Были в Грузии в середине мая 2024 года. Одна неделя. На машине, две семьи, вчетвером.
Предыдущие статьи:
Что бросилось в глаза неорганизованным туристам, приехавшим самостоятельно?
В связи с закрытием аэропортов от Геленджика до Воронежа добраться в Грузию проще, быстрее и дешевле нам стало на автомобиле. Плюс не поджимало время приезда и отъезда, это важно для спокойного отпуска.
Перед поездкой прочитали внимательно рекомендации нашего МИДа (путешественникам всем советую тоже ознакомиться):
Граница и рядом
В Грузию нельзя ввозить ГСМ, заправились во Владикавказе на Лукойле «под горлышко».
Выехав из Владикавказа в 7:00, около 8 были на КПП Верхний Ларс, в 8:45 уже в Грузии. Грузовики отдельно, легковые и минивены отдельно.
У нас проверили, что хотели, с грузинской стороны никто ничего не осматривал. Так же было на выезде через неделю.
С грузинской стороны на пропускном пункте пограничник (в форме, таможенник или кто он такой?): обращение к нам, людям гораздо старше его – на «ты». Плохо знает язык? Не думаю. Поправлять не стал, это их страна, а нам надо ехать, пусть.
На выезде таможенник постарше разговаривал нормально, без эмоций выполнял свою работу, всё строго и достойно.
Страховка на авто обязательна, тариф 30 лари на 2 недели. До и после границы полно предложений. Если не купите, на выезде из страны проверят. Последствий не знаю.
Дороги
До Тбилиси ещё ок. 170 км по ВГД (Военно-грузинская дорога). Обгон через сплошную – норма для местных, но! если нет полиции. При нас таких не ловили, сами не попались. Дорога среднего качества, перевал на высоте около 2400 метров. Несколько туннелей плохо проезжие, Мерс-Спринтер пассажирский может задним бампером зацепиться, ехали очень медленно и аккуратно, лучше за фурами постараться не попадать, долго проезжают и разъезжаются.
Перед Тбилиси начинается автострада до Батуми, строящаяся китайцами. Небольшие волны, но на 115-120 комфортно.
Ещё не готов участок около 50-70 км. Но там… Туннель переходит в мост, потом опять туннель, и так все 50-70 км. Но китайские товарищи работают… Шёлковый путь восстанавливают.
Дорога Тбилиси-Боржоми-Ахалцихе-Хуло-Батуми не для седанов. Километров 40-50 очень плохая гравийка с осыпями. Красота там есть, очень понравилось, а прорванное острым камнем (разрез 5-6 см) колесо не испортило настроения, а дало возможность лишний час полюбоваться горными пейзажами))). Для справок - по дороге на Зеленое озеро, где порвали колесо, видели только трактор, у которого колеса обтянуты сеткой из железных цепей, и ГАЗ-66, который, наверное, на цельнолитых шинах ездит. Остальные дороги по нашему маршруту Владикавказ-Тбилиси-Хуло-Батуми-Кутаиси-Тбилиси-Владикавказ среднего качества, не плохие, не отличные, разметка понимаемая, знаки без особенностей, навигатор подсказывает.
Полиция
Якобы в засаде не стоят, якобы видно издалека, и патрулируют с включённой цветомузыкой. Враньё. Нас «взяли» из засады около перекрёстка, где ни один российский водитель не включит поворотник – основная дорога плавно идёт направо, примыкающая под углом 160 градусов уходит налево. Засада без улова не останется никогда. Остановили какую-то машину с 4-хзначным числом, может, прокатные, временные или турецкие (у грузинских 3-значные числа), и нас, с российскими номерами.
У водителя никакой возможности возразить. На ломаном русском полицейский просто доводит информацию о нарушении, забирает права, техпаспорт и загранпаспорт, а потом приносит распечатку типа кассового чека на грузинском, где понятны только номер машины и сумма штрафа. Невключённый поворотник (говорят, самый распространённый штраф) – 50 лари, или ок. 1500 руб.
