Маршрут на сегодня: г. Иркутск - музей Тальцы - г. Иркутск
Вчера (14 июня) _______________________________________ Завтра (16 июня)
Подъём был очень ранним, а музей в пос. Тальцы открывается только в 10 ч. По пустым улицам и по утренней прохладе прошли вторым пешим кругом по самому центру г. Иркутск. Смотрите.
Теперь примерно 40 км в сторону оз. Байкал в музей Тальцы
Музей Тальцы
Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" под открытым небом расположен на правом берегу Ангары на 47м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу. В музее воссозданы четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Буряты, эвенки и тофы – коренные народности Прибайкалья.
Музей основан в 1969 г и принял первых посетителей в 1980 г. Основа музея — деревянные постройки малых городов и сёл Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на р. Ангара во второй половине XX века.
Ранее на месте музея располагалось крупное село Тальцы, в котором даже была промышленность (стекольный завод), однако при постройке Иркутской ГЭС и образования водохранилища основная часть села была затоплена. На возвышенности был образован музей.
Тофаларское стойбище
На северных склонах Восточного Саяна (Нижнеудинский район Иркутской области) проживает малочисленная тюркоязычная народность "тофы" ("тофалары"). В 2010 г. их насчитали 762 чел. Тофы были полукочевым народом и занимались оленеводством и охотой. Кстати разводили они северных оленей: особый лесной подвид - более крупный, чем тундровые. Угодья делились между родами, а внутри родов между семьями и передавались по наследству по мужской линии. Родственники одной семьи охотились вместе. Промышляли соболя, белку, кабаргу, изюбря, лося. В экспозиции летнее и зимнее стойбища.
Эвенкийское стойбище
Эвенки (тунгусы) – наиболее древняя коренная народность Прибайкалья. Они населяют северные районы региона, по переписи 2002 г. эвенков насчитывалось 1360 человек. Язык эвенков относится к тунгусо-манжурской языковой семье. Эвенки вели кочевой образ жизни охотников-оленеводов и разводили тоже северных оленей. С XVIII в. под влиянием русских у эвенков возрастает значение охоты на пушного зверя.
По верхним фото не совсем понятно, что это ловушки на зверя, т.к. самые важные детали для срабатывания отсутствуют в целях безопасности. Ниже привожу более подробные схемы.
Захоронения эвенков
Эвенки - шаманисты. По их мнению душа умершего живет после смерти на Севере, по реке достигая царства мертвых. Поэтому захоронения ориентировали по сторонам света и с видом на реку. Рядом с погребением укладывали нужное в будущей жизни: личные вещи, оленье седло, голову и шкуру жертвенного оленя, который будет сопровождать человека в загробной жизни.
Охотничье-промысловый стан 19 в.
Для ловли зверя промысловики пользовались теми же ловушками что и эвенки. Как пример возле стана приведена звероловная яма (волчья яма).
Каскад водяных мельниц (середина 19 в.)
Мельницы ставили на теплом не замерзающем ручье, т.к. помол вёлся в зимнее время с установлением санного пути. Часто отработанная вода с верхней мельницы подавалась по желобам на вторую, а потом на третью мельницу.
Мангазея
Из "Положения о сельских запасных могазейнах" от 1799 г. (время правления Павла 1):
1. Завести везде годовой запас, положа на всякую ревизскую душу по три четверти ржи и по три четверика ярового.
2. Магазейны завести мерные, дабы посылаемые от гражданских губернаторов для свидетельствования чиновники могли без перемеривания о целости хлебного запаса удовлетвориться.
3. Чтобы таковые запасы служили поселянам средством к отвращению голода во время неурожая и других непредвиденных бедствий.
Илимский острог
Илимский острог основан в 1630 г., когда енисейские служилые люди под руководством атамана Ивана Галкина поставили укрепленное зимовье на волоке при переходе с реки Илим на Лену. Илим впадает в р. Ангара, а Ангара в Енисей выше г. Енисейк, что является речным путём на восток.
«…зачинателем освоения Илимской пашни был Ерофей Хабаров (тот самый, что основал Иркутский острог), занявшийся хлебопашеством на Илиме и Лене в 1632-1640 гг., что надолго превратило Илимск в базу снаряжения отрядов землепроходцев, устремившихся к Тихому океану». В Илимске снаряжали экспедиции Витус Беринг (на Аляску), Семен Дежнев. С Илимского острога шло снабжение хлебом всего северо-востока континента, вплоть до Камчатки.
Волостное село (конец XIX – начало XX в.)
Усадьба городового казака
Усадьба Московского (это фамилия) конца 18 - начало 19 вв. В обязанности городовых казаков в Сибири входили ночные полицейские разъезды, поимка и конвоирование беглых,конвой казённого транспорта, сопровождение грузов приисков, этапирование ссыльных и охрана границ. За службу казаки получали денежное жалование, провиант и наделялись наделами: рядовые - 30 десятин, офицеры - 60. Казаки освобождались от государственных податей.
Усадьба "Сотая" (конец XVIII в.)
