Найти тему

Диссертация: "Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды (на примере Департамента Росприроднадзора)".

Оглавление

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ В РФ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 10

1.1. Понятие, сущность и основные функции государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды 10

1.2. Особенности обеспечения природоохранной деятельности в РФ 18

1.3. Нормативно-правовая основа реализации государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды в РФ 27

Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА РОСПРИРОДНАДЗОРА ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 36

2.1. Общая характеристика и организационная структура 36

2.2. Анализ основных направлений деятельности 47

2.3. Анализ основных проблемных вопросов деятельности 68

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА РОСПРИРОДНАДЗОРА ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 97

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что на протяжении многовековой истории человечества отношение к природе претерпевало существенные изменения, обусловленные главным образом развитием производительных сил, иногда довольно бурным, как, например, это имело место в период промышленной революции или имеет место сейчас в эпоху научно-технической революции.

Для современной России реализация эффективной государственной политики по сохранению природы и природных ресурсов в процессе развития государства имеет исключительное значение т.к. этот фактор выступает не только базисом политических и экономических коренных преобразований, но и непременным условием сохранения человечества как вида. Вот почему охрана существующих отношений по природопользованию и строгое обеспечение баланса экологических интересов с экономическими – важнейшая задача современной отечественной государственной политики.

Цель диссертации проведение анализа государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды на основе анализа деятельности Департамента Росприроднадзора Центрального федерального округа, выявление ключевых проблем и формирование предложений по более эффективной организации работы данного органа управления.

Достижение поставленной цели в работе предлагается посредством следующих задач:

1. Определить понятие, сущность и основные функции государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды;

2. Выявить особенности обеспечения природоохранной деятельности в РФ на современном этапе;

3. Определить нормативно-правовую базу осуществления в РФ государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды;

4. В рамках анализ эффективности реализации государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды на примере Департамента Росприроднадзора Центрального федерального округа дать общую характеристику данному органу управления, определить его организационную структуру;

5. Определить основные направления деятельности Департамента Росприроднадзора Центрального федерального округа, проанализировать их эффективность;

6. Выявить ключевые проблемы в работе Департамента Росприроднадзора Центрального федерального округа;

7. Определить пути совершенствования государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды на примере Департамента Росприроднадзора Центрального федерального округа.

8. Сформулировать выводы по изученной проблематике и внести предложения по повышению эффективности деятельности объекта исследования.

Непридание должного значения охране природы в сознании множества современных руководителей промышленных предприятий, а также неоднозначность научных подходов к государственной экологической политике и предопределили выбор тематики исследования.

Объект исследования - Департамент Росприроднадзора Центрального федерального округа как орган государственного управления, выступающий на подведомственной территории гарантом защиты окружающей природной среды путем проведения соответствующей государственной политики.

Предметом является непосредственно практическая деятельность указанного выше департамента в области экологии и защиты окружающей природной среды.

Методология исследования. В ходе проведенного исследования использовались метод исторического и сравнительно-правового анализа, синтеза, системный, статистический, математический, а также другие методы.

Теоретической основой работы послужили труды отечественных ученых в области государственного и муниципального управления, современное отечественное законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с реализацией государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды.

Эмпирическая основа. При подготовке диссертации использованы официальные статистические данные и архивные материалы Департамента Росприроднадзора Центрального федерального округа.

Степень разработанности темы. Следует отметить, что проводимое исследование не является первым в отечественной науке. Так, вопросы исследования начал государственной экологической политики содержатся в многочисленных труда российских специалистов в области управления, среди которых можно выделить М.М. Бринчука, Н.Н. Веденина, Н.А. Гейта, В.В. Круглова, А.А. Куватову, В.Д. Писарева, О.С. Сергееву, Г.П. Серова, Н.Н. Скитер, Н.Н. Сороку, О.В. Устьянцеву, С.В. Шатаеву, Н.В. Шуленину и ряд других ученых.

С современных позиций вопросы реализации государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды исследованы А.И. Абдурасуловой, К.В. Агамировым, М.В. Аносовым, Б.Б. Аслоновым, Д.К. Бекяшевым, Е.А. Беляковой, Я.А. Блажеевым, Н.Д. Бубликом, О.П. Бурматовой, Т.И. Бурсулая, Л.С. Гамидуллаевой, Г.И. Гарифуллиной, Н.А. Гейт, А.В. Горбуновой, Я.Б. Дицевич, В.А. Егиазаровым, Л.Р. Еспергеновой, И.В. Захаровой, М.Д. Ивановой, Х.А. Кадымовой, Е.А. Киреевой, И.О. Кирильчук, А.В. Кодоловой, М.В. Колодиной, Т.Г. Косенко, А.А. Куватовой, Л.Н. Куроедовой, В.В. Лукьянченок, Е.В. Луневой, Н.И. Махонько, М.А. Мирзаханова, А.Д. Мурзиным, Д.К. Ниловым, С.Г. Новиковой, Е.П. Огородниковой, С.В. Ратнером, Д.И Сафаровым, Е.В. Свердюковым, Е.В. Семилетовым, О.С. Сергеевым, В.Е. Суховым, Т.М. Тезиевым, Т.Н. Точкиной, С.С. Тропской, А.А. Ходжаевым, А.С. Чешевым, С.Ф. Ярославцевым и рядом других ученых.

