Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психологическое насилие, причины терпимости

Психологическое насилие — один из наиболее распространенных и разрушительных видов насилия, который может причинить непоправимый вред человеку. Однако многие люди остаются терпимыми к такому насилию, несмотря на его негативные последствия.

В чем причины?

Одна из причин терпимости к насилию в семье – это преобладание патриархальных структур. В таких семьях часто присутствует неравенство по половому признаку, где мужчина играет роль главы семейства и имеет всеобщую власть. Подчинение и подчиненность становятся нормой, и супруги подчиняются жестким правилам, которые не допускают отступления или неповиновения. Границы подобной семьи непроницаемы для "чужих", но при этом внутренние границы между членами семьи - размыты. Это создает благоприятную почву для проявления насилия – жертва часто не осознает свои права (либо ей не приходит в голову, что они у нее есть) и не пытается сопротивляться из страха перед разрушением отношений, семейных ценностей, устоев, или желанием сохранить имидж и репутацию семьи.

Другая важная причина терпимости к насилию в семье – это нормализация насилия и повторение паттернов поведения из поколения в поколение. Если в детстве человек был свидетелем насилия внутри своей семьи, то он может принять такое поведение за "норму". Насилие становится обычным, а отношения насильника и жертвы - маской, за которой скрываются боль, страх и эмоциональные травмы. Такой человек, выросший в такой атмосфере, может не видеть ничего плохого в том, чтобы унижать, избивать или угрожать своим близким.

Также важную роль играет экономическая зависимость жертвы от насильника. И здесь в самом уязвимом положении оказываются дети, из-за невозможности уйти из деструктивных отношений, но так же взрослый-жертва часто оказывается несвободен в силу внутренних причин неуверенности в себе и неспособности самому себя обеспечивать. Это делает их уязвимыми и зависимыми от своих тиранов, которые злоупотребляют своей властью и используют экономическую зависимость в качестве инструмента контроля и угнетения.

Терпимость к насилию и фрустрация.

Тема терпимости к насилию и фрустрации является одной из наиболее сложных и актуальных в нашем современном обществе. В нашей повседневной жизни мы все время сталкиваемся с конфликтами, агрессией и насилием на разных уровнях взаимодействия. Это, к сожалению, никак не стабилизирует ситуацию, а напротив, усугубляет ее.

Так, психологический контекст восприятия может быть искажен тезисами отвращения к жертвам, как неспособным противостоять насильнику.

Эмоциональный контекст "бегства в здоровье" с многообразием нарциссических мотивов успешности и демонстративности, побуждает как жертву, так и насильника, маскировать свое истинное патологичное отношение к другому и к себе.

В результате несоответствие собственных ощущений и отклика на них в обществе или семье, близком окружении, вызывает фрустрацию.

Фрустрация - это эмоциональное состояние, обычно вызванное нереализованными желаниями или недостатком возможностей достичь поставленных целей. Именно фрустрация, в свою очередь, может привести к насилию, так как одни люди могут чувствовать себя несправедливо обделенными в жизни и искать способы выразить свою обиду, направив агрессию на Другого. А вторые - испытывая боль и гнев, быть погружены в чувство стыда за собственное несовершенство или чувство вины, раз за разом бессознательно требующее наказания.

Психоаналитичекий взгляд на насилие - это преобладание матрицы Танатоса, влечения к смерти. Интерпретация работы Фрейда «За пределами принципа удовольствия» (Freud, 1920) сводится к тому, что он говорит о стремлении к состоянию покоя и к тому, чтобы каким бы то ни было способом, иногда любой ценой, устранить нарушения покоя.

Для смирившейся жертвы, ее невозможность выйти из цикла насилия - это не что иное, как воплощение Влечения смерти, направленное на самого человека. Когда он стремится устранить бесполезные психические усилия, направить их в направлении, либо генетически заданном, либо указанном опытом, чтобы таким образом достичь осуществления "покоя" и привычного места.

Нелюбовь, которая в подавляющем большинстве присутствует на самых ранних этапах психосексуального развития у такого индивида и есть путь придавания формы неопределенному желанию - влечению к смерти. Поскольку в его психическом есть пустота любви, требующая объяснения и связывания. Так любовь к хорошему объекту заменяется на любовь к наказывающему объекту. Отсутствие любви и невыраженная агрессия получают отражение в самонаказании - поиске партнера, который даст ту степень наказания за собственную ущербность, которая воплотит наказание за бессознательную вину, которую неизбежно испытывает нелюбимый ребенок рядом со всемогущей матерью. А связывание - есть центральное событие в психической энергетике человека.

Насильник и жертва - "нелюбимые дети" и связывание боли, любви, внимания и насилия у них в истоке имеет сходные пути.

В психоаналитической психотерапии сложность работы с проблемой психологического и эмоционального насилия как раз в том, что эта связанная логика потребности в насилии и вины, оказывается очень сложна. Причем, эта проблема касается как жертвы насилия, так и того, кто оказывается в роли насильника, это всего лишь разные полюса одной проблемы.

Именно поэтому, популяризированные объяснения цикла абьюза не дают эффекта изменения личности. Как абьюзер, так и жертва, уйдя из одних отношений, быстро находят подобные.

Психоаналитическая терапия задает структуру за счет знания, узнавания, понимания, проработки, интеграции и принятия опыта. На мой взгляд, именно эта последовательность дает устойчивые опоры психики человека. Но нехватка или пустота одного из них, нарушает внутреннюю работу и оставляет символические дыры, которые снова и снова будут воспроизводить нехватку. Поэтому определенная протяженность и непрерывность процесса оказывается одним из необходимых условий устойчивых изменений.

Автор: Тепцова Талия
Психолог, Психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru