Найти тему
Сергей Лёвин

Циклы в русской истории. Новый взгляд. Часть 1: Исторические циклы - это фракталы.

Изображение из открытого источника.
Изображение из открытого источника.

Идея о циклическом ходе истории представляет собой концепцию, согласно которой исторические события и процессы повторяются в определенных циклах. Она основывается на предположении, что история развивается нелинейно и не ведет к постоянному прогрессу, а скорее имеет тенденцию к повторению определенных образцов и событий.

На этой основе разработаны различные теории исторических циклов. Согласно им исторические циклы могут быть различной продолжительности – от коротких, повторяющихся в течение нескольких лет или десятилетий, до долгосрочных циклов, которые могут повторяться в течение веков или даже тысячелетий.

Теория цикличности предполагает, что эти циклы обусловлены определенными закономерностями и причинами, которые влияют на ход исторического развития. Например, такими факторами могут быть социальные, экономические, политические или культурные изменения, которые повторяются в определенных интервалах времени.

Одним из ключевых аспектов теории цикличности является идея, что исторические циклы имеют определенные фазы или стадии. Например, цикл может начинаться с периода стабильности и процветания, затем переходить в период кризиса и деградации, а затем снова возвращаться к новому периоду стабильности и процветания.

Теория цикличности имеет своих приверженцев и критиков. Некоторые историки и социологи считают, что она помогает лучше понять исторические процессы и прогнозировать будущие события, основываясь на анализе прошлых циклов. Другие же считают, что она слишком упрощает сложность истории и игнорирует уникальность каждого исторического события и контекста.

Исторические предпосылки возникновения теории цикличности связаны с наблюдениями и анализом исторических событий и процессов. Уже в древности люди замечали, что история повторяется и проходит через определенные фазы и периоды. Эти наблюдения стали основой для формулирования теории цикличности.

Одной из первых формулировок теории цикличности была идея о вечном возвращении, высказанная древнегреческим философом Пифагором. Он считал, что история повторяется вечно и проходит через циклы, в которых сменяются периоды стабильности и кризиса.

Пифагор. Изображение из открытого источника.
Пифагор. Изображение из открытого источника.

В средние века, в работах историков и философов, идея цикличности получила дальнейшее развитие. Они заметили, что история имеет тенденцию повторяться и проходить через периоды подъема и падения, циклы развития и деградации.

В XIX веке теория цикличности получила новое развитие. В работах ряда историков и социологов того времени было отмечено, что история проходит через циклы, связанные с развитием общества и культуры. Современные историки и социологи продолжают исследовать и анализировать исторические процессы с точки зрения цикличности. Они используют различные методы и подходы, чтобы выявить и объяснить закономерности и циклы в истории.

Согласно циклической концепции исторического развития, общество проходит через определенные стадии, которые повторяются в циклическом порядке. Эти стадии могут быть связаны с политическими, экономическими, социальными и культурными изменениями. Например, общество может переживать периоды стабильности и процветания, а затем переходить в периоды кризиса и деградации.Поэтому сторонники теории цикличности истории считают, что она позволяет исследователям прогнозировать ход развития истории в будущих циклах. Они могут анализировать прошлые исторические циклы и искать закономерности, которые могут повториться в будущем. Это помогает понять, как будет развиваться исторический процесс, какие вызовы он несёт и как к ним можно подготовиться.

Таким образом знания полученные на основе анализа циклов истории помогают спрогнозировать возможные сценарии будущего — как ближайшего, так о отдалённого.

Однако теория цикличности имеет своих критиков, которые указывают на некоторые недостатки и ограничения этого подхода. Одним из основных аргументов против является то, что теория цикличности упрощает исторические процессы и игнорирует уникальные и непредсказуемые события, которые могут привести к радикальным изменениям в обществе. Критики утверждают, что история не повторяется в точности, и каждый исторический период имеет свои особенности и контекст.

Также они указывают на то, что теория цикличности не учитывает влияние новых технологий и научных открытий на исторические процессы. Они считают, что развитие технологий и науки может привести к принципиально новым и неожиданным изменениям в обществе, которые не могут быть объяснены с помощью циклических закономерностей.

Альтернативным подходом к теории цикличности является теория прогресса. Она утверждает, что история развивается в одном направлении и прогрессирует со временем. Приверженцы этой теории считают, что общество постепенно становится более развитым, улучшается и достигает новых уровней развития. Они подчеркивают роль науки, технологий и образования в этом процессе.

Истоки представления о цикличности истории

Таким образом цикличность истории — это теория исторического круговорота, подразумевающая повторение этапов зарождения, расцвета и упадка или полной гибели человеческих сообществ. Образ круга, или циклического коловращения — первый в человеческом сознании позволяющий овладеть пониманием времени и истории. Истоками он уходит к архаической мифологической картине мира. То есть, мифам, повествующим о периодических катастрофах и обновлении мира, об умирающих и воскресающих богах и пр. Цикл и цикличность легко перекочевали из мифологии в философию. И в таком первобытно-мифологическом виде они ещё долго интересовали философов. Самым первым признание получил, циклический или круговой процесс, позже — поступательный, или линейный, а сейчас — спиралевидный процесс.

Теории циклического развития, или исторического круговорота разнообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению исторических перспектив. Но все они сходятся в представлении о том, что любой народ, а если взять шире, цивилизация проходит стадию становления, расцвет и упадок.

Циклический подход к общественному развитию предполагает, что внутри цикла изменяются качества общества, а также они меняются между циклами-кругами. В связи с этим свести циклическое развитие к теории исторического круговорота невозможно. Например, при циклическом подходе к развитию России, было выделено несколько последовательных циклов. Каждый раз при завершении цикла-круга, Россия вступала в новый. А это говорит о спиральности развития истории, где каждый круг, или цикл — это виток спирали. Таким образом, современная философия не отвергает взгляд на историю развития общества как циклический процесс. Однако цикличность она представляет как развитие по спирали.

Циклы российской истории.

В среде любителей истории и профессиональных историков существует точка зрения, что в истории России регулярно повторяются похожие события — кризисы и подъёмы, с одинаковыми интервалами. Это указывает на цикличность Российской истории.

Существуют разные подходы к выявлению и описанию циклов в российской истории, но в основном они говорят о повторяющихся периодах развития продолжительностью 300 — 400 лет. Среди этих концепций выделяется оригинальная теория забытого исследователя истории жившего в конце XIX —начале XX в. Его имя Валентин Александрович Мошков.

Валентин Александрович Мошков.

Валентин Александрович Мошков. Изображение из открытого источника.
Валентин Александрович Мошков. Изображение из открытого источника.

Российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант, член-сотрудник Императорского Русского географического общества, координатор общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Является одним из первых исследователей истории и культуры гагаузов. Создатель оригинальной гипотезы об особенностях и путях истории человечества, в связи с чем является популярным в среде русских представителей оккультизма. В частности с его именем связано появление в конце 1980-х годов статьи доктора исторических наук Геннадия Айплатова «Российский Нострадамус Валентин Мошков».

16 февраля 2022 г. «Литературная Газета» написала:

«115 лет назад в Варшаве был издан первый том удивительной книги Валентина Мошкова – генерала российской царской армии, выпускника Михайловского артиллерийского училища в Петербурге, действительного члена Русского географического общества. Речь идёт о двухтомном фундаментальном исследовании под замысловатым названием «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики» (Т. 1. Происхождение человека. – Варшава, 1907; Т. 2. Механика вырождений. 1912 год – начало «железного века». – Варшава, 1910). В нём автор не только сформулировал любопытную гипотезу о развитии человечества, но и с поразительной точностью предсказал многие события в истории России…»

Русский Нострадамус

«О Валентине Александровиче Мошкове, которого порой называют русским Нострадамусом, известно сравнительно немного. Родился в 1852 году, родом он из дворян Костромской губернии. По окончании Второй Петербургской военной гимназии поступил на службу юнкером во Второе военное Константиновское училище. 24 августа 1868 года был переведён в Михайловское артиллерийское училище, произведён в подпоручики и зачислен для продолжения службы в 37-ю полевую артиллерийскую бригаду. На службе, как отмечали, проявлял «усердие и большой интерес».

В 1873-м Мошкова прикомандировали к Санкт-Петербургской крепостной артиллерии – слушать лекции в Императорском Горном институте – и произвели в штабс-капитаны. Впоследствии будущий учёный участвовал в Русско-турецкой войне, был награждён орденами. Сменив несколько мест службы и оказавшись в итоге в Варшаве, Мошков дослужился до чина генерал-майора. В 1913 году подал прошение об отставке «по домашним обстоятельствам» и стал членом-корреспондентом Императорского Русского географического общества, собирателем этнографических предметных и иллюстративных коллекций, хранящихся ныне в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН в Санкт-Петербурге.

