Рассказываем‚ насколько опасно приобретать восстановленную машину и выгодно ли покупать разбитое авто.
Битые авто в России — статистика
Портал «Авто.ру» провёл исследование за 2023 год и выяснил, сколько автомобилей на вторичном рынке побывали в ДТП. Выяснилось, что у 62% машин безаварийная история. Значит, почти 40% водителей рискуют купить битое авто. Нужно учитывать, что специалисты проверяли данные от ГИБДД и страховых компаний. То есть в статистику входят только те случаи, когда ДТП было официально оформлено. Например, если водитель въехал в столб и повредил машину, но не вызывал полицию и не обращался в страховую, то этот инцидент в статистику не входит.
Серьёзные повреждения в авариях получили 16% автомобилей. Например, нарушение геометрии кузова или деформацию силовой конструкции.
Согласно исследованию, самыми аварийными моделями в России являются:
- Hyundai i40;
- Volkswagen Passat CC;
- Toyota Mark II.
Реже всего в 2023 году попадали в ДТП:
- Geely Monjaro;
- Changan UNI-T;
- Voyah Free.
Здесь нужно учитывать, что некоторые китайские модели появились на нашем рынке недавно, и на дорогах пока мало таких машин.
Также чем старше автомобиль, тем выше вероятность, что он был в ДТП. Так бывает из-за больших пробегов возрастных моделей: чем больше машина проехала, тем выше риск, что она побывала в аварии.
Чаще всего в авариях страдают бамперы авто: 42,5% (передний) и 27,8% (задний). Затем идут передние (почти 22%) и задние (14%) крылья и колёса.
Так происходит потому, что много аварий случается на небольшой скорости — например, в пробках. В таких ситуациях обычно повреждения получают бамперы.
Реже всего повреждения получает крыша автомобиля — около 1% случаев. Дело в том, что для этого на крышу должно что-либо упасть или автомобиль должен перевернуться.
Какой автомобиль считать битым
Обычно битым автомобилем считают тот, который побывал в ДТП. Но аварии бывают разные. Например, могут поцарапать бампер или дверь, а могут ударить машину так, что нарушится геометрия кузова.
К битым также относят те машины, у которых меняли кузовные элементы. Это значит, что детали получили такие повреждения, что отремонтировать их было невозможно или нецелесообразно. Чаще всего в таких случаях меняют съёмные детали, потому что их нетрудно демонтировать. Несъёмные элементы нужно вырезать из кузова, а потом устанавливать новые с помощью сварки.
Если дефекты удалось устранить с помощью перекраски детали, то автомобиль битым не считается.
Также замену или ремонт кузовных деталей проводят, если на них есть очаги коррозии. Например, они часто встречаются на колёсных арках и нижней части дверей. В таком случае ремонт или замена элемента не говорит о том, что машина была битая.
Что критично, а что — нет
При ДТП автомобиль может получить повреждения разного характера. С некоторыми дефектами машину лучше не покупать или её нужно проверять намного тщательнее.
Повреждения можно разделить на несколько категорий:
- Дефекты навесных деталей. К навесным деталям относятся те, которые устанавливают с помощью креплений, — например, передние крылья, бамперы, капот, двери. Если такие элементы получили очень серьёзные повреждения, то их можно заменить. Демонтаж и монтаж этих деталей — это не очень сложная операция.
- Повреждения оптики и деталей подвески. Фары и фонари можно повредить при столкновении, а элементы ходовой части — при наезде на препятствие или если колесо попало в глубокую выбоину. Эти элементы также несложно заменить, если ремонт нецелесообразен.
- Повреждения несъёмных элементов. К таким деталям относятся задние крылья, пороги, крыша. Мастера стараются отремонтировать их, потому что замена очень сложная. Если допустить ошибку, то на месте сварных швов быстро появится ржавчина.
- Дефекты силовой конструкции. Силовая конструкция — это остов кузова, к которому крепятся внешние элементы. Такие повреждения — самые опасные, потому что после ремонта уменьшается жёсткость — тогда при аварии водитель и пассажиры могут пострадать. Также может быть нарушена геометрия. Тогда нагрузка на детали ходовой части будет распределяться неправильно, и они будут быстро изнашиваться.
Если рассматривать покупку битой машины, то лучше выбрать вариант, у которого повреждены только съёмные элементы. Даже если детали отремонтировали некачественно, их можно заменить.