Фамилия владельца забыта и остался только номер. Усадьба состоит из дома-связи, разделяющего чистый и хозяйственный дворы. Чистый двор мощён досками и имеет одноярусный двукамерный амбар с примыкающим амбаром-кобрик (ледник) и высокий навес для инвентаря. На хоздворе двукамерная стайка с поветью и завозня в виде навеса.
Усадьба сельского псаломщика (середина XIX в.)
Типичный причт церкви в Иркутской губернии состоял из священника и псаломщика. Псаломщиком мог быть человек и без образования, но обязательно с сильным, звучным голосом. Обычно в псаломщики шли грамотные верующие крестьяне.
Изба представляет собой клеть с прирубленными к ней сенями (еще называли "дом-одноколка"). На чистом дворе находится трёхкамерный одноярусный амбар, на скотном дворе - стайка с поветью. Жалованье псаломщика в 90-е гг. XIX в. составляло около 100 рублей и 84 пуда хлеба в год.
Волостное управление
Фельдшерский пункт
Церковно-приходская школа
Деревня-малодворка (конец XIX – начало XX в.)
Усадьба крестьянина Непомилуева (конец XVIII в.)
Усадьба крестьянина Серышева (середина XIX в.)
Дом-связь усадьбы, состоит как бы из двух домов (срубов или клетей), связанных между собой холодными сенями. Вначале строили один дом. Когда крестьянин обживался, его семья разрасталась и становилось тесно, строили рядом такой же дом и соединяли их холодными сенями с выходом из них на обе стороны дома. Дом-связь, лицевой частью выходящий на улицу, делит усадьбу на чистый и скотный дворы.
В чистом дворе усадьбы расположены двухъярусный двухкамерный амбар, торцевой частью выходящий на улицу, амбар-кобрик и четыре одноярусных амбара. Двор наполовину, со стороны улицы, выстлан полубревнами. На первом ярусе амбара хранили сыпучие продукты питания – муку, зерно, для чего делались стационарные перегородки – сусеки. На втором ярусе хранили не востребованную в доме утварь, сезонную одежду и др. В одноярусных амбарах тоже хранили продукты питания; зимой могли хранить мясо, рыбу и т.д. Могли использовать и как погреба-холодильники (кобрики).
В скотном дворе построены стайка с поветью, навес и зимняя баня.
К сожалению фото усадьбы Серышева есть только внутри дома, но представить вид построек легко по фото других усадеб.
Усадьба зажиточного крестьянина Прокопьева (конец XIX в.)
Усадьба состоит из трёх дворов: чистого (застелен тёсом), получистого (хозяйственный) и за ним скотного. Дом-связь разделяет чистый и хозяйственный дворы. На чистом дворе – двухъярусный амбар, амбарчик, завозня, кобрик (ледник); на получистом дворе – два одноярусных двухкамерных хлебных амбара, навес для лодок и баня «по-чёрному»; на скотном дворе – поветь на двух стайках. В сёлах по берегам рек занимались и рыболовством с лодок-долблёнок. Для лодки выбирали ствол осины или тополя, сушили, выдалбливали, придавая форму, а затем расширяли заготовку с помощью горячей воды и вбиванием поперечных клиньев. Борта лодки могли нарастить досками. Рыбу добывали неводом, заколом («заездка»), корчагой («морда»). Крупную рыбу лучили (ловили) острогой.
Бурятский сектор
Поселения бурят делились на зимние (убэлжэн, hyp) и летние (зуhалан, нажаржан) (иногда были и осенние - намаржан). Содержание скота в разные сезоны в различных местах позволяло более рационально использовать пастбища и сенокос. Зимники располагали около возвышенностей и лесов, защищавших от холодных ветров, вблизи от сенокосов, а позже и пашен. Здесь протекала жизнь бурят 8-9 месяцев в году. Летники бурят находились на привольных пастбищах, близких к воде и солончакам, в продуваемых, прохладных местах без оводов, комаров и гнуса. В результате летники находились до нескольких километров от зимних усадеб. С появлением домов русского типа буряты продолжили сохранять юрты как стационарные жилища на летниках и во дворах зимних усадеб, развивали искусство изготовления домов-юрт из дерева.
Бурятский летник
Юрта молодой бурятской семьи (конец 19 в. - начало 20 в.)
Юрта бурята Асалханова (конец 19 в. - начало 20 в.)
Коллекция Музея Тальцы огромная и уверен, что, приехав еще раз, увижу много нового и ранее не замеченное.
А теперь назад в Иркутск. День еще не закончился.
Пароход-паром "Ангара"
Вернулись в Иркутск из Музея Тальцы уже ближе к вечеру. И к плотине Иркутской ГЭС (1956 г.) Это верхняя ГЭС ангарского каскада. Рядом с плотиной стоит пароход-паром "Ангара". Ледокольные пароходы-паромы "Ангара" и "Байкал" перевозили грузы через о. Байкал пока не построили Кругобайкальскую Железную Дорогу (1899—1905 гг.).
На иркутских дорогах ударом о бугор на асфальте сорвало пластину крепления защиты картера на авто. Спасибо быстро помогли на СТО.
День был очень интересный, но наконец то он закончился и можно упасть спать.
В Иркутске мы провели еще один день на обратном пути 1 июля.
Вчера (14 июня) _______________________________________ Завтра (16 июня)