Впрочем, спокойно жить и писать книги на пенсии в России ему не пришлось – грянула революция. Мошков вместе с дочерью Зинаидой был вынужден бежать в Болгарию. Его варшавская квартира, где хранились ценные экспонаты, была разграблена. Умер Валентин Александрович в 1922 году в Софии в доме для престарелых абсолютно безвестным. Похоронен на Центральном Софийском кладбище.

Исторические циклы

Согласно теории Мошкова, все государства и общества, от самых больших до самых малых, совершают «непрерывный ряд оборотов», которые он называл «историческими циклами». Каждый цикл без исключения у всех народов длится ровно четыре столетия. «Получается такое впечатление, – писал Мошков, – что через каждые 400 лет своей истории народ возвращается к тому же, с чего начал. Цикл – это год истории».

В своей книге каждый цикл автор делит на две равные половины – по 200 лет, первая – восходящая, вторая – нисходящая. В первой половине цикла «государство растёт и крепнет и ровно в конце 200-го года достигает максимума своего благополучия, а потому этот год можно назвать «вершиной подъёма». Во второй половине «оно клонится к упадку, пока не достигнет в конце цикла вершины упадка».

Затем начинается первая восходящая половина нового 4-векового цикла. Каждая из половин цикла, состоящая из 200 лет, в свою очередь, делится на два века, отличающихся «своим характером», а каждый век – на два полувека (50 лет). Первая половина каждого века означает упадок, а вторая – подъём, за исключением последнего (четвёртого) века, представляющего «сплошной упадок». По схеме Мошкова, во всём историческом цикле подъёмы и упадки не продолжаются более 50 лет.

Поразительные совпадения

Если соотнести предложенную генералом схему с конкретной историей России, то совпадения кажутся поразительными. За начало первого исторического цикла он взял 812 год, когда вожди полян, ильменских словен, радимичей, кривичей и других племён заключили союз, объединив свои земли в первое древнеславянское государство – Киевскую Русь. Получается, что в 1612 году у России начался третий 400-летний цикл, который, как он считал, должен был продлиться до 2012 года.

Валентин Александрович также каждому столетию в цикле присвоил название в соответствии с характером века — это соответственно золотой, серебряный, медный и железный век. Как выглядит у Мошкова таблица истории России? Золотой век: упадок – 1612–1662-й, подъём – 1662–1712-й. Серебряный век: упадок – 1712–1762-й, подъём – 1762–1812-й. Медный век: упадок – 1812–1862-й, подъём – 1862–1912-й. Железный век (целый век): упадок – 1912–2012-й.

Последний раздел книги российского учёного назван «Наступающий железный век. Упадок 1912–2012». Вот что в нём он пишет ещё задолго до революции 1917 года: «В 1912 году мы вступаем в железный век. Постоянное вздорожание всех предметов первой необходимости будет усиливаться с каждым годом. В результате чего последует расстройство финансовой системы и задолженность всех слоёв общества. Множество народа будет умирать от голода и эпидемий. Народ найдёт мнимых виновников своего несчастья в правительственных органах, в состоятельных классах населения. Начнутся бунты, избиения состоятельных и власть имущих людей». И действительно: случились революция, бунты, террор, кровавая Гражданская война, сопровождавшаяся эпидемией тифа и другими несчастьями.

Застой и упадок СССР

Вторая половина железного века (с 1962 года) в его книге сулит упадок, потому что этот век завершает 400-летний исторический цикл. И мы знаем, что после бурного периода восстановления СССР по окончании Великой Отечественной войны к власти пришли Хрущёв, а затем Брежнев, начался период застоя и упадка, в результате чего Советский Союз рухнул. Это было предсказано ещё до того, как произошла революция 1917-го!

«С наступлением упадка в государстве все связи ослабевают, начиная с высших, – пишет Мошков. – Прежде всего, исчезает любовь к правительству, за нею – любовь к родине, потом к своим соплеменникам, и наконец, исчезает даже привязанность к членам своей семьи. Далее следует уже ненависть к правительству вообще, соединённая с непреодолимым желанием его уничтожить». Разве не это происходило у нас в конце 1980-х – начале 1990-х, когда толпы на демонстрациях требовали смены власти, а страна стала мировым лидером по алкоголизму и числу самоубийств?

Мало того, царский генерал подробно описал поведение правительства и народных масс в период упадка, в начале которого «основными средствами борьбы объективно являются съезды и сеймы, дебаты и драки», а в конце его – «бунты, революции и бесконечные междоусобные войны, сопровождающиеся разорением страны и избиением её жителей.

