7,3K подписчиков

Как запустить "симулятор" для решения задач

Продолжение. Читайте первую часть

Кратко напомню. В первой части я предложил два варианта мышления:

Вспоминательный - при котором человек пытается по разным признакам вспомнить решение задачи.

Симулятор - воображаемую копию мира задачи, в которой человек пытается поставить эксперимент, и получить решение задачи мысленно-эмпирически.

И так же напомню, что в современной действительности наблюдается резкий перекос в пользу вспоминательного варианта (96%).

Нужно написать пару слов про симулятор-воображариум, чтобы разъяснить его суть.

Симулятором я называю такой отдел воображения человека, в котором он копирует реальный мир. Но мир этот как бы в такой коробочке, и полностью подвластен автору. В этом симуляторе можно выдумать любые законы Природы, населить его любыми... эээ... хотел написать "существами", но они же не существуют... скажу "объектами". Заставить эти объекты действовать как-то, или просто за ними наблюдать. (ещё вариант названия - "воображариум", по аналогии с аквариумом для рыбок)

В той или иной степени этот симулятор есть у каждого из нас. Если вы поднимаете диалог столетней давности и пытаетесь придумать более остроумный или колкий ответ, если вы, глядя на крутую машину представляете, как изменится жизнь, окажись вы за её рулём, если вы рисуете себе в голове разные картины - это всё работа симулятора.

У симулятора есть ещё одна очень полезная функция - создавать сведения, данные, которые недоступны в реальном мире. Если вы не знаете, где ваш ребёнок ходит в 8 ночи (и не берёт трубку), то ваш симулятор начинает рисовать такие картины... Впрочем, эта функция (как я сказал) чаще оказывается полезной, чем вредной. Её можно использовать для обучения.

Это не совсем воображение, это лишь его часть. Особенность симулятора в том, что все воображаемые события в нём происходят закономерно. То есть, в выдуманном мире не творится полная анархия, а есть чёткие правила, которые не нарушаются (а если нам хочется нарушить их, мы просто перезапускаем симулятор с новыми правилами).

Какими будут эти законы и правила - зависит только от воображения хозяина симулятора, и задачи, для решения которой этот симулятор задействован.

А симулятор используется для решения огромного количество разнообразных задач.

И его вполне можно приспособить к решению самых банальных школьных задач по математике или физике.

Чтобы это сделать, нужно обеспечить как минимум три условия.

  • Во-первых, симулятор нужно научиться запускать
  • Во-вторых, его нужно настроить на решение задач
  • В-третьих, нужно научиться видеть в нём ответы

Каждый из этих пунктов настолько объёмен, что можно написать целую книгу про него одного. Но я постараюсь уложиться в одну статью.

Как запустить симулятор

Казалось бы, раз симулятор есть у всех, запускать его не требуется. Каждый им пользуется регулярно. Но это не совсем так. Современность такова, что даже если симулятор есть, человек не может его запускать сознательно, или он очень слабо развит.

Соответственно, нужно а) развивать симулятор и б) тренироваться его запускать "по требованию".

Начну с развития - это проще всего.

Самый лучший способ развить симулятор - это читать книги.

Говорят, читающие дети лучше осваивают школьную программу. Это не от того, что они получают знания из книг, а от того, что у них развивается симулятор, и они с большей вероятностью применят его для школьных задач. Поэтому не важно, какого сорта будут книги - фантастика, приключения, детективы, лирика, романы - сойдёт всё. Мне очень трудно судить о том, на сколько эффективно тут работают аудиокниги - для меня они пустые совершенно. Но, если отталкиваться от структуры симулятора, его развитию аудиокниги способствуют ничуть не хуже.

Кстати, если ребёнок предпочитает тиктоки и дудей романам и Стивенсонам, то можно и заставить читать насильно. Просто книгу надо брать в руки взрослому. И читать вслух. Лучше всего перед сном. А вынудить читать самого можно грубейшей манипуляцией в духе Шахерезады.

Как настроить и применять симулятор для решения задач

Эти две задачи решаются параллельно.

Общий принцип такой - пару раз попробует, а потом втянется.

Вот если ребёнка просто попросить решить задачу, он попытается вспоминательным способом думать. Успешно или нет - нас в общем-то не интересует (хотя, лучше, чтобы не успешно). Важно, что он не будет запускать симулятор. Что-то объяснять словами будет всё равно, что стенке.

Здесь нужна манипуляция, после которой ребёнку придётся запустить симулятор.

Работа довольно простая.

Сначала разобрать текст с ответами на два примитивных вопроса: "кто был в задаче?, и что он делал?". Собственно, ответ должен быть всего из двух слов. Например, "машина едет". На этот короткий ответ можно потратить довольно длинный промежуток времени - окупится. Я как-то писал об этом статью, но давно уже. За ссылку спасибо

В этот момент симулятор ещё не запущен, но для него уже подготовлена почва. Старт даст "наводящий" вопрос "а какого цвета машина?". Вопрос, который не догадается задать ни один учитель. Ведь он не имеет непосредственного отношения к задаче. Или имеет? Имеет и самое прямое. Ребёнок сразу представит себе эту машину.

В ёмком слове "представит" содержится целый мир. В голове у ребёнка создастся экземпляр симулятора с характеристиками мира наиболее близкими к реальному (в представлении ребёнка, разумеется), там создастся модель объекта - машины, и эта модель сразу же наделится как минимум одним явным свойством - цветом. Технически, это будет модель к задаче. Да-да, полноценная модель задачи. Просто она не будет соответствовать тексту. Хотя, может, и будет. Как повезёт.

Не важно, какой цвет назовёт ребёнок. Важно, откуда он этот цвет возьмёт. В задаче про него не написано, реальной машины перед ним нет, картинки - тоже (учитель об этом должен позаботиться). Значит, единственное место, где он сможет получить эти данные - симулятор. А для этого симулятор нужно запустить.

(Хотя, какой-нибудь отличник может пойти в отказку - сразу станет говорить, мол, вопрос к задаче не имеет отношения. Ну и тут уже симулятор не запустится, придётся задавать другой "визуальный" вопрос, "не относящийся" к решению задачи)

Вот так это работает. Остаётся только донастроить симулятор под конкретную тему или предметную область. А для этого в симулируемый мир нужно добавлять объекты - по такому же принципу, как и машину - которые необходимы для решения задачи. Чуть сложнее со связями между объектами (законами), но их уже можно даже описывать словами (редкий случай, когда объяснять словами можно и полезно).