Оказалось, учёные СФУ умеют и так. Доцент Политехнического института Людмила Кулагина пять раз принимала участие в спектаклях жанра «научная драма» и поделилась впечатлениями о необычном формате.
«Четыре актрисы ТЮЗа играли персонажей из классических произведений, изображая погодные явления. Мы с коллегами из институтов СО РАН, в свою очередь, были участниками театрального действа — только вот наша задача состояла в том, чтобы объяснить происходящее с персонажами с точки зрения законов физики и химии. Это отличный формат популяризации науки, сочетающий эмоциональное воздействие театрального языка, игру актёров и язык научных закономерностей и фактов».
Людмила участвовала в так называемом эскизе science-драмы «Гроза, метель и буря», причём, помимо учёных, в постановке были задействованы профессиональные актёры Театра юного зрителя. Это своего рода паззл, микс классических произведений (А.Н. Островского, А.С. Пушкина и У. Шекспира), имеющих отношение к природным явлениям. В эскизе перетекают из одного в другой известные сюжеты, но в каждом неизменно одно — любовная тема и мощная природная стихия, оттеняющая переживания главной героини.
«Я и мои коллеги по сцене из мира науки играли самих себя — учёных, которые поясняют природные явления и их последствия научным отрезвляющим языком (буря — это не фонтан эмоций героини, а совершенно понятное природное явление). На сцене разворачивается битва физиков (учёные) и лириков (актёры). Влюбчивая героиня эскиза испытывает душевные метания от своих переживаний, не понимает причину угасания чувств, сравнивает свои метания с метелью, потом влюбляется вновь и томится от стыда из-за запретной любви, ей правят эмоции и тягостные переживания. И тут вступают "охлаждающие" и рационализирующие происходящее "партии" учёных», — рассказала Людмила Кулагина.
По словам Кулагиной, такой нестандартный формат популяризации науки вполне полезен в преподавательских буднях: студенты, как и зрители в постановке, легче воспринимают материал, который донесён на примерах с понятными каждому аналогиями. Например, известный красноярцам не понаслышке режим НМУ, вызванный слоем инверсии над городом, можно сравнить с тёплым одеялом, накрывающим Красноярск и препятствующим рассредоточению загрязнённого воздуха.
Фото: ИЦАЭ Красноярска.