В это время, – утверждал автор, – измена царит во всех её видах. Отечество продаётся оптом и в розницу, лишь бы нашлись для него покупатели… Изучение наук сводится к зубрёжке и к погоне за дипломами, дающими преимущества в борьбе за существование… В литературную область врываются в качестве чего-то нового декадентщина и порнография… Люди делаются падки на всякого рода игры, в особенности азартные, предаются пьянству, употреблению наркотиков, кутежу и разврату».

Начался золотой век?

Дальше в книге Мошкова следуют ещё более удивительные предсказания. Согласно его прогнозам, в 2012 году в России должен был начаться новый золотой век. После прихода к власти Путина в стране действительно начались перемены к лучшему. Однако настоящий подъём, как предсказывал Мошков, будет только в 2062 году.

Конечно, не во всех своих прогнозах он оказался точен на сто процентов, но такое и невозможно. Что же касается недалёкого грядущего, то «русский Нострадамус» писал следующее: «Вражда между людьми исчезает и заменяется согласием и любовью. Партии уже не имеют никакого смысла и потому прекращают своё существование. Междоусобия и революции отходят в область преданий, так как человек подъёма миролюбив. Начинают процветать земледелие, скотоводство, промышленность, торговля. В науке народ спешит догнать своих цивилизованных соседей, от которых сильно отставал во время упадка. Чиновники делаются честными. Армия реформируется и приобретает неоценимые качества. Граждане страны связаны между собой общим патриотизмом. Правительство связывается с народом искренней любовью».

Остаётся дождаться 2062 года, чтобы узнать, сбудется ли это предсказание «русского Нострадамуса»».

Владимир Малышев

«Литературная Газета», № 7 (6821) (16.02.2022)

https://lgz.ru/article/-7-6821-16-02-2022/russkiy-nostradamus/

Новый взгляд на теорию исторических циклов

От себя добавлю, что не смотря на спорность и наивность некоторых формулировок приведённых в цитате выше, в целом прогноз на столетие с 1912 по 2012 оказался довольно точным. И всё же остаётся ощущение некоторой «натянутости» в предложенной Мошковым периодизации. Поэтому возьму на себя смелость скорректировать идеи Валентина Александровича.

Профессиональные историки и любители истории обращают внимание на даты, которые отмечают определённые вехи в истории России. И делят её на равные периоды в которых происходят похожие процессы, но на разных уровнях развития. Эти периоды и есть витки исторической спирали. Продолжительность этих периодов составляет 375 лет: 862г. — 1237г. — 1612г. — 1987г.

862 год — призвание Рюрика; летописное начало Руси; начальный этап в российской истории. 1237 год — нашествие Батыевой Орды; погром и гибель Древней Руси; начало нового этапа в истории России. 1612 год — конец смутного времени, ознаменовавшего так же и окончание «средневековья» в истории России; воцарение новой династии; начало имперского периода в России. 1987 год — начало «перестройки», приведшей к краху СССР и окончанию имперского периода в российской истории, начало очередного этапа — какой-то новой формы бытия России.

Взяв за основу идеи Мошкова, попробуем рассмотреть концепцию исторических циклов новым взглядом.

Всеобщая цикличность.

Если задуматься, вся наша жизнь состоит из циклов — повторяющихся явлений. Сутки, смена дня и ночи это цикл — период вращения земли вокруг своей оси, продолжительностью 24 часа. Месяц (сидерический или звёздный месяц) — цикл обращения Луны вокруг Земли. Составляет 27,32 суток (27суток 7ч 43 мин 11,5с). Год — цикл обращения Земли вокруг Солнца. Продолжительность земного года 365,24 солнечных суток. Прецессия — цикл обращения земной оси. Ось Земли располагается под углом и описывает в пространстве конус. Период прецессионного движения около 26 тыс. лет. Обращение Земли в составе Солнечной системы вокруг центра галактики тоже цикл. Его длительность около 200 млн. лет.

Если от макромира обратим свой взор к микромиру, то и там увидим, что материя состоит из атомов где электроны вращаются по орбитам вокруг атомных ядер. Как говорится: «Что вверху, то и внизу...».

Похоже цикличность это некий закон мироздания. Те, кто верит в реинкарнацию, так же знают о колесе сансары, которая также является циклом — круговоротом перевоплощений.

Система исторических циклов.

Так-как год состоит из месяцев и дней, то-есть из более мелких циклов, то его можно представить как некую систему или фрактал — множество, обладающее свойством самоподобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей). По аналогии с годом мы будем рассматривать и исторические циклы как фракталы.

Геометпический фрактал. Изображение из открытого источника.
Геометпический фрактал. Изображение из открытого источника.

Как мы с вами отметили выше, в истории России выделяется ряд дат между которыми равные интервалы времени. Все эти даты связаны с крупными, по историческим меркам, кризисами русской государственности. Это наводит на мысль о наличии в истории России ряда циклов развития. Их продолжительность составляют 375 лет:

  1. 862 — 1236;
  2. 1237 — 1611;
  3. 1612 — 1986;
  4. 1987 -— … ?

Если длительность цикла 375 лет, то четвёртый исторический цикл завершится в 2361 году. Значит:

4. 1987 — 2361.

Выходит мы сейчас живём в четвёртом историческом цикле.

Сколько всего исторических циклов? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Исторический цикл можно разделить на пять равных частей: 375 / 5 = 75. Это наводит на мысль о наличии внутри исторического цикла пяти Малых исторических циклов (МИЦ) по 75 лет. Их тоже можно разделить на пять:

75 / 5 = 15. Это сверхмалые исторические циклы (СМИЦ) по 15 лет.

Выходит, что исторические циклы образуют группы по пять циклов. Каждая группа является отдельным более крупным циклом. Значит в группе циклов по 375 лет должен быть пятый цикл:

5. 2362 — 2736.Назовём их — Большие исторические циклы (БИЦ).

Итак, мы предполагаем, что в истории России должно быть пять Больших исторических циклов (БИЦ) по 375 лет, состоящих из пяти Малых исторических циклов (МИЦ) по 75 лет. Которые, в свою очередь, состоят из пяти Сверхмалых исторических циклов (СМИЦ) по 15 лет, делящихся на пять циклов длительностью по 3 года, или по 1095 дней. В итоге мы получили фрактал — систему из пяти циклов которые, состоят из пяти циклов меньшего размера, а те состоят из пяти циклов ещё меньшего размера. И эта система вероятно бесконечна, как в плюс — так и в минус. Но нас будут интересовать циклы, сопоставимые по длительности с исторически обозримыми периодами времени. От 3 до 375 лет.

Развивая теорию Валентина Александровича, мы с вами возьмём за точку начала отсчёта первого цикла 862 год н.э. Год призвания Рюрика и начала государственности на Руси. Эта дата официально признана историками, и фигурирует в летописях. Дата связанная с 812 годом, на которую опирается Мошков — образование союза восточнославянских племен, мне представляется надуманной. Складывается впечатление, что ему необходимо было как-то привязаться к 1612, 1812, 1912, 2012 годам.

Взяв за основу две ключевые даты в истории России 862г. и 1612г. Мы получаем интервал 750 лет. Разделив его на 2, получаем 375 лет. Период близкий по продолжительности к циклам Мошкова и циклам из множества иных теорий цикличности российской истории. Прибавляем к 862г. 375 лет, и получаем следующую ключевую дату — 1237 год. В конце этого года началось вторжения на Русь Батыевой Орды. Это поворотная точка в истории Руси и первый год нового исторического цикла. Развитие Руси и русского социума после этого пошло по новому пути. Далее, к 1237 году прибавляем 375 лет и получаем 1612 год — первый год следующего большого исторического цикла. Это очередная переломная дата в истории России, когда вторым ополчением из Москвы были изгнаны польские интервенты. Идём дальше. К 1612г. прибавляем 375 лет — получаем 1987 год. Следующая поворотная дата — начало перестройки, начало конца СССР. Хотя думаю, что Союз к этому времени уже умер. Просто начался процесс его разложения, завершившийся в 1991 году. Это конец имперского периода в истории России и начало очередного Большого исторического цикла.

Как мы уже знаем, цикл в 375 лет это — Большой исторический цикл (БИЦ), Условно назовём его «историческая эпоха». Его можно разделить на пять равных периодов по 75 лет, это — Малые исторические циклы (МИЦ). Назовём их «историческими веками». Следовательно «историческая эпоха» состоит из пяти «исторических веков». Далее, МИЦ разобьём на пять Сверхмалых исторических циклов (СМИЦ) по 15 лет. Назовём пятнадцатилетний цикл — «исторический год». Год должен состоять из дней. Следовательно 15 делим на 5, получаем исторический цикл, длительностью 3 года или 1095 дней. Это «исторический день».

Изображение из открытого источника.
Изображение из открытого источника.

Итак, мы получили фрактал или систему циклов состоящую из циклов меньшей продолжительности. Пять трёхлетних циклов или «исторических дней» составляют пятнадцатилетний Сверхмалый исторический цикл или «исторический год». Пять Сверхмалых исторических циклов образуют семидесятипятилетний Малый исторический цикл или «исторический век». Пять веков образуют Большой исторический цикл или «историческую эпоху», продолжительностью 375 лет. Вероятно и пять эпох составят исторический цикл длительностью 1875 лет. Продолжительность этого цикла наводит на мысль о совпадении ещё с одной известной теорией — «Пассионарной теорией этногенеза» Льва Николаевича Гумилёва.

Лев Николаевич Гумилёв. Изображение из открытого источника.
Лев Николаевич Гумилёв. Изображение из открытого источника.

Лев Николаевич Гумилёв (18.09.1912 - 15.06.1992) занимался различного рода деятельностью: он был и историком-этнологом, и археологом, и писателем, и переводчиком, и т. д. Но запомнился Лев Николаевич в Советском Союзе как автор пассионарной теории этногенеза. Гумилёв с помощью нее смог ответить на многие вопросы, задаваемые этнологами и философами.

В 60-х он начал усиленно трудиться над пассионарной теорией этногенеза. С помощью данной гипотезы философ пытался объяснить устройство исторического процесса. Но взгляды Гумилёва были необычны для научных представлений того времени. Поэтому они вызывали порицание среди многих историков и ученых.

Эта теория представляет собой подробное описание исторических процессов, которое раскрывает структуру совершающихся событий. Она поясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающим их ландшафтом.

Пассионарная теория этногенеза Гумилёва так и не встретила поддержки у советских и зарубежных ученых, которые считали, что данная гипотеза выходит за рамки установившихся научных представлений. В настоящее время эта работа входит в основной курс преподавания в высших школах России и стран бывшего Советского Союза.

Пассионарная теория этногенеза

Теория этногенеза, разработанная Л. Гумилёвым, стала одной из первых общих теорий единообразно и непротиворечиво объясняющих особенности, закономерности и механизмы развития исторического процесса. В качестве основной движущей силы исторического процесса выдающийся отечественный исследователь понимает этнос. В свою очередь, этнос интерпретируется как последовательность сменяющих друг друга фаз развития.

Жизнь этноса выступает аналогичной жизни отдельной личности, как у каждого человека у этнической общности есть местонахождение (родина), этносы - субстраты (родители); как отдельная личность этнос переживает фазы рождения, детства, юности, взросления, старения и смерти. Как и отдельный человек, этнос находится в процессе постоянной деятельности. нацеленной на преобразование социально-природной окружающей среды. Причем, указанная деятельность представляется членам этноса более ценной, чем собственная жизнь. Данная деятельность не имеет отношения к этике, однако, легко порождает как преступления, так и подвиги; как разрушение, так и созидание, как благо, так и зло. Эту особенную активность Л.Н. Гумилёв понимает как пассионарность.

Пассионарность(от фр. Passionner — «увлекать, возбуждать, разжигать страсть») — это избыток энергии живого вещества, который имеет биохимическую природу. Она является толчком, порождающим жертвенность, которая чаще всего направляется на достижение высоких целей. Этот термин также обозначает внутреннее стремление к совершению какого-либо рода деятельности, направленной на изменение своей судьбы или на улучшение окружающего мира. Эта цель пассионариями воспринимается важнее, чем собственные счастье и жизнь, а также данная деятельность представляет для них большую ценность, чем интересы своих соотечественников и современников. Особенно пассионариям чуждо понятие равнодушия, но следует понимать, что они не обязательно действуют с благими целями. Так, под влиянием биохимической энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления, а также стремления могут быть направлены и на благо, и на разрушения. Благодаря пассионарности человек не становится героем и предводителем толпы, а лишь входит в ее состав. Таким образом определяется возбуждение коллектива в какой-либо эпохе этноса. По мнению Льва Николаевича, пассионарность — это еще и наследуемые особенности человека, которые отвечают за его способность к сверхусилиям или же к сверхнапряжению. Автор теории считал, что данный феномен имеет психологическое объяснение и что на степень пассионарности влияет космическое излучение.

Рассуждения Л. Н. Гумилёва по данной теме в работе «Конец и вновь начало»: «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых».

Л.Н. Гумилёв утверждает, что стремясь к своему идеалу, люди пассионарные часто жертвуют своей жизнью ради других, но ради достижения своих практических целей перестраивают саму этническую систему, меняют ее стереотипы поведения и цели развития.