Автомобиль с повреждёнными несъёмными деталями нужно проверять более тщательно. Например, если элемент незначительно деформирован при ударе, то ремонт обходится без шпатлёвки. При серьёзных дефектах её используют для выравнивания поверхности. Проверить наличие шпатлёвки можно с помощью толщиномера. Если он показывает более 1000 микронов, значит, элемент был сильно деформирован. Опасность заключается в том, что очень сложно определить, насколько качественно был выполнен ремонт. Если были допущены ошибки, то деталь придётся ремонтировать снова.
Если несъёмные элементы меняли, то есть риск, что работы выполнили некачественно. Тогда на сварных швах появится коррозия.
Критичными являются повреждения силовой конструкции и нарушение геометрии. Восстановить заводские параметры сложно — для этого нужно обращаться в техцентры, где есть специальное оборудование (например, стапель) и высококвалифицированные специалисты. Такой ремонт будет стоить дорого.
Выгода приобретения битых авто
В некоторых случаях покупать битый автомобиль может быть выгодно.
- Такие машины стоят дешевле. При этом у них может быть небольшой пробег, хорошее состояние агрегатов и богатые комплектации. Несмотря на это, продать такую машину сложнее, поэтому даже с учётом вложений в ремонт покупка может быть выгодной.
- На такие машины меньше спрос. Немногие автомобилисты хотят ремонтировать машину сразу после покупки. Поэтому можно найти редкие модели или комплектации.
- Продавцы готовы к торгу. Владельцы автомобилей с дефектами обычно готовы торговаться. Главное — грамотно оценить стоимость ремонта при осмотре повреждений. Для этого, например, можно нанять эксперта или отвезти машину в профильный сервис.
- Все повреждения видны. Бывает так, что при продаже автомобиля владелец скрывает дефекты. При осмотре их можно не заметить, если нет опыта.
Некоторые повреждения — например, нарушение геометрии кузова — непросто определить даже профессионалам. При покупке битых авто все дефекты видны сразу. Тогда можно определить, удастся ли восстановить автомобиль до заводского состояния. - Можно сделать ремонт качественно. Даже если продавец не скрывает, что машина была в аварии, определить, насколько качественно сделали ремонт, бывает сложно. Если покупают битую машину, то можно обратиться в грамотный сервис и купить качественные запчасти.
- Преимущество при продаже. Если ремонт делают грамотные специалисты, то можно их попросить сделать фотографии каждого этапа работ и запчастей, которые они используют. При продаже можно не скрывать, что машина была в аварии, и указать, что ремонт делали качественно — для себя. Тогда у потенциального покупателя будет меньше вопросов при осмотре автомобиля.
- Можно продать машину по запчастям. Некоторые покупают битые автомобили, а потом разбирают их и продают целые запчасти и механизмы отдельно. Тогда нужно предварительно оценить стоимость деталей и агрегатов на вторичном рынке. При этом нужно выбирать популярные модели. Но и в этом случае не все запчасти удастся продать быстро. Также понадобится помещение и инструменты для разбора машины.
Как распознать битый авто
Есть семь главных способов распознать, битый автомобиль или нет:
- Проверить факт ДТП на сайте ГИБДД.
- Заказать отчёт о машине на крупных площадках по продаже автомобилей.
- С помощью толщиномера проверить толщину слоя лакокрасочного покрытия: больше 1000 микронов означают, что на детали есть шпатлёвка — металл был серьёзно деформирован.
- Проверить зазоры между кузовными элементами — они все должны быть небольшими, одинаковыми и ровными.
- Проверить сварные швы и герметик в подкапотном пространстве и в багажном отсеке — они должны быть ровными.
- Проверить дату производства на оптике — она должна совпадать с датой выпуска автомобиля.
- Проверить, что на креплениях кузовных деталей есть специальные метки и нет следов от инструментов.
Проще всего проверить, битое авто или нет, по истории автомобиля — в ней есть все факты ДТП, которые официально регистрировали. Это можно сделать на сайте ГИБДД бесплатно.
Также есть площадки, которые предлагают платные отчёты о машинах, — «Авто.ру», «Автотека» и «Автокод». Информация будет стоить от 207 ₽. В ней также будут данные от страховых компаний и истории размещений на площадках по продаже автомобилей.
С помощью специального прибора — толщиномера — можно определить, были ли металлические детали вторично окрашены. Устройство показывает толщину слоя лакокрасочного покрытия. Заводское ЛКП обычно не превышает 200 микронов. Если толщиномер показывает более 300 микронов — это значит, что деталь красили. Например, могли устранять царапины, потёртости и небольшие вмятины. Если показания превышают 1000 микронов — на детали есть шпатлёвка. Это значит, что металл был серьёзно деформирован.
Некачественный ремонт выдают неровные и разные зазоры между кузовными элементами. На современных автомобилях они не должны быть слишком большими и отличаться друг от друга.
Серьёзные повреждения выдают неровные сварные швы и герметик. Их можно осмотреть визуально — например, в подкапотном пространстве и в багажном отсеке.
Нужно проверить маркировки на оптике. Там указана дата производства, которая должна совпадать с датой выпуска автомобиля. Если они различаются, то значит, что приборы меняли после аварии. Также могут установить неоригинальные фары и фонари. На них будут маркировки стороннего производителя.
На заводе на крепления кузовных деталей наносят специальные метки. Если их нет, а на крепёжных элементах есть следы от инструментов, значит, их меняли или снимали для ремонта.
Как обманывают покупателей
Чаще всего покупателей обманывают, скрывая повреждения. Например, если ДТП не было зарегистрировано в ГИБДД, а ремонт провели качественно, то продавец может не сказать об аварии.
Также владелец может занижать уровень повреждений, которые получил автомобиль. Например, если детали были деформированы, то могут сказать, что элементы окрашивали из-за царапин или сколов. Если детали меняли, то могут сказать, что их демонтировали для небольшого ремонта. Выявить такой обман сложно — особенно если установили оригинальные элементы.
Ещё, если после аварии нужна замена деталей, некоторые владельцы устанавливают неоригинальные или тюнинговые запчасти. Чаще всего так бывает с бамперами, порогами, передними крыльями, капотами и боковыми зеркалами. Например, у некоторых моделей есть заводские спортивные обвесы, которые являются дорогой опцией. Но можно приобрести неоригинальные аналоги — они будут стоить в несколько раз дешевле. Неоригинальные детали такого типа иногда устанавливают, даже если машина не была в аварии — в рамках внешнего тюнинга. Но если автомобиль пострадал в ДТП, установка таких элементов помогает сэкономить на запчастях. Также покупателю могут сказать, что детали меняли из-за желания обновить внешний вид машины, а оригинальные элементы продали.
Ещё вместо повреждённых деталей могут установить элементы от рестайлинговой версии модели. При продаже также говорят, что решили освежить внешность машины. Так же могут поступить, если меняют повреждённую оптику — устанавливают тюнинг или элементы от рестайлинговой модели.
Нарушение геометрии кузова или дефекты силовой конструкции сказываются на состоянии деталей ходовой части, рулевого управления и резины. По этим вторичным признакам профессионалы могут определить, что машина была в серьёзной аварии.
Но если недобросовестный продавец видит, что перед ним не профессионал, он может объяснить эти проблемы другими причинами. То есть он не отрицает факта износа деталей, но утверждает, что они пришли в негодность по естественным причинам. Неравномерный износ покрышек можно объяснить тем, что давно не делали регулировку развал-схождения.
Битые авто из-за границы — особенности
Чаще всего битые автомобили покупают на аукционах в США. Самые известные площадки — Copart, Manheim, IAAI (сайты заблокированы на территории РФ). Там люди выбирают понравившийся автомобиль и, если им удалось предложить самую высокую ставку, покупают его.
Выгоднее всего приобрести машину с небольшими дефектами, которые можно быстро устранить, когда её привезут в Россию. Оптимальный возраст машины — до трёх лет. Тогда стоимость растаможки будут считать от стоимости автомобиля. Поскольку он битый, его цена будет существенно ниже по сравнению с целым.
После доставки, растаможки, получения документов (ЭПТС и СБКТС) и ремонта автомобиль можно будет эксплуатировать. Есть компании, которые занимаются доставкой битых машин из США под ключ. Стоимость услуг зависит от выбранного автомобиля. Некоторые компании просят за это 100 000 ₽.
В сумму покупки нужно закладывать дополнительные расходы, такие как стоимость транспортировки до порта в США (иногда в другой штат) и сервисный сбор аукциона. Сроки доставки автомобиля до Москвы примерно составляют три-четыре месяца.
Плюсы покупки битого авто из-за границы Минусы покупки битого авто из-за границы Низкая стоимость автомобилей Долгая и дорогая доставка Большой выбор моделей Не всегда все повреждения указаны в документах и видны на фотографиях Есть возможность купить модель, которую не продавали в России Есть риск, что посредники обманут Если ошибиться в расчётах стоимости ремонта, то покупка будет невыгодной
Как купить машину правильно
Если решили купить битый автомобиль, то нужно искать экземпляр, у которого не повреждены силовые элементы кузова и основные агрегаты (двигатель и коробка передач). Проверить состояние деталей кузова и механизмов можно в профильном сервисе.
