Найти в Дзене

На Восток. Иркутск 2 (15 июня 2022 г.)

Маршрут на сегодня: г. Иркутск - музей Тальцы - г. Иркутск Вчера (14 июня) _______________________________________ Завтра (16 июня) Подъём был очень ранним, а музей в пос. Тальцы открывается только в 10 ч. По пустым улицам и по утренней прохладе прошли вторым пешим кругом по самому центру г. Иркутск. Смотрите. Теперь примерно 40 км в сторону оз. Байкал в музей Тальцы Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" под открытым небом расположен на правом берегу Ангары на 47м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу. В музее воссозданы четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Буряты, эвенки и тофы – коренные народности Прибайкалья. Музей основан в 1969 г и принял первых посетителей в 1980 г. Основа музея — деревянные постройки малых городов и сёл Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на р. Ангара во второй половине XX века. Ранее на месте музея располагалось крупное село Тальцы, в котором даже
Оглавление

Маршрут на сегодня: г. Иркутск - музей Тальцы - г. Иркутск

Вчера (14 июня) _______________________________________ Завтра (16 июня)

Подъём был очень ранним, а музей в пос. Тальцы открывается только в 10 ч. По пустым улицам и по утренней прохладе прошли вторым пешим кругом по самому центру г. Иркутск. Смотрите.

Римско-католический костёл 1881 г. (ул. Сухэ-Батора, 1) Закрыт ещё. Может при возвращении из музея повезет.
Римско-католический костёл 1881 г. (ул. Сухэ-Батора, 1) Закрыт ещё. Может при возвращении из музея повезет.

Памятник атаману Якову Похабову основавшему Иркутский острог в 1661 г.
Памятник атаману Якову Похабову основавшему Иркутский острог в 1661 г.

Ангара очень быстрая река.
Ангара очень быстрая река.
Памятник первой учительнице на ул. Нижняя Набережная напротив Педагогического Института
Памятник первой учительнице на ул. Нижняя Набережная напротив Педагогического Института
Триумфальная арка Московские ворота 1811-13 гг. постройки. В 1925 г. арка разобрана по ветхости и воссоздана в 2011 г. к 350-летию города.
Триумфальная арка Московские ворота 1811-13 гг. постройки. В 1925 г. арка разобрана по ветхости и воссоздана в 2011 г. к 350-летию города.
Мост любви. Это действительно уникальное сооружение для г. Иркутск - больше ни одного надземного или подземного перехода увидеть не удалось.
Мост любви. Это действительно уникальное сооружение для г. Иркутск - больше ни одного надземного или подземного перехода увидеть не удалось.
Бронзовый макет старого Иркутска в масштабе 1:500 площадью 4 кв. м. в  сквере им. Кирова. На макете представлены улицы исторического центра конца XIX – начала XX вв. с утраченными и существующими архитектурными ансамблями, включая Спасскую церковь, Богоявленский и Казанский кафедральный соборы и пр.
Бронзовый макет старого Иркутска в масштабе 1:500 площадью 4 кв. м. в сквере им. Кирова. На макете представлены улицы исторического центра конца XIX – начала XX вв. с утраченными и существующими архитектурными ансамблями, включая Спасскую церковь, Богоявленский и Казанский кафедральный соборы и пр.
План г. Иркутск по материалам 1900-1917 гг.
План г. Иркутск по материалам 1900-1917 гг.
Фонтан в сквере им. Кирова
Фонтан в сквере им. Кирова
Трус, Балбес и Бывалый.
Трус, Балбес и Бывалый.
Памятник кинорежисеру Л. Гайдай (1923-93 гг.) и его героям на фоне здания Цирка (Пролетарская ул., 13) Гайдай жил в Иркутске с 1931 по 1949 год, и потом часто приезжал в места своего детства и юности.
Памятник кинорежисеру Л. Гайдай (1923-93 гг.) и его героям на фоне здания Цирка (Пролетарская ул., 13) Гайдай жил в Иркутске с 1931 по 1949 год, и потом часто приезжал в места своего детства и юности.
Мануфактурный магазин Второвых построен в конце XIX в. (ул. Горького, 42)
Мануфактурный магазин Второвых построен в конце XIX в. (ул. Горького, 42)
Памятник графу М. М. Сперанскому (1772-1839 гг.) С 1819 по 1821 год был сибирским генерал-губернатором и прибыл в Иркутск в августе 1819 г.
Памятник графу М. М. Сперанскому (1772-1839 гг.) С 1819 по 1821 год был сибирским генерал-губернатором и прибыл в Иркутск в августе 1819 г.

Теперь примерно 40 км в сторону оз. Байкал в музей Тальцы

Музей Тальцы

Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" под открытым небом расположен на правом берегу Ангары на 47м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу. В музее воссозданы четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Буряты, эвенки и тофы – коренные народности Прибайкалья.

Музей основан в 1969 г и принял первых посетителей в 1980 г. Основа музея — деревянные постройки малых городов и сёл Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на р. Ангара во второй половине XX века.