Когда же лидеры-пассионарии, их потомки оказываются уничтоженными (в войнах, на кострах инквизиции, в концлагерях, взаимоистреблениями), то вновь виден трудолюбивый народ, довольный своей жизнью. От момента пассионарного толчка (появления первых пассионариев в спокойной популяции) до возвращения в новое состояние равновесия — гомеостаз, проходит около 1200 — 1500 лет. За это время пассионарность вначале устойчиво растет — фаза подъема, когда структура этнической системы постоянно усложняется, из разрозненных субъектов (сословий) возникает единый новый этнос. Когда пассионарность достигает вершины, создается единый этнический мир — суперэтнос, состоящий из отдельных, близких друг другу по поведению и культуре этносов. Вся последующая этническая история связана с обратным процессом — разрушением создавшегося суперэтноса вследствие спада пассионарности.

Спад пассионарности предопределен тем, что энергичных пассионарных людей с каждым поколением становится все меньше, а социальная система, созданная ими, не успевает за этими переменами, так как более инерционна, чем природная среда. И в фазе надлома этноса систему приходится постоянно перестраивать, приспосабливая к ухудшающимся условиям. Если этот процесс заканчивается благополучно, этнос имеет шанс дожить до следующей фазы этногенеза — инерционной. В этой фазе пассионарность убывает медленно и плавно, люди наслаждаются материальными и культурными благами (прим. «Золотой век»?). Но когда пассионарность падает ниже критической точки, то обманчивое благополучие гибнет от рук собственных пассионариев, этнос исчезает, а отдельные люди либо ассимилируются, врастая в новые этносы, либо остаются в виде этнических реликтов.

Самые тяжелые моменты в жизни этноса (в жизни людей) — это смены фаз этногенеза, фазовые переходы. Фазовый переход — это кризис, связанный с изменением уровня пассионарности, с психологической ломкой стереотипов поведения ради приспособления к новой фазе. Необходимо знать, что любой процесс этногенеза может быть насильственно оборван извне (агрессии, эпидемии и т.д.).

Выводы. Новый взгляд на теорию исторических циклов Мошкова и пассионарную теорию этногенеза Гумилёва

Итак, Лев Николаевич Гумилёв в качестве основной движущей силы истории определяет этнос, а его жизнь соотносит с жизнью отдельного человека. И разделяет её на отдельные фазы — рождение, детство, юность, взросление, старение и смерть. Срок жизни этноса определяет около 1200 — 1500 лет. Т.е. после постепенного спада пассионарности (снижения биохимической энергии) этноса происходит его угасание и распад или переход в состояние покоя и равновесия с окружающим миром. После чего возможен новый пассионарный толчок и процесс этногенеза может повторится. Это и есть исторический цикл.

В нашей концепции исторических циклов мы видим пять Больших циклов (БИЦ) или эпох по 375 лет, образующих исторический цикл длительностью 1875 лет. Он близок по продолжительности со сроком жизни этноса обозначенным Гумилёвым. Назовём его — Исторический Цикл Жизни Социума (ИЦЖС). Этот цикл также соотносится с жизнью человека. Поэтому, присвоим историческим эпохам составляющим ИЦЖС названия, соотносимые с этапами человеческой жизни.

1. Первый БИЦ — историческая эпоха «Детство»;

2. Второй БИЦ — историческая эпоха «Юность»;

3. Третий БИЦ — историческая эпоха «Молодость»;

4. Четвёртый БИЦ — историческая эпоха «Зрелость»;

5. Пятый БИЦ — историческая эпоха «Старость».

Эпоха состоит из пяти Малых исторических циклов (МИЦ) или «исторических веков», по 75 лет. Как мы помним Валентин Адександрович Мошков, в своей теории, выделил четырёхсотлетние исторические циклы, и каждому столетию в них присвоил название в соответствии с характером века — золотой, серебряный, медный и железный век. Мы также назовём пять «исторических веков» в исторической эпохе, в соответствии с их характером.

  1. «Медный исторический век» — медленное развитие, начало движения вверх;
  2. «Бронзовый исторический век» — бурное развитие, максимальное напряжение сил, быстрый подъём;
  3. «Серебряный исторический век» — вершина развития, постепенное замедление развития;
  4. «Золотой исторический век» — спад развития, жизнь по инерции, заданной импульсом предыдущих трёх веков;
  5. «Железный исторический век» — постепенное угасание, переход в состояние покоя, сползание в кризис.

Исторический век состоит из пяти Сверхмалых исторических циклов (СМИЦ) или «исторических годов», по 15 лет. За начало года берём 25 декабря, а не 1 января. Это связано с зимним солнцестоянием, когда 21 декабря самый короткий световой день, и самая длинная ночь с 21 на 22 декабря, Только 25 декабря день начинает прибавляться. Поэтому именно эту дату мы возьмём как начало отсчёта каждого цикла в истории, а следовательно 24 декабря это — конец каждого цикла

«Исторический год» состоит из пяти «исторических дней». Это циклы по 3 года или по 1095 календарных дней. В них выделяем пять сегментов по 219 календарных дней, которые ассоциируются с пятью условными «частями дня».

