ДЕТСКИЙ УРОВЕНЬ ГОССОВЕТА
Нет уж, лучше смерть, чем стать спекулянтом.
Волька - Старику Хоттабычу
Мне казалось, что повесть-сказка «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина о приключениях пионера Вольки Костылькова, который обнаружил кувшин с просидевшим в нём 3,5 тысячи лет джинном – давно устарела. Она впервые увидела свет в 1938 году — сначала в «Пионерской правде», а потом в журнале «Пионер», где печаталась из номера в номер. Через два года повесть вышла отдельной книгой и стала любимейшим произведением детей Страны Советов. Фильм только добавил ей популярности. В принципе, если отбросить сказочный сюжет, это живо изложенный свод моральных правил юного пионера, которые в нынешней России осмеяны, попраны, заменены принципами какого-нибудь юного скаута.
Как нелепо и пародийно звучит сегодня такой диалог:
— А остальное нужно раздать населению.
— Не раздать, а продать. У тебя будут деньги, много денег. А деньги — это слава, деньги — это сколько угодно друзей.
— Рассуди сам, Хоттабыч, кому нужны слава и друзья за деньги?
Ха-ха-ха. Наивность 1938 года…
Но, оказывается, курьёзы из книги Лазаря Яковлевича застряли в головах многих государственных мужей. Более того, всё освещение Госсовета по науке и образованию в новостях ТВ – по одной из самых больных тем в стране, которую вышвырнули из Болонской системы, а