очередное напоминание, что озера Байкал не Сочи. Под железнодорожным мостом сохранился лёд причем толщиной больше 1 м.

Байкал прекрасен.

Станционные пути сходятся в один и начинается сохранившийся отрезок КБЖД. По нему проходят несколько раз в день поезда для местных и туристов.

-5

Вот и первая станция - Галерея Сосновая. Только на обратном пути увидел, что рядом стоящий дом дореволюционной постройки.

Утренняя кукушка с одним вагончиком подошла к платформе и хотела забрать с собой.

Березовая роща на склоне. Видна полоса строящейся грунтовой дороги.

Березовая роща на склоне.
Березовая роща на склоне.

Бетонный водослив водопрохода под жд путями. Знаю, что на КБЖД очень много мостов и тоннелей было сделано из бетона - самого передового материала на начало XX в., но на старых фото дороги не видел бетонных водосливов и бетонных шпал. Вероятно при сильном дожде или во время снеготаяния берег Байкала выглядит интересно с бьющими с высоты из водосливов потоками воды.

Вот и первое защитное сооружение - Галерея № 16 Сосновая. Галерея отличается от тоннеля тем, что только одна стенка является коренной скалой, а другая собрана из камней или сделана из бетона. Площадка под жд пути делалась сразу с задумкой на два пути и к 1915 г. КБЖД стала двупутной, но галереи строились для защиты только одного пути, что сохраняло работу дороги при любых оползнях и лавинах, а бригады рабочих быстро расчищали завалы на втором пути.

До строительства КБЖД во многих местах отвесные скалы уходили в воду Байкала сразу на глубину нескольких сот метров. Взрывами делали площадку под пути и вероятно для погрузочных работ длинные технологические площадки прямо над водой. Иркутская ГЭС в 1960-м г. подняла уровень Байкала примерно на метр. Теперь мы видим линию кромки скал, уходящих на глубину уже в воде.

В воде виден скальный обрыв, уходящий на километровую глубину.
В воде виден скальный обрыв, уходящий на километровую глубину.

Красивые берега Байкала. Видно белое пятнышко мраморного карьера в Слюдянке. А мы там были.

Осыпавшийся склон.

-13

Для предотвращения осыпания строились подпорные стенки, как на фото ниже.

Подпорная стенка начала XX в.
Подпорная стенка начала XX в.

На удачном фото ниже хорошо видна конструкция опор мостика через водопропуск первого самого старого пути КБЖД.

На западном берегу Байкала много мест, где проложили свои маршруты скалолазы. Например, сектора "Африка" и "Страна придурков" находятся дальше по путям от станции Ангасольская (Старая Ангасолка), до которой мы собираемся дойти. Сложность маршрута 7 (5а - 6с) при высоте 24 и 12 м. Здесь тоже явно лазали, но что-либо узнать про 16-летнего скалолаза не удалось. Но его помнят и значит он был достойным человеком.

Ниже галерея с фото водопропуска под жд путями. Хорошо видна конструкция: старые опоры мостика первого самого старого пути (до 1905 г.), мостик второго пути (до 1915 г.) и уже современный бетонный водослив.

Галерея № 15 "Ангасольская-2". Отмечу, с самого начала пришлось обзавестись большим растением-метёлкой и идти, отмахиваясь от слепней, оводов и комаров, много снимков было испорчено пятнами пролетающих насекомых и только в галереях можно было избавится от назойливого внимания, даже комары отставали.

Сверкающий Байкал

Галерея № 14 "Ангасольская-1".

К 1915 г. КБЖД сделали двупутной и с тех пор через реку Ангасолка два моста. На бурятском языке слова "онгосо" означает "лодка". Вероятно на реке и вблизи устья ловили рыбу - на глубине в километр ловля идёт плохо - вот и назвали так реку.

р. Ангасолка образуется вблизи моста слиянием рек Правая Ангасолка и Левая Ангасолка. На фото с моста долина реки Правая Ангасолка уходит... налево, а долина Левой Ангасолки - направо. Очень просто. :) Если идти вдоль р. Правая Ангасолка, то прийдешь к новому посёлку Ангасолка у одноименной станции уже новой железной дороги.

Станция "Старая Ангосолка".

Часовня в честь Николая Чудотворца Можайского построена в 2007 г. по инициативе и на средства Иркутского союза альпинистов и Братства Святителя Иннокентия. Скалолазы идут мимо к тяжелым маршрутам на "Африке" и "Стране придурков" и вероятно им надо.

И опять Байкал.

После отдыха возвращаемся обратно к машине. Опять впереди два великолепных моста.

-27

Утро переходит в жаркий день. Люди уже работают. И не зря утром были видны следы камнепада. Вверху экскаватор ковыряет склон, пробивая грунтовую дорогу и роняя вниз каменюги. Внизу на путях рабочий следил за обстановкой и при появлении поезда или людей по рации останавливал работу экскаватора.

Красненький экскаватор на склоне выравнивает грунтовую дорогу.
Красненький экскаватор на склоне выравнивает грунтовую дорогу.

Позируют Байкал, горы и облака. Белое пятно на горах - мраморный карьер.

Памятник погибшему в 1975 г. во время шторма экипажу небольшого теплохода.

И вот опять пос. Култук - первое русское поселение на юге Байкала, основанное в 1647 г. землепроходцем Иваном Похабовым. Слово "култук" из тюркских языков и обозначало «угол, тупик» и даже "залив". В русском языке сейчас можно встретить в смысле, например, спутанный пучок волос.

пос. Култук
пос. Култук

В посёлке уже работает рынок. Много продавцов предлагают омуля. Взяли жаренного и копчённого. Больше понравился жаренный, но он практически не хранится. Говорят, продавцы пользуясь тем, что туристы не разбираются, любую рыбу выдают за омуля... Всё равно было вкусно.

-32

До свидания, синий Байкал.

-33

Через перевал по Култукскому тракту едем в сторону Иркутска.

г. Шелехов

Основан в 1953 г. при строительстве Иркутского алюминиевого завода, а назван в честь российского путешественника, землепроходца, мореплавателя, купца и основателя Русско-Американской компании Григория Ивановича Шелихова (1749-95). Чтобы не заезжать в сам Иркутск останавливаемся в Шелехове и утром обходим Иркутск по новой дальней объездной.

Шелехов очень приятный молодой город-пригород Иркутска. Оставалось время и надо было в магазин зайти. Прогулка по городу и его парку оказалась кстати.

Кто хочет порулить?
Кто хочет порулить?

Современная аллея парка оборудована современными светильниками, которые хотя бы не напоминают старые виселицы.
Современная аллея парка оборудована современными светильниками, которые хотя бы не напоминают старые виселицы.

Площадь парка с памятниками воинской славы
Площадь парка с памятниками воинской славы

Памятник Васи́лию Фили́пповичу Марге́лову можно сказать создателю войск ВДВ в Союзе. Именно поэтому аббревиатуру ВДВ служившие расшифровывают Войска Дяди Васи.

-38

Новодельный храм Петра и Павла. Лет через сто у него есть шанс быть названым памятником культуры.

Пора обратно. Сегодня готовимся к перегонным дням возвращения. Завтра ночуем в г. Тайшет.

Вчера (13 июня) ____________________________ Завтра (15 июня)