Научная новизна исследования. В диссертации на основании анализа отечественной доктрины сформулировано понятие "государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды", определена его сущность и специфические черты.

Основными положениями, выносимыми на защиту, являются следующие:

1. Доказано, что современная сущность государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды базируется на результатах и положениях, сформулированных древнегреческими учеными.

2. Доказано, что единой трактовки относительно термина "государственная экологическая политика" в отечественной науке не сформировалось.

3. Сформулировано определение понятия "государственная политика в области экологии и охраны окружающей природной среды" как "основанное на общечеловеческом подходе общегосударственное решение практических проблем экологии и охраны природы, стоящих перед обществом и связанных с возрастающим воздействием хозяйственной деятельности человека на среду обитания живых существ (включая самого человека)";

4. На основании исследования отечественной доктрины выделены шесть ключевых функций органов государственного экологического контроля, реализуемых в РФ.

5. Определен, сформулирован и охарактеризован основной инструментарий в области государственной экологической политики РФ.

6. Доказано, что современная государственная политика в природоохранной сфере в РФ финансируется по так называемому остаточному принципу, предусматривая ежегодное снижение целевых затрат и, наоборот, не предусматривая на эти цели выделение бюджетных преференций. Подобное свидетельствует о принижении руководством страны роли экологии и недальновидном подходе к управлению данной сферой.

7. Обоснована необходимость повышения управляемости и эффективности природоохранной деятельности в РФ на современном этапе. Автором предложен комплекс мер, направленных на стабилизацию при реализации современной государственной политики в области экологии и защиты окружающей природной среды.

8. Установлено, что эффективная государственная экологическая политика зависит от качества нормативно-правового обеспечения природоохранной деятельности. На основании анализа российского законодательства обосновано, что в РФ вопросы природоохранной деятельности регулируются нормативными правовыми актами, которые условно можно объединить в шесть ключевых групп. Отмечена излишняя разрозненность современного российского природоохранного законодательства, особенно на уровне специализированных федеральных законов.

9. Аргументировано, что, компетенция Департамента Росприроднадзора по ЦФО представляет собой набор необходимых полномочий по разрешению экологических вопросов окружного характера, главные из которых вопросы осуществления должного контроля и надзора в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

10. Доказано, что наличие многоуровневой линейной структуры Департамента Росприроднадзора по ЦФО свидетельствует о консервативности управления в данном органе государственного управления, базирующемся на подчинении нижестоящих органов – вышестоящим. Негативным сопутствующим фактором данной структуры управления является бюрократическая волокита.

11. В деятельности Департамента Росприронадзора по Центральному федеральному округу сформулированы 13 направлений, определены 5 основных направления, требующих анализа: 1) осуществление надзора и регулирования деятельности в сфере обращения с отходами; 2) осуществление надзора и регулирование деятельности в сфере охраны атмосферного воздуха; 3) осуществление надзора и регулирование деятельности в сфере охраны водных объектов; 4) осуществление охраны особо охраняемых природных территорий, а также контроль за использованием и воспроизводством объектов животного и растительного мира; 5) государственный земельный надзор

12. На основании анализа результатов служебной деятельности Департамента в работе доказано наличие в результатах его работы в анализируемом периоде (2016-2018 гг.) 8 основных тенденций: 1) снижение общего количества проводимых проверок; 2) снижение общего количества проверок внеплановых; 3) снижение более чем в 3 раза общего количества выездных внеплановых проверок; 4) снижение общего количества проведенных рейдовых мероприятий; 5) снижение общего количества выполненных предписаний; 6) снижение общего объема выставленной платы за неблагоприятное воздействие на окружающую среду; 7) снижение суммы взысканных экологических выплат; 8) увеличение общего количества обращений граждан в Департамент по поводу нарушения требований российского природоохранного законодательства.

13. Доказано, что многообразие видов государственного контроля, осуществляемого Департаментом Росприроднадзора по ЦФО требует существенной оптимизации методов и регламентов ее работы.

14. Аргументировано существование на данном этапе 7 общих проблем, характерных для системы современного государственного контроля за состоянием окружающей природной среды, а также выделены основные проблемы характерные для территориальных Управлений, входящих в систему Департамента Росприроднадзора по ЦФО, обоснована целесообразность применения риск-ориентированного подхода.

15. Доказано, что процесс совершенствования государственной экологической политики в России можно осуществить путем применения передового опыта ведущих стран мира, базирующегося на более интенсивном применении методов экономического стимулирования (льготное кредитование, налогообложение и ряд других инструментов).