Ранее на месте музея располагалось крупное село Тальцы, в котором даже была промышленность (стекольный завод), однако при постройке Иркутской ГЭС и образования водохранилища основная часть села была затоплена. На возвышенности был образован музей.

Схема Музея
Схема Музея

Тофаларское стойбище

На северных склонах Восточного Саяна (Нижнеудинский район Иркутской области) проживает малочисленная тюркоязычная народность "тофы" ("тофалары"). В 2010 г. их насчитали 762 чел. Тофы были полукочевым народом и занимались оленеводством и охотой. Кстати разводили они северных оленей: особый лесной подвид - более крупный, чем тундровые. Угодья делились между родами, а внутри родов между семьями и передавались по наследству по мужской линии. Родственники одной семьи охотились вместе. Промышляли соболя, белку, кабаргу, изюбря, лося. В экспозиции летнее и зимнее стойбища.

Эвенкийское стойбище

Эвенки (тунгусы) – наиболее древняя коренная народность Прибайкалья. Они населяют северные районы региона, по переписи 2002 г. эвенков насчитывалось 1360 человек. Язык эвенков относится к тунгусо-манжурской языковой семье. Эвенки вели кочевой образ жизни охотников-оленеводов и разводили тоже северных оленей. С XVIII в. под влиянием русских у эвенков возрастает значение охоты на пушного зверя.

По верхним фото не совсем понятно, что это ловушки на зверя, т.к. самые важные детали для срабатывания отсутствуют в целях безопасности. Ниже привожу более подробные схемы.

-29

Захоронения эвенков

Эвенки - шаманисты. По их мнению душа умершего живет после смерти на Севере, по реке достигая царства мертвых. Поэтому захоронения ориентировали по сторонам света и с видом на реку. Рядом с погребением укладывали нужное в будущей жизни: личные вещи, оленье седло, голову и шкуру жертвенного оленя, который будет сопровождать человека в загробной жизни.

Охотничье-промысловый стан 19 в.

Для ловли зверя промысловики пользовались теми же ловушками что и эвенки. Как пример возле стана приведена звероловная яма (волчья яма).

Каскад водяных мельниц (середина 19 в.)

Мельницы ставили на теплом не замерзающем ручье, т.к. помол вёлся в зимнее время с установлением санного пути. Часто отработанная вода с верхней мельницы подавалась по желобам на вторую, а потом на третью мельницу.

Желоб из стволов, по которому ручей отводился к верхней мельнице каскада.
Желоб из стволов, по которому ручей отводился к верхней мельнице каскада.

Мангазея

Из "Положения о сельских запасных могазейнах" от 1799 г. (время правления Павла 1):

1. Завести везде годовой запас, положа на всякую ревизскую душу по три четверти ржи и по три четверика ярового.

2. Магазейны завести мерные, дабы посылаемые от гражданских губернаторов для свидетельствования чиновники могли без перемеривания о целости хлебного запаса удовлетвориться.

3. Чтобы таковые запасы служили поселянам средством к отвращению голода во время неурожая и других непредвиденных бедствий.

Илимский острог

Илимский острог основан в 1630 г., когда енисейские служилые люди под руководством атамана Ивана Галкина поставили укрепленное зимовье на волоке при переходе с реки Илим на Лену. Илим впадает в р. Ангара, а Ангара в Енисей выше г. Енисейк, что является речным путём на восток.

«…зачинателем освоения Илимской пашни был Ерофей Хабаров (тот самый, что основал Иркутский острог), занявшийся хлебопашеством на Илиме и Лене в 1632-1640 гг., что надолго превратило Илимск в базу снаряжения отрядов землепроходцев, устремившихся к Тихому океану». В Илимске снаряжали экспедиции Витус Беринг (на Аляску), Семен Дежнев. С Илимского острога шло снабжение хлебом всего северо-востока континента, вплоть до Камчатки.

Волостное село (конец XIX – начало XX в.)

Усадьба городового казака

Усадьба Московского (это фамилия) конца 18 - начало 19 вв. В обязанности городовых казаков в Сибири входили ночные полицейские разъезды, поимка и конвоирование беглых,конвой казённого транспорта, сопровождение грузов приисков, этапирование ссыльных и охрана границ. За службу казаки получали денежное жалование, провиант и наделялись наделами: рядовые - 30 десятин, офицеры - 60. Казаки освобождались от государственных податей.

Усадьба "Сотая" (конец XVIII в.)

Фамилия владельца забыта и остался только номер. Усадьба состоит из дома-связи, разделяющего чистый и хозяйственный дворы. Чистый двор мощён досками и имеет одноярусный двукамерный амбар с примыкающим амбаром-кобрик (ледник) и высокий навес для инвентаря. На хоздворе двукамерная стайка с поветью и завозня в виде навеса.

Усадьба сельского псаломщика (середина XIX в.)

Типичный причт церкви в Иркутской  губернии состоял из священника и псаломщика. Псаломщиком мог быть человек и без образования, но обязательно с сильным, звучным голосом. Обычно в псаломщики шли грамотные верующие крестьяне.

Изба представляет собой клеть с прирубленными к ней сенями (еще называли "дом-одноколка"). На чистом дворе находится трёхкамерный одноярусный амбар,  на скотном дворе - стайка с поветью. Жалованье псаломщика в 90-е гг. XIX в. составляло около 100 рублей и 84 пуда хлеба в год.

Волостное управление

Фельдшерский пункт

Церковно-приходская школа

Деревня-малодворка (конец XIX – начало XX в.)

Усадьба крестьянина Непомилуева (конец XVIII в.)

Усадьба крестьянина Серышева (середина XIX в.)

Дом-связь усадьбы, состоит как бы из двух домов (срубов или клетей), связанных между собой холодными сенями. Вначале строили один дом. Когда крестьянин обживался, его семья разрасталась и становилось тесно, строили рядом такой же дом и соединяли их холодными сенями с выходом из них на обе стороны дома. Дом-связь, лицевой частью выходящий на улицу, делит усадьбу на чистый и скотный дворы.

В чистом дворе усадьбы расположены двухъярусный двухкамерный амбар, торцевой частью выходящий на улицу, амбар-кобрик и четыре одноярусных амбара. Двор наполовину, со стороны улицы, выстлан полубревнами. На первом ярусе амбара хранили сыпучие продукты питания – муку, зерно, для чего делались стационарные перегородки – сусеки. На втором ярусе хранили не востребованную в доме утварь, сезонную одежду и др. В одноярусных амбарах тоже хранили продукты питания; зимой могли хранить мясо, рыбу и т.д. Могли использовать и как погреба-холодильники (кобрики).

В скотном дворе построены стайка с поветью, навес и зимняя баня.

К сожалению фото усадьбы Серышева есть только внутри дома, но представить вид построек легко по фото других усадеб.

Усадьба зажиточного крестьянина Прокопьева (конец XIX в.)

Усадьба состоит из трёх дворов: чистого (застелен тёсом), получистого (хозяйственный) и за ним скотного. Дом-связь разделяет чистый и хозяйственный дворы. На чистом дворе – двухъярусный амбар, амбарчик, завозня, кобрик (ледник); на получистом дворе – два одноярусных двухкамерных хлебных амбара, навес для лодок и баня «по-чёрному»; на скотном дворе – поветь на двух стайках. В сёлах по берегам рек занимались и рыболовством с лодок-долблёнок. Для лодки выбирали ствол осины или тополя, сушили, выдалбливали, придавая форму, а затем расширяли заготовку с помощью горячей воды и вбиванием поперечных клиньев. Борта лодки могли нарастить досками. Рыбу добывали неводом, заколом («заездка»), корчагой («морда»). Крупную рыбу лучили (ловили) острогой.

Бурятский сектор

Поселения бурят делились на зимние (убэлжэн, hyp) и летние (зуhалан, нажаржан) (иногда были и осенние - намаржан). Содержание скота в разные сезоны в различных местах позволяло более рационально использовать пастбища и сенокос. Зимники располагали около возвышенностей и лесов, защищавших от холодных ветров, вблизи от сенокосов, а позже и пашен. Здесь протекала жизнь бурят 8-9 месяцев в году. Летники бурят находились на привольных пастбищах, близких к воде и солончакам, в продуваемых, прохладных местах без оводов, комаров и гнуса. В результате летники находились до нескольких километров от зимних усадеб. С появлением до­мов русского типа буряты продолжили сохранять юрты как стационарные жи­лища на летниках и во дворах зимних усадеб, развивали искусство изготовления домов-юрт из дерева.

Бурятский летник

Юрта молодой бурятской семьи (конец 19 в. - начало 20 в.)

Юрта бурята Асалханова (конец 19 в. - начало 20 в.)

Коллекция Музея Тальцы огромная и уверен, что, приехав еще раз, увижу много нового и ранее не замеченное.

А теперь назад в Иркутск. День еще не закончился.

Пароход-паром "Ангара"

Вернулись в Иркутск из Музея Тальцы уже ближе к вечеру. И к плотине Иркутской ГЭС (1956 г.) Это верхняя ГЭС ангарского каскада. Рядом с плотиной стоит пароход-паром "Ангара". Ледокольные пароходы-паромы "Ангара" и "Байкал" перевозили грузы через о. Байкал пока не построили Кругобайкальскую Железную Дорогу (1899—1905 гг.).

Иркутская ГЭС. Именно та, что подняла уровень воды во всём Байкале на метр.
Иркутская ГЭС. Именно та, что подняла уровень воды во всём Байкале на метр.

На иркутских дорогах ударом о бугор на асфальте сорвало пластину крепления защиты картера на авто. Спасибо быстро помогли на СТО.

День был очень интересный, но наконец то он закончился и можно упасть спать.

В Иркутске мы провели еще один день на обратном пути 1 июля.

Вчера (14 июня) _______________________________________ Завтра (16 июня)