Маршрут на сегодня: г. Иркутск - пос. Танхой (музей Байкальской переправы) - Иволгинский дацан - Гунское городище - кафе-отель Кочевник
Вчера (15 июня) _______________________________________ Завтра (17 июня)
Выехали в дождь. Но быстро убежав из-под него, запетляли по лесистым горам, огибая оз. Байкал.
пос. Танхой
Первая большая остановка в пос. Танхой на берегу оз. Байкал. Здесь Визит-центр "Байкал заповедный" и небольшой музей Байкальской переправы, на которой работали ледокольный паром Байкал и ледокол Ангара (стоит в г. Иркутск и смотрели его вчера в конце дня).
Перед Визит-центром стоят вольеры с соболями Тучка и Гром.
А теперь посмотрим Музей Байкальской переправы.
Байкальская паромная железнодорожная переправа работала в 1900-18 гг. Особое значение переправа имела в период строительства Кругобайкальской железной дороги (строилась 1899-1905 гг.) и в период Русскояпонской войны 1904-05 гг.
Байкальская переправа прекратила свое существование в 1918 году. Её отсутствие на Байкале в течении 100 лет - исторический курьёз. Расстояние между портами Байкал и Танхой всего 42 км. и это по-прежнему самый короткий путь через Байкал.
В музее на экране транслируется панорама Транссибирской железной дороги от Самары до Владивостока созданная художником П.Я. Пясецким в 1894-1903 гг. Панорама исполнена акварелью в виде непрерывной картины-ленты длиной 942 м. и шириной ¾ аршина (около 54 см). Панорама демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Для демонстрации картины построили павильон с тремя вагонами (салон, спальный и столовая). Посетители рассаживались по вагонам и просматривали панораму через окна. Специальные установки имитировали тряску вагонов и движение поезда. Движущаяся панорама состояла из нескольких движущихся слоёв объектов и картин. Ближайшими объектами были песок, камни и валуны на горизонтальной полосе, движущейся со скоростью 18 км/ч. Далее на низком экране, движущемся со скоростью 7,2 км/ч, были нарисованы кусты. За ним экран с картинами двигался со скоростью 2,4 км/ч. На последнем экране размером 7 м на 105 м. были нарисованы горы, леса и города, и он двигался со скоростью 300 м/ч. В итоге, картина движения создавалась с помощью четырёх экранов.
Панорама на выставке была удостоена золотой медали, а её автор ордена Почётного легиона. В 1904 г. панорама демонстрировалась на следующей Всемирной выставке.
Далее наш путь от оз. Байкал на восток по долине р. Селенга.
Пройдя мимо г. Улан-Удэ, ушли на Иволгинский дацан
Иволгинский дацан
Иволгинский дацан начался в 1945 г. и строят в нем до сих пор. Далеко не всегда это смотрится достойно, но постараемся не замечать диссонансов - люди очень старались.
Иволгинский дацан резиденция главы буддистов Бурятии Пандито Хамбо ламы. Ныне живет и здравствует XXIV Пандито Хамбо лама - Дамба́ Бадма́евич (Васи́лий Бори́сович) Аюше́ев.
Выйдя из ворот дацана, в небольшой кафешке выкушали бурятские буузы (позы). То ли голодные сильно были, то ли буузы очень вкусные. Решили при случае попробовать еще. :)
Вокруг на всё долину, обрамленную горами, расстилалась степь.
По грунтовке добрались до стоянки Чингисхана (гора Тобхор-Обо). Впечатлил приличный скальный обрыв, с которого Великий Чингисхан обозревал проходящие по степи внизу свои тумэны.
Гуннское городище
Южнее г. Улан-Удэ археологи раскопали город Хунов (гуннов) - Иволгинское городище. На рубеже I в. до н. э. — I в. н. э. здесь находился протогород, пограничный форпост, торговый, административный, ремесленный и земледельческий центр на северной окраине империи Хунну. На снимке с космоса видна часть квадрата валов еще не размытых рекой. Вблизи городища сделали реконструкцию части стены с башнями. Покажу что получилось, но не знаю на сколько это правда, а на сколько фантазия авторов.
Ночевали в придорожном комплексе. Вполне достойно.
Вчера (15 июня) _______________________________________ Завтра (17 июня)