Также нужно рассчитать примерный бюджет ремонта. Точную сумму определить вряд ли удастся, потому что для этого нужна дефектовка — нужно снять повреждённые детали, потому что за ними могут быть скрытые дефекты. Исходя из этого, нужно оценить целесообразность приобретения битой машины. Если разница в цене небольшая, то нет смысла тратить время на восстановление.
Ещё нужно проверить доступность запчастей. Например — есть ли элементы в наличии или можно ли их приобрести на вторичном рынке. Бывает так, что некоторые детали приходится заказывать. Тогда срок ожидания может превышать месяц.
Чтобы случайно не купить битый автомобиль, нужно проверить его по базам, а затем при осмотре — визуально и с помощью толщиномера. Также нужно обратиться в сервис для диагностики деталей подвески и агрегатов.
Если обнаружили следы серьёзного кузовного ремонта, то лучше сразу отказаться от покупки такой машины. Скорее всего, владелец скрыл не только факт ДТП, но и, например, скрутил пробег.
Часто задаваемые вопросы
Как выявить битый автомобиль?
Факты ДТП можно найти в истории машины — через сайт ГИБДД (бесплатно) или через крупные площадки по продаже автомобилей (платно). Также нужно проверить толщину лакокрасочного покрытия специальным прибором — толщиномером. Ещё нужно осмотреть зазоры и состояние креплений, герметика и сварных швов. Если нет опыта, то лучше обратиться в сервис, где есть опытные маляры и жестянщики.
Зачем покупать битую машину?
Битый автомобиль покупают под восстановление или на продажу по запчастям. Это выгодно, потому что часто машину с дефектами продают существенно дешевле целой. После ремонта на машине можно ездить или перепродать её. Если битый автомобиль покупают для разбора, то снимают целые детали и агрегаты и продают их на вторичном рынке.
Какую битую машину не стоит покупать?
Если машину собираетесь ремонтировать, то не стоит покупать автомобиль с нарушением геометрии кузова и повреждениями силовой конструкции. Устранить такие дефекты очень сложно и дорого.
Что нужно сделать перед покупкой битого автомобиля?
Тщательно проверить состояние силовой конструкции и геометрию кузова. Для этого нужно обратиться в техцентр, где есть грамотные жестянщики и специализированное оборудование.
Также нужно рассчитать примерную стоимость ремонта и проверить наличие запчастей. Иначе покупка не оправдает себя или ремонт затянется.
Можно ли привезти битую машину из-за границы?
Можно. Чаще всего битые автомобили покупают на аукционах в США. Выгоднее всего выбрать машину с небольшими повреждениями и не старше трёх лет. Тогда растаможка будет дешевле, и даже с учётом стоимости ремонта покупка может оказаться выгодной.
В сумму покупки нужно закладывать сервисные сборы, стоимость доставки до порта и в Россию, растаможку и оформление документов.
Если нет опыта или знакомых в США, которые могут помочь, можно обратиться в специализированную компанию. Предварительно нужно изучить отзывы о ней, потому что на рынке много мошенников.
Стоимость услуг таких компаний разнится — в том числе в зависимости от выбранного автомобиля. Обычно компания берёт около 100 000 ₽.
Вывод
На вторичном рынке можно найти интересные битые автомобили в хороших комплектациях. Их цена будет ниже из-за дефектов и небольшого спроса. Лучше выбрать машину с небольшими повреждениями. Если правильно рассчитать стоимость ремонта, то покупка окажется выгодной.
Ещё один вариант покупки битой машины — для продажи по запчастям. Тогда лучше выбрать популярную модель с небольшим пробегом, у которой сохранились основные агрегаты.
Также можно привезти битую машину из-за границы. Выгодно выбрать автомобиль с небольшими дефектами не старше трёх лет. Для этого потребуется помощь — как минимум с логистикой в другой стране. Также можно заказать доставку машины под ключ. Нужно обратиться в компанию с положительными отзывами и высоким рейтингом.
Чтобы не купить битую машину, нужно проверить её историю по базам. Затем необходимо провести тщательный осмотр и проверить толщину лакокрасочного покрытия. После этого нужно обратиться в техцентр для комплексной диагностики.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной