Введение
История российского чайного дела в Китае во второй половине XIX века в наибольшей степени связана с фабрикацией прессованных чаев. Под таким названием российские источники и дореволюционные авторы понимали продукт, представлявший собой остатки от производства более дорогого байхового чая и спрессованного в различные формы для удобства транспортировки и потребления. Формы прессовки чая варьировались, но наиболее распространённой была форма кирпича, отсюда происходит название кирпичный чай. К прессованному чаю относился также плиточный чай (прессовался из чайного материала в форму, напоминающую шоколадную плитку) и поленчатый чай (спрессованный в цилиндрические формы). В 1863 году в провинции Хубэй была открыта первая русская фабрика, изготавливающая кирпичный чай для дальнейшей отправки на российский рынок. В ближайшие несколько десятилетий прессованные чаи составили большую часть от всего китайского чая, вывозившегося в Россию, при этом русские торговые дома были единственными из иностранцев, которые фабриковали и вывозили кирпичный чай из Китая. Таким образом, производство и экспорт кирпичного чая входят в число важнейших составляющих русско-китайских отношений во второй половине XIX века.
Виды кирпичного чая
Российские дореволюционные источники и ученые различали несколько основных видов кирпичного чая. Пекинский черный чай приготовлялся из листьев, которые оставались от просеивания байхового чая через 4-е и 5-е сита, мелких листьев, которые оставались после веяльной машины, и отобранных во время перебирания байхового чая сучков и стеблей. Обыкновенный кирпичный чай приготовлялся из старых чайных листьев, которые оставались на деревьях, а также сучков, стеблей и крупных листьев байхового чая 1-го, 2-го и 3-го сборов. Зеленый кирпичный чай был практически аналогичен предыдущему сорту, но не подвергался в процессе приготовления термообработке (морению) и сохранял зеленый цвет. Основой для изготовления всех перечисленных видов кирпичного чая служили остатки от производства байхового чая (так называемые чайные высевки, или чайная пыль), которые объединялись под общим названием хуасян. Во второй половине XIX века хуасян можно назвать вторым по значимости товаром на рынке Ханькоу после байхового чая.
Покупателями чайных высевок являлись фабрикующие кирпичный чай русские торговые дома, китайцы, которые либо сбывали хуасян на внутренний рынок, либо прессовали чай для отправки в Россию, а также англичане, которые скупали лучший хуасян, но не прессовали его, а сбывали в сыром виде в Англии, США и Австралии как дешевый чай.
Фабрикация чая
Купленный хуасян отправлялся на русскую фабрику, где прессовался в кирпичи. Производство продолжалось почти круглогодично — летом, осенью, зимой и до весны, когда начинался новый сезон торговли байховым чаем и вместе с ним на рынок поступали чайные высевки. Стоимость производства кирпичного чая включала затраты на доставку, прессовку, покупку ящиков, зарплату рабочим и другое.
Помимо чисто объективных факторов (производственных), на стоимость приготовления кирпичного чая влияли обстоятельства, связанные с ситуацией на рынке в конкретный год. В 1886 году высокая стоимость изготовления черного чая имела причиной конкуренцию русских фирм между собой за покупку хуасяна, которые «перебивали его друг у друга и повысили его цену»
Успех российских торговых домов
Начиная с 1863 года русские торговые дома добились значительных успехов в процессе фабрикации кирпичного чая: в 1864 году на русских фабриках в Хубэй было изготовлено 10 500 ящиков чая, а в 1894 году на фабриках в Ханькоу — 197 452 ящиков чая.
Однако развитие процесса изготовления чая не было стабильным. Можно выделить резкий подъем производства кирпичного чая в течение 60-х годов XIX века, затем упадок второй половины 1870-х годов, снова подъем производства к 1885 году, и затем, после некоторого сокращения, производство кирпичного чая возрастает к началу 90-х годов XIX века.
Заключение
Операции по производству кирпичного и прочих видов спрессованных чаев на русских фабрика в Китае во второй половине XIX века состояли из двух основных этапов: покупки сырого материала и последующей фабрикации на арендуемых фабриках. Рынок хуасяна в Ханькоу был в целом схож с рынком байхового чая. Здесь сказывались факторы, влияющие на ценообразование, был значим вопрос качества продукта, существовала конкуренция и своеобразная рыночная игра цен на хуасян. В е годы было множество примеров подделок данного продукта, борьбы российских торговых домов между собой за покупку сырого материала и их общей конкуренции с английским и китайским бизнесом в Ханькоу.
Вторым этапом в процессе производства прессованного чая являлась фабрикация хуасяна на фабриках. Стоимость изготовления чая напрямую зависела от стоимости сырого материала, поэтому процесс покупки хуасяна и изготовление «кирпичей» были неразрывно связаны. Прессовка хуасяна осуществлялась также в формы, напоминающие шоколадные плитки, что было связано с внедрением на фабричное производство гидравлического пресса в конце 1870-х годов. Начиная с 60-х годов XIX века производство кирпичного чая показывает устойчивый тренд роста, несмотря на сокращение фабрикации в отдельные годы. Последнее обстоятельство было связано как с собственно рыночной конъюнктурой в Ханькоу, так и с различными факторами ситуационного характера. Подводя итог, можно отметить, что производство кирпичного чая в Китае являлось уникальной чертой русско-китайского торгово-экономического взаимодействия. Грамотная организация российского чайного бизнеса в Ханькоу, избегание конфликтов и сотрудничество в решении проблемных вопросов сделали Российскую империю к концу XIX века главным направлением чайной торговли Китая.
Отрывки из книги. Хамзин И. Р. Российское чайное дело в Ханькоу во второй половине XIX века : изготовление кирпичного чая / И. Р. Хамзин, Р. Т. Ганиев // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 10. — С. 512—528. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-10-512-528.