Практическая значимость исследования в возможности применения результатов для улучшения результатов окружных департаментов Росприроднадзора.

Теоретическая значимость исследования в возможности использовать результаты теоретических наработок при подготовке лекционного материала, а сами тезисы в качестве материала или докладов на научно-практических конференциях.

Степень достоверности. Полученные результаты являются достоверными, поскольку подтверждаются материалами практики и современной научной доктриной, а также научными публикациями автора.

Структура работы сложная и включает в себя три сложных по составу главы, введение, заключение и список использованной литературы.

Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА РОСПРИРОДНАДЗОРА ЦЕНТРАЛЬНОГО

2.1. Общая характеристика и организационная структура

Прежде всего дадим краткую характеристику составу Центральному федеральному округу. Итак, в состав Центрального федерального округа (ЦФО) входят 18 субъектов Российской Федерации.

Территория округа составляет в 650,2 тыс. кв. км. Расположение ‑ Восточно-Европейская равнина. Граничит на западе с Республикой Беларусь, на юго-западе с Украиной.

Население Центрального федерального округа ‑ по состоянию на 01.01.2019 года насчитывает более 39 млн. человек, что составляет около 27 % от всего российского населения.

В более чем 300 городах сосредоточены крупные промышленные предприятия, деятельность которых определяет экологическую обстановку и уровни загрязнения окружающей среды в регионе. Самые крупные из них - Москва, Воронеж, Ярославль, Рязань, Тула, Липецк, Иваново, Брянск, Тверь и Курск.

Более четверти населения проживает в г. Москве ‑ центре федерального округа.

Территория округа расположена в нескольких природных зонах - хвойных, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей и степей[1].

Преобладающая часть территории ЦФО принадлежит бассейнам рек Волги и Дона.

Графически Центральный федеральный округ выглядит следующим образом (рис. 1).

-2

Наличие в составе ЦФО большого количества субъектов РФ подразумевает то, что органами окружного значения являются в основном органы государственной власти, которые вследствие обширности своих полномочий и исходя из экономической целесообразности должны иметь окружные территориальные подразделения. Не является исключением и Федеральная служба РФ по надзору в сфере природопользования, также имеющая окружные органы Росприроднадзора.

По своему функциональному назначению Росприроднадзор представляет собой орган государственного управления федерального уровня, входящий в структуру органов исполнительной власти и "осуществляющий государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль) и уполномоченный государственный орган Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в установленной сфере деятельности"[1].

2.2 Анализ основных направлений деятельности

Департамент Росприроднадзора по ЦФО осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя:

1. федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

2. государственный земельный надзор;

3. государственный надзор в области обращения с отходами;

4. государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

5. государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

6. федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

7. федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

8. государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

9. федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

10. федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

11. государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой.

12. государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

13. федеральный государственный пожарный надзор в лесах и государственный надзор в области семеноводства при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения"[1].

Вместе с тем, анализ функционирования Департамента Росприроднадзора Центрального федерального округа позволяет выявить следующие основные направления его служебной деятельности.

1. Осуществление надзора и регулирования деятельности в сфере обращения с отходами.

На территории Центрального федерального округа ежегодно образуется более 258 миллионов тонн промышленных отходов, из них размещается на собственных объектах размещения, (большей частью это отходы горно-обогатительного производства) более 159 миллионов тонн. Тогда как доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных промотходов по ЦФО составляет чуть более 30%[2].

-3
-4
-5

2.3. Анализ основных проблемных вопросов деятельности

Проведя анализ результатов служебной деятельности Департамента Росприроднадзора Центрального федерального округа выделим и проанализируем ряд приоритетных проблем, настоятельно требующих своего разрешения.

1. Недостаточная теоретическая проработка, отсутствие единого подхода к определению ряда базовых понятий.

2. Отсутствие отдельных нормативных правовых актов, определяющих осуществления отдельных видов экологического контроля и учитывающих специфику его объекта контроля. В первую очередь, административных регламентов "по исполнению государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля"; "по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора в области обращения с отходами производства и потребления";"по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на землях ООПТ федерального значения и контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на ООПТ федерального значения" и т.д.

3. При осуществлении полномочий в сфере надзора инспекто­ры сталкиваются с рядом проблем, вызванных не­совершенством действующего законодательства. Так, например, п. 1 ст. 25 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматри­вает, что "при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководи­телей, иных должностных лиц или уполномочен­ных представителей юридических лиц". В п. 2 ст. 25 названного Федерального закона закрепляется, что "юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные предста­вители юридических лиц, индивидуальные пред­приниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федераль­ного закона, необоснованно препятствующие про­ведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и/или не исполняющие в установлен­ный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального кон­троля об устранении выявленных нарушений обя­зательных требований или требований, установ­ленных муниципальными правовыми актами, не­сут ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации"[1].

Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-6