Найти тему
ИДО ТГУ

Михаил Шепель рассказал о ДПО в рамках новой индустриальной модели российской экономики

В телеграм-канале «ДПО: от буквы до цифры» прошла новая трансляция разговора в прямом эфире с Михаилом Шепелем, где он выступил в новой должности — не только директора ИДО, но и проректора ТГУ по развитию дополнительного образования.

В этот раз онлайн-встреча с
Михаилом Олеговичем была посвящена трем темам: задачи ДПО в рамках новой индустриальной модели, роль искусственного интеллекта в промышленности и в образовании, а также значимость для ДПО нового типа образовательных программ —микроквалификаций.

В ключевом блоке беседы Михаил Олегович дал ответы на вопросы о новой индустриальной модели, которая сейчас активно внедряется в РФ.

— Что такое новая индустриальная модель?

— Несколько дней назад я был на конференции, которая проходила в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) по инициативе государственной корпорации «Роскосмос» и входящего в состав корпорации научно-исследовательского предприятия «Техномаш». Главным предметом обсуждения была новая индустриальная модель, которую внедряет в свою политику и производственные вопросы «Роскосмос». Понятие новой индустриальной модели сегодня используют в подходах к стратегическому планированию все крупные госкорпорации России: в этом направлении двигаются и РЖД, и «Росатом».

Почему это так важно для госкорпораций и ключевых отраслей российской экономики? Речь идет о доктрине стратегического планирования, содержащей в себе систему взглядов на новые подходы к экономическому, финансовому, организационному развитию государства с целью решения ключевой задачи, которую поставил президент РФ — достижение экономической эффективности. Принципиально новое здесь — уход от модели предприятий замкнутого цикла к коллаборации, к формированию экосистемы.

Госкорпорации — это замкнутые системы, состоящие из предприятий, на которых решаются производственные вопросы. У этой структуры есть свои плюсы и минусы, но вопросы взаимодействия с внешними партнерами находятся, как правило, за пределами замкнутого цикла. Сегодня ставится вопрос о необходимости движения в другую сторону — в сторону экосистемы, которая позволяет отдельным предприятиям и целым госкорпорациям быть более гибкими, быстрее реагировать на вызовы и качественнее решать сложные вопросы, с которыми сейчас сталкиваются практически все отрасли экономики. Под экосистемой подразумевается более тесное взаимодействие с другими предприятиями страны, с частным бизнесом, с Российской академией наук, с вузами и отдельными исследовательскими коллективами для решения производственных задач.

Многие предприятия нашей страны традиционно опирались на систему «опорных» вузов, которые были выбраны той или иной государственной корпорацией для партнерского взаимодействия. Но сейчас технологии меняются так быстро, что зачастую нужно привлечь к деятельности предприятия принципиально иное образовательное учреждение или научную группу. Cпособность не замыкаться на себе, привлекать инновации, аккумулировать новые идеи, быстро внедрять их в производственный процесс становится не просто фактором конкурентоспособности корпорации, а способом выживания в условиях санкций. Именно это подразумевает новая индустриальная модель.

— Как вузы могут помочь в решении кадровых вопросов предприятий?

— Сегодня предприятия способны не просто «давать заказ» вузам на подготовку специалистов по программам основного или дополнительного профобразования. Предприятия, в том числе оборонно-промышленного комплекса, готовы вместе с университетами прогнозировать и проектировать то, что им нужно. Почти все предприятия сейчас находятся в условиях дефицита кадров, даже те, которые имели корпоративные университеты и закрывали кадровые потребности внутри собственной образовательной системы. Они готовы искать альтернативные возможности, а университеты, участвующие в федеральных проектах, могут им это предложить. Речь идет о таких проектах как «Содействие занятости», «Меры поддержки предприятий ОПК», «Кадры для беспилотников». Университеты становятся полноценными партнерами в решении широкого спектра задач для бизнеса.

— Какие задачи встают перед системой ДПО в рамках новой индустриальной модели?

— Направление, которое Министерство образования и науки выделяет как основное в процессе трансформации высшего образования, — получение студентами сразу нескольких квалификаций в процессе обучения. Это направление тесно связано с развитием дополнительного профессионального образования. Оно дает возможность выпускнику вуза обладать гораздо большим количеством компетенций, навыков, специализаций, чем это предполагало обучение в вузе в прежние годы. Кроме того, это дает возможность молодому человеку зайти на рынок труда еще будучи студентом.

Такая задача решается за счет практикоориентированности учебных программ. То есть цель — не просто присвоить выпускнику какие-нибудь дополнительные квалификации, а сделать их максимально ориентированными на реальный сектор экономики. Поэтому наиболее успешные кейсы сейчас у тех университетов, которые выстраивают учебные программы в логике новой индустриальной модели и встраиваются в экосистему внутреннего обучения корпораций. В этой системе студенты получают вторую или третью квалификацию не столько в стенах своего университета, а сразу на предприятии.

Одна из задач в ТГУ сегодня — построить такую образовательную систему, когда ДПО перестает быть дополнительной функцией и становится значимой частью программ основного обучения.

— Какие метрики качества образования используются в ДПО в рамках новой модели?

Сейчас создана рабочая группа по качеству ДПО в рамках нацпроекта «Содействие занятости». В нее вошли представители образовательных учреждений, госкорпораций, члены совета по профессиональным квалификациям. Для работы группы важно получать обратную связь от участника образовательного процесса с помощью соответствующих цифровых решений. Обратная связь от работодателя — тоже очень важно. Когда мы говорим об обратной связи от гражданина, речь идет не только о том, понравилось или не понравилось обучение, а, скорее, о том, достигнуты ли цели, которые он ставил в процессе получения допобразования.

Благодаря доступу к большим данным, которые мы получаем от Минтруда, Минэкономики, мы сейчас проводим исследование вместе с Высшей школой экономики, чтобы посмотреть, насколько то или иное обучение дало экономический результат. Выросла ли зарплата гражданина после обучения, увеличились ли доходы самозанятого или индивидуального предпринимателя. Вопросы оценки качества мы концентрируем вокруг трех направлений: обратная связь от обучающихся, отклик от предприятий, плюс у нас есть анкета, которую мы сейчас совершенствуем, чтобы на основе объективных данных статистики измерить экономический импакт.

— Может ли искусственный интеллект решить проблему кадрового голода?

— И да, и нет. Там, где эта технология внедряется, и человеческий ресурс высвобождается, появляются новые задачи, и человек перераспределяется на другое направление работы. В условиях колоссального дефицита кадров, как сегодня, использование технологий ИИ для того, чтобы высвободить человеческие ресурсы на другие задачи, — такая цель стоит. В новой индустриальной модели вопрос скорости трансформационных процессов и принятия управленческих решений является основным. Но, чтобы быстро принимать решения, нужно постоянно мониторить рабочую среду, анализировать ее. И способности искусственного интеллекта в части анализа того, что происходит, в сфере подготовки управленческих решений колоссальные. Поэтому запрос у предприятий в области внедрения ИИ очень большой. И основными инвесторами в развитие этой технологии являются как раз крупнейшие госкорпорации.

Во второй части беседы Михаил Шепель ответил на вопросы редактора канала «ДПО: от буквы до цифры» Снежаны Шамсудиновой об использовании искусственного интеллекта в сфере высшего образования, рассказал о своем личном опыте работы с технологиями ИИ и о том, как эти технологии будут применяться для решения задач ИДО ТГУ в производстве новых образовательных онлайн-продуктов.

Полную версию разговора можно посмотреть в записи трансляции.