У меня больше двух лет без единого штрафа – и за поворотник?
Из комичного-в загранпаспорте нет адреса проживания, а место рождения у меня – не РСФСР. Вот же он пыжился, когда ему объяснял, какие союзные республики были в составе СССР, например, говорю, была Грузинская Советская Социалистическая Республика. Его, почти в прыжке, выкрикнутое «НЕ НАДО это объяснять!!!»,– эх, на весь полторашник отработал артист, нас порадовал своей искажённой физией. Ещё раз – ЭХ!
Чёрт его знает, что он об адресе места жительства написал? Не знаю.
(PS. Есть ли адрес прописки в документах, не комментируйте, пожалуйста, знаю. А вдруг кто из грузо-полицаев эту статью прочитает и узнает? Пусть будет интрига!)
То, что полиция всегда поможет, не подтвердилось. Ни разу не помогли. Один молоденький пытался помочь с парковкой, но его быстро поправили опытные товарищи – нельзя, и всё, без объяснений. В это время в Тбилиси были акции протеста против «русского» закона об иноагентах, в центре все парковки очистили от машин, мы возле места проживания не могли припарковаться около часа, ездили по кругу, ждали хозяев (см. часть 2, о грузинском сервисе). Это пяти- или шестикружие вокруг центра могу повторить с закрытыми глазами.
Камеры и оплата штрафа
Камер много. Разные. Не понял, фиксируются ли нарушения машин с российскими номерами (у нас, в России, говорят, армянские номера не определяются для фотофиксации). Мне кажется, нарушал (скорость штрафуется +15 км/ч от макс. допустимой, постоянно пересчитывал, потом плюс 10 км/ч поставил на круизе).
На выезде таможенник проверил на штрафы. Штраф за поворотник нашёл, а по камерам ничего не было. Из Грузии выпустил, но предложил оплатить сразу. В кассе штраф 50 лари обошёлся в 52 (плюс 2 лари комиссия)
Топливо
Дизель там 3-3,43 лари (около 100 руб.) Качество румынской соляры (знак похож на Шелл) за 3,43 лучше нашего, при 115 км/ч расход 8-8,5 по равнине (у нашего Лукойла меньше 9 никогда не получалось). Заправок много, расстояния - не российские вёрсты.
При заправке за наличку при расчете заправщиком использовался калькулятор-цена окончательная не 3,43, а какая-то другая, больше? меньше? – не разбирался. Всего на 1300 км потратили 250 лари (7500 руб) на заправку, из них 750-800 км на российском полном баке проехали, плюс выехали с 20-25 литрами. Кстати, про горные дороги. Враньё про полуторный расход. В гору да, 13-15 литров на 100 км, но под гору-то в среднем 5-6! Типтроник для этого обязателен, да и на тормозах благотворно сказывается. Общий расход Владикавказ-Тбилиси-Хуло-Батуми-Кутаиси-Тбилиси-Владикавказ-ровно 10,0 л/100 км по компьютеру и практически так же по литражу на заправках, при всех пробках и горных дорогах на пониженной передаче.
Движение по дорогам
Указатели только на грузинском и английском. Яндекс-навигатор работает (взяли симку без предъявления паспорта с анлим-интернетом, с возможностью раздачи на наделю за 25 лари=750руб). В целом на дорогах движение не более хаотичное, чем у нас в южных краях. Но обгоны… На автостраде обгон «впритирку», в половину линии разметки (не выходят полностью в левый ряд), левая передняя фара почти чиркается о правый задний фонарь обгоняющего. Немного непривычно, но стиль у них такой.
Обгон через сплошную, повторюсь - как здрасьте. Из-за этого чуть молодой джигит ребенка не сбил, которого мы пропускали – обгонял через сплошную "этого барана" (нас), который едет 60, и останавливается перед пешеходом (ну дитё малое, лет 5-6, дорогу боялось перейти; остановился, показал рукой; хорошо, сам видел обгоняющего; дал руль влево, поворотник и сигнал; ребёнок перебежал, малолетний скоростун успел остановиться, и был обложен рекомендациями). Пешеходные переходы там нарисованы зря, расход краски лишний. Кроме нас, там, кажется, никто на переходе людей не пропускал. Переходить улицу надо уверенно, точно глядя в глаза водителю.
Машин на дорогах с российскими номерами видели (исключая ВГД) 5-6, не более. В Кобулети на парковках на первой линии стояли ещё машины 3-4. Вроде всех посчитал.
Парковки
На табличках о парковке в Тбилиси по-английски написано, что 1 час=1 лари(=30 руб.) Как нам объяснил один мужчина (припаркованный), нужно какое-то приложение скачать, пополнить его счёт (как? терминалы на грузинском языке изначально, где там английский искать?), иначе штраф 50 лари. Не пользовались, не для таких временных гостей это сделано, вот бы подправили. Ладно мы, а граждане других, дружественных стран, как паркуются при временном въезде? Может, кто знает?
В том числе и поэтому наличие парковки при проживании считал обязательным условием.
Осталось такое давно изжитое у нас явление, как "помощь при парковке". Встретились с этим в Кутаиси, возле Колхидского фонтана (см. фото) Это центр города, рядом рынок с красивым панно и чурчхелой. Разметка на площади вроде позволяла стоять, но какой-то чел руками чего-то там махал при парковке, как будто камер у нас нет. Когда пришли - три лари. Вежливо был послан. Тут же перекрыть нам дорогу попытался какой-то "помощник" на какой-то машине. Кооператив "веревочка" до этого видел аж в 2014 году, осенью, в Крыму, осколки украинских порядков. Но память, как общаться с этими помощничками, не пропала. Предложил полицию пригласить, проверить его документы и наличие кассового аппарата. Конфликт прекратился с вручением ему "Так и быть-возьми",-одного лари (30 рублей). Был ещё один нюансик в разговоре, но не расскажу, у остальных может не получиться))
Можно ли ехать на машине?
С учётом особенностей российских аэропортов, и, если без спиртного можете обойтись, когда попутчики употребляют – нет проблем никаких.
ГЛАВНОЕ: Вы не привязаны, есть ощущение внутренней свободы выбора маршрута и остановок, нет "Всё, поехали-поехали, у нас ещё три пункта на сегодня". Плюс возможность при желании капсулироваться в своём, привычном и любимом обществе понимающих друг друга людей. Люблю семейные поездки на авто в новые и в ранее понравившиеся места.
Плюс не лимитируется набор вещей в дорогу и сувениров из поездки.
Правда, требуется тщательная подготовка. Нормально: к недельной поездке готовиться 2-3 недели. У нас чуть сумбурно получилось, 4-5 дней, но за счёт предыдущего опыта мы остались довольны.
Порванное колесо R18 в Тбилиси поменяли на потёртое, но рабочее за 80 лари (2400р). Поторговались, конечно, сначала 100 было)). Мастер русский язык знал только в рамках своей специальности, чуть в сторону - уже не понял. Но нам большего и не надо было. На автомобильный рынок местные с готовностью показывали, как проехать, где там припарковаться, хозяин квартиры предложил самому съездить, всё поменять: «Как вы без запаски по ВГД поедете?» Поблагодарили, но сами справились, чай, не безрукие.
Так что у меня теперь есть на память очень (а, может, и самый) большой грузинский сувенир – запасное колесо R18!
PS. Эта статья, надеюсь, не полемичная, так, факты и фактики, просто закрыть гештальт.
PS. Просьба – вопросы по существу, а у кого не по теме и истериков предупреждаю, что нет времени на бесполезное общение.
Ни гвоздя, ни жезла!
Автор - Валил_Бук