Авторские вещи региональных дизайнеров сегодня становятся все более востребованы. Каждый год на показах мод мы видим множество талантливых имен. Так случилось и в этот раз на Altai Fashion Week-2024 – главном событии региональной индустрии моды. Перед мероприятием мы поговорили с дизайнерами одежды Алтайского края и Республики Алтай об интересе местного потребителя к локальным брендам.
Текст: Оксана Макрушина, фото: Юлия Кирьянова
Не теряют корни
Интерес к западным модным концепциям у россиян всегда был значительно выше, чем к собственным брендам. Но, как пишет Институт развития индустрии моды Beinopen, в последние годы начали заявлять о себе бренды, вдохновленные локальным, попутно демонстрируя нам, что система российских культурных кодов многообразна, как и многообразна наша страна.
Модники начали обращать внимание на локальных дизайнеров, теперь популярно быть их адептом. Так, по данным Минпромторга, каждый второй россиянин считает, что российское происхождение бренда — это позитивный фактор, влияющий на решение о покупке. «Смещение фокуса со стороны покупателей привело к значительному увеличению количества местных брендов, – говорят эксперты Школы дизайна Высшей школы экономики. – У потребителя появилась потребность к осмыслению локального опыта и традиций».
Алтайские дизайнеры рассказали «Автографу», как в нашем крае и соседней республике развивается региональная мода и имеет ли она вес на всероссийской арене. Оказалось, на местном уровне модельеры чувствуют себя хорошо, а вот над тем, чтобы завоевать известность в России, еще работают.
Наталья Звягина, создатель семейного бренда «Гладиолус» из Бийска, рассказывает: «Мы с дочерью Софией обе дизайнеры. Несколько лет назад создали свой бренд женской одежды, а в 2023 году стали победительницами Altai Fashion Week. В этом году уже выступили соорганизаторами конкурса. Я отвечала за дизайнеров всех регионов. Мы специально ездили по ярмаркам разных городов – Красноярска, Новосибирска, Горно-Алтайска, знакомились с разнообразием местной моды. Считаю, у нас хорошо развито это направление. Все девчонки – очень мощные!».
С ней согласна и Юлия Логинова, создатель бренда нижнего белья You Muse. владелица магазина Fashion Reform Underwear: «Около 10 лет я занимаюсь нижним бельем и одеждой для дома. Вдохновляют меня на это сами женщины! Мне кажется, у нас в крае хорошо развиты местные бренды. Я знаю многих дизайнеров, которые занимаются пошивом нижнего белья».
Сделай сам
Интерес к местному рынку, кутюрье и производствам, конечно, сформировался не за один день. Тренд на локальное задала еще пандемия: многие мировые бренды стали останавливать работу магазинов, что дало большие возможности для местных производителей. А позже закрытые границы еще больше поспособствовали развитию местных брендов.
«В фэшн-ритейле я более 20 лет. Изначально работала как байер – закупала в других странах коллекции и привозила нашим барнаульским модницам, – вспоминает Ольга Манина, основатель бренда «Умный Garderob». – Когда началась пандемия, мы столкнулись с тем, что абсолютно негде было достать новинки. Я знаю свою целевую аудиторию, я знаю, в чем бы сама с удовольствием ходила, значит, и мои клиентки тоже такие вещи хотят. Например, мне хотелось длинную юбку им предложить, а продавали на тот момент только короткие. Где взять юбку? Создать самой! Так, мы полностью перешли на свое производство. Сейчас весь ассортимент, который есть в наших магазинах (их в городе два), мы отшиваем и отвязываем сами».
Тернистый путь
Если изначально дизайнеры в основном продавали свои творения онлайн или шили на заказ, то теперь появляется все больше офлайн-магазинов, где представлены целые коллекции местных производителей. Однако конкуренция локальных брендов нарастает, и, чтобы ее выдерживать и быть заметным у аудитории, молодым модельерам сегодня необходимо развивать несколько совершенно разных каналов продаж: соцсети, маркетплейсы, собственные торговые точки.
Ксения Блинкова, член Евразийской ассоциации этно-дизайнеров, сетует: «Как бы печально это ни звучало, но местные дизайнеры неизвестны на мировом, даже на всероссийском уровне... Чтобы получить известность, необходимо выходить на подиумы «Московской недели моды», участвовать в мероприятиях в Пекине, Милане, а это очень большие затраты, не одна сотня тысяч. Поэтому наши дизайнеры, насколько я знаю, пошли путем интернет-продвижения, но и там легко затеряться среди таких же творцов. А на местном уровне, думаю, да, есть известные имена. В своих регионах дизайнеры могут и должны влиять на моду!»
Многие виды одежды, например, вечерняя мода, по словам экспертов, только начинают пользоваться спросом у местного потребителя. Нужно как-то заявить миру о себе – и тут на помощь приходят профессиональные конкурсы. Наталья Харитонцева, дизайнер свадебных и вечерних платьев, занимается свадебной и вечерней модой больше 20 лет: «Клиенты узнают обо мне через соцсети и по отзывам знакомых. Я создаю платья с добавлением цветов ручной работы, расшитые кружевами. Сама отшиваю свои изделия по индивидуальному заказу. Год назад решила создавать еще и коллекции и участвовать в профессиональных конкурсах. Хочется показать городам края, что и у нас в Барнауле изготавливают свадебные платья не хуже заграничных!».
Еще один дизайнер свадебных и вечерних платьев, Юлия Калмыкова, тоже презентует свои работы с помощью профильных конкурсов: «Наверное, вечерняя мода в Барнауле только сейчас начинает пользоваться спросом. Да, свадебная и выпускная мода у нас развита давно, но ассортимент, представленный в городе, не такой большой. В барнаульском показе мой бренд участвовал впервые, а в Москве, Санкт-Петербурге уже представляли наш край. На Неделе моды я представила коллекцию вечерних платьев «Лабелла».
Модельеры края должны объединяться в сообщества и находить путь к своему потребителю сообща, уверена Ольга Манина: «Дизайнеров у нас в городе не много, хотелось бы больше, чтобы закрыть все потребности барнаульских клиентов. Такие мероприятия как Алтайская неделя моды как раз помогают дизайнерам обменяться идеями, опытом, организовать творческую коллаборацию. Продвигать свои коллекции, открывать собственный магазин очень затратно: одна только аренда помещения в торговых центрах обходится недешево. Поэтому многие дизайнеры открывают совместные точки».
Мода для народа
На Дома высокой моды и Недели моды – в Париже, Милане, Лондоне, Нью-Йорке – ориентируются дизайнеры по всему миру. Именно там, на главных подиумах, задают основные тенденции. Затем они распространяются по странам и городам, становясь все более общедоступными.
По словам алтайских дизайнеров, при создании коллекций они преимущественно отвечают на запросы жителей региона и создают носибельные вещи на каждый день и для особых случаев. Спросом пользуется одежда, которая будет органично смотреться в повседневной жизни, а не только на страницах глянца.
«Мои коллекции не идут в ногу с модой, они просто рождаются в голове, – делится Юлия Логинова. – Я рисую каждое изделие, а потом вместе с портнихами дорабатываем его и отшиваем. С каждым годом наши женщины все больше внимания уделяют домашней одежде и нижнему белью. Я считаю, с него все начинается. Раньше наши мамы носили дома то, что не жалко. Сегодня женщины и дома хотят быть нарядными. Тем более, сейчас пижамы настолько универсальные, что их можно надеть и на улицу, сочетать сорочку из домашнего комплекта с брюками. Мы используем премиальные ткани, которые адекватно смотрятся и в городской среде».
Платья, костюмы, нижнее белье – среди локальных брендов можно найти одежду на любой вкус и стиль. Чьи-то коллекции перекликаются с мировыми тенденциями, чьи-то разнятся, зато подходят местному потребителю.
«Наши местные дизайнеры – очень талантливые! – Уверена Наталья Звягина. – Каждая реализуется в своем направлении: одни создают красивые вечерние платья, другие – льняные или кожаные изделия. Бийские дизайнеры, например, любят шить из трикотажа. Мы работаем в стиле прет-а-порте (букв. «готовое к носке» - прим.ред), делаем элегантные вещи».
«Конечно, мировые дизайнеры задают нам определенный ритм, – отмечает Ольга Манина. – Мы должны знать, какие цветовые решения, фактуры, ткани, силуэты будут актуальны в этом сезоне. Но, вдохновляясь известными подиумами при создании коллекций, мы понимаем, что это должно быть носибельно в Барнауле. Философия моего бренда такова: женщине нужен капсульный гардероб, в котором все вещи легко сочетаются друг с другом. У каждой вещи большая вариативность, она подойдет и маме в декрете, и бизнес-леди».
Молодые бренды стали больше прислушиваться к аудитории. Их цель – наладить эмоциональную связь с потребителем, понять, за какой одеждой он вернется еще ни раз. «Мои платья выбирают выпускницы, женщины, ищущие наряд для важного события, в том числе, невесты. В профессии я более 20 лет, – рассказывает Юлия Калмыкова. – Работаю на заказ с перспективой долгосрочного сотрудничества: сначала ко мне приходит девушка за нарядом на выпускной, позже – за свадебным платьем. Через время и детей своих приводит».
Традиции в новом прочтении
Фокус внимания потребителей сейчас сместился не просто на региональную моду, а на проекты, вдохновленные той или иной локальной традицией. В 2024 году в мире вырос спрос на традиционный русский стиль в одежде, пишут «Известия». Российские дизайнеры из разных регионов представляют поклонникам такой одежды различные варианты: от намека на национальный костюм до ярко выраженного стиля.
Наряды с множеством деталей, вышивкой олицетворяют уникальность, тонкую ручную работу. Но, что немаловажно, они должны отвечать требованиям времени. И этно-дизайнеры сегодня стремятся показать, что национальный костюм тоже может выглядеть современно.
«Я работаю в этно-стиле с 2015 года. У меня максимально приближенные к современным требованиям коллекции. Могу сказать, что спрос на это направление растет: люди тянутся к родной одежде, к натуральным материалам. Думаю, в ближайшие 10-15 лет интерес к этно-одежде будет только возрастать», – считает Ксения Блинкова.
С коллегой соглашается Наталья Звягина: «В Республике Алтай очень развито направление этно. Дизайнеры из Междуреченска (Кемеровской области) тоже продвигают этно-стиль. Он сейчас популярен, происходит такое возрождение истоков. Русская народная тематика – это вообще не направление нашего бренда, но для конкурса «Леди Евразия» мы тоже создавали коллекцию в этом стиле».
Подобные проекты призваны поддержать региональную самобытность жителей. Они формулируют новые смыслы по отношению к дизайну, искусству и моде и выводят местных модельеров на новый уровень. Наши дизайнеры давно не проигрывают сравнение с коллегами из других городов. Своими коллекциями они регулярно доказывают: алтайская мода – дело не любителей, а профессионалов.