Это:

  1. «ночь», с 00:00 до 04:48 — сон, пассивность;
  2. «утро», с 04:48 до 09:36 — пробуждение, начало активности;
  3. «начало - середина дня», с 09:36 до 14:24 — максимальная активность;
  4. «конец дня - вечер», с 14:24 до 19:12 — спад активности, усталость;
  5. «поздний вечер», с 19:12 до 00:00 — переход в пассивное состояние, сон.

Эти временные интервалы получаем делением продолжительности суток на пять.

24 часа / 5 = 4,8 ч = 4ч, 48 мин. = 288 мин.

Соответственно, разделив 1095 дней (3 года) на пять, получаем продолжительность сегмента «исторического дня», соответствующего определённому времени суток, и равного 219 дням (1095 / 5 = 219). Один сегмент — это 1/5 часть «исторического дня». Эти части дня так же различаются характером исторических процессов в них.

Фрактальный характер системы исторических циклов. Жми на картинку. Изображение из открытого источника.
Фрактальный характер системы исторических циклов. Жми на картинку. Изображение из открытого источника.

Таким образом мы получили систему исторических циклов фрактального типа. Где исторические циклы состоят из пяти циклов меньшего размера которые являются их подобием, но в меньшем масштабе. А значит исторический процесс проходящий в циклах, соответствующих друг-другу, вероятно будет аналогичен. Различаться эти процессы будут только по масштабу, Чем крупнее цикл — тем крупнее масштаб процесса в нём, и наоборот

Итак, текущий исторический цикл жизни социума (ИЦЖС) начался в 862 г., вернее 25 декабря 861 г. н.э., и продлится 1875 лет — до 2737 г., пройдя пять Больших исторических циклов развития по 375 лет. Если пассионарная теория этногенеза верна, то к XXVIII в. н.э. русский социум, а это не только русские, но и все народы входящие в орбиту влияния русского этноса и разделяющие с ним общую судьбу, состарится — окончательно утратив пассионарность, и перейдёт в стадию гомеостаза. Далее, наш социум распадётся, и даст начало новым этносам, или сохранит единство и идентичность, и начнёт новый жизненный цикл продолжительностью 1875 лет., накапливая пассионарную энергию в ожидании очередного толчка.

Прежде чем приступить к дальнейшему рассмотрению нашей концепции исторических циклов, дадим определение некоторым важным понятиям.

Социум- коллектив, множество людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.

Этнос— устойчивая группа людей, которая исторически сложилась на определенной территории. Члены этноса связаны друг с другом общими чертами, особенностями быта, культурой, языком, складом психики, самосознанием и исторической памятью. При этом люди внутри этой группы осознают, что отличаются от членов других этносов. Они едины между собой, берегут культуру своего народа и понимают, что принадлежат к нему.

Суперэтнос— в пассионарной теории этногенеза этническая система, высшее звено этнической иерархии состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как мозаичная целостность. Т.е. это этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным системам; Единство суперэтноса определяется наличием общей ментальности, объединяющей зачастую весьма разнообразные этносы. Поэтому суперэтнос предстает перед нами прежде всего как идейно-религиозная и культурная целостность.

Как видим этнос и социум не тождественны. Социум более аморфная общность. Он так же не равен суперэтносу. Но всё же, для простоты восприятия, я хочу использовать термин социум. Вернее русский социум. Имея в виду некий «коллектив этносов», а не строгую систему или один этнос. В центре социума находится русский этнос, а вокруг него другие этносы и народности, находящиеся с ним и друг с другом во взаимосвязи и взаимовлиянии. Но они ещё не настолько близки между собой, что бы говорить о суперэтносе.

Русский и другие народы, населяющие Россию, обьеденены одной судьбой. Поэтому и исторические циклы у нас одни-и-те же. Значит и цикл жизни социума, т.е. «коллектива» будет один для всех. И когда он закончится через 700 лет, не факт, что этносы исчезнут — исчезнет «русский социум», именно как коллектив этносов. Но возможно исчезновение «русского социума» будет связано с переходом к более тесной интеграции этносов в «коллективе», и с образованием новой идейно-религиозной, культурной общности — русского суперэтноса.

Конец первой части.

(продолжение следует)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц