Найти тему
21 век!

Что такое подкаст: объясняем простыми словами

Оглавление

Подкастинг — не новое явление, несмотря на недавнюю славу. Термин «подкастинг» появился почти 20 лет назад благодаря британскому журналисту Бену Хэммерсли. Он предложил так называть процесс доставки аудиофайлов на плееры Apple. С тех пор под словом «подкастинг» подразумевается огромная сфера создания и распространения контента, а подкастами стали называть аудиошоу, которые по форме похожи на радиопрограммы.

Подкаст — это вид аудио- и видеоконтента, в котором один или несколько ведущих обсуждают разные темы.

студия подкастинга
студия подкастинга

Термин впервые использовал британский журналист Бен Хаммерсли 12 февраля 2004 года. Бен объединил 2 слова: название популярного плеера iPod и слово broadcasting («вещание» в переводе с английского).

-2

Несмотря на множество сходств, есть существенное различие между подкастами и радиопередачами — это способ распространения. Подкасты существуют в интернете. Авторам подкастов не нужны студии и радиостанции. Они могут записывать свои выпуски дома, используя более-менее качественные микрофоны, а затем распространять их через специальные сервисы, социальные сети и стриминговые платформы.

Слушатели могут не подстраивать свой график под время выхода программы. Они могут послушать запись в удобное для себя время. Это экономит время и позволяет делать другие дела, слушая выпуски. Пожалуй, это одна из главных причин, почему подкасты стали такими популярными.

Сейчас это максимально широкий и демократичный жанр: создать свой подкаст может кто угодно и на какую угодно тему. Аудиопроекты СМИ стабильно входят в списки самых популярных во всём мире. Однако не стоит забывать и о развлекательных шоу. Забавные беседы, рассказы о еде, спорте, хобби, жутких преступлениях и многом другом пользуются большим спросом.

Особенно сильно люди нуждались в таком контенте во времена пандемии и сразу после неё. Именно поэтому в 2021 году произошёл настоящий бум подкастов.

Наиболее популярный формат подкаста — это беседа нескольких человек. В отличие от интервью, подкаст не ограничен рамками разговора. Обычно ведущий активно участвует в беседе, а не только задаёт вопросы приглашённому гостю. Также существуют шоу с одним спикером.

-3

Особенности формата:

  1. Средняя длина аудио — полчаса, но ограничений по длительности нет.
  2. Контент доступен бесплатно или по подписке. Доходы же поступают от рекламодателей. Также подкасты могут создаваться с целью продвижения компании или личного бренда.
  3. Это аудиофайл, который можно распространять через различные платформы. Иногда его можно скачать. Запись можно поставить на паузу и вернуться к ней позже.
  4. Подкастер — это человек, который создаёт и ведёт подкаст. Он может записать как один выпуск, так и целый сезон. Многие авторы снимают по несколько сезонов разговорного шоу на одну тему.

Виды:

У формата нет чётких жанровых рамок, но можно классифицировать шоу по определённым критериям.

По способу создания их можно разделить на записанные:

  1. От частных лиц. Благодаря простому производству, создать своё шоу может почти каж
  2. От лица бренда. Большие компании создают собственные подкасты, чтобы продвигать свой бизнес, укреплять лояльность аудитории и получать обратную связь.
  3. Спонсорство. Создать подкаст несложно, но сделать его увлекательным — задача более сложная. Кроме того, рынок спонсорства в России пока недостаточно развит, и брендам бывает трудно найти квалифицированных исполнителей. Однако можно рассмотреть вариант спонсорства уже существующего популярного шоу и использовать его для продвижения своих товаров или услуг.

По способу подачи контента:

  1. Диалог — самый популярный вид беседы, так как в формате импровизации говорить одному гораздо сложнее. Обычно за микрофонами находятся два или три ведущих.
  2. Монолог — это жанр, который требует тщательной подготовки сценария. Обычно автор, который является экспертом в определённой области, делится своими знаниями и опытом с аудиторией.
  3. Интервью — это беседа, в которой участвуют ведущий и приглашённые гости. Ведущий задаёт вопросы, а гости отвечают на них.
  4. Художественные подкасты — это как аудиоспектакли, в которых роли по голосам читает один автор или несколько человек. Некоторые из этих проектов стали настолько популярными, что их даже экранизировали.
  5. Документальные передачи — это аналог обычных документальных программ, которые могут иметь одного или нескольких ведущих. В таких передачах могут использоваться интервью или старые записи. Одним из классических жанров является true crime — передачи о преступлениях.

За что подкасты любят их создатели:

  1. Самый демократичный и доступный формат, стоимость запуска которого составляет от 15 000 до 100 000 рублей. Однако можно запустить проект и вовсе бесплатно.
  2. Почти нет конкурентов за внимание аудитории, так как мало что можно слушать параллельно с другими делами.
  3. Подкасты — это развивающийся рынок, поэтому добиться популярности в этой сфере относительно легко.

Как записать свой подкаст пошагово:

  1. Выбрать тему. Зачастую подкасты создают эксперты в определенной области, а бренды выбирают полезную информацию для потенциальных клиентов. Например, крупный магазин бытовой и цифровой техники может рассказать о правильном выборе того или иного прибора и их отличия.
  2. Выбрать формат программы. Можно вести её самостоятельно, найти себе соведущего или же регулярно приглашать гостей.
  3. Написание сценария. Для каждого выпуска необходимо разработать план и собрать материалы. Даже импровизационные шоу требуют хотя бы общего плана сценария.
  4. Запись аудио. Это можно сделать дома на микрофон. Но материал будет лучше, если проводить запись в студии.
  5. монтаж. Каждая запись требует редактирования: нужно удалить лишние звуки, долгие паузы и неудачные фрагменты.
  6. Загрузка. Готовый материал нужно выложить на специальных платформах — SoundCloud, «Яндекс Музыке», Apple и Google Podcast, VK, Castbox.
  7. Продвижение. Чтобы слушатели узнали о шоу, нужно его рекламировать.

-4

Как продвигать?

Даже крупным брендам эта задача может показаться сложной. Площадки для подкастов составляют подборки популярных проектов, ориентируясь на процент прослушивания. Кроме того, многие из них автоматически продвигают начинающих авторов.

Однако авторы не могут повлиять на эти рекламные инструменты.

Можно использовать другие платформы для продвижения своего подкаста. Однако процент переходов обычно оставляет желать лучшего.

За деньги можно купить место в подборках подкастов по определённой теме. Также стоит использовать имеющийся медийный капитал: прорекламировать свой новый проект в социальных сетях. Или пригласить в подкаст известных людей, или купить рекламу в другом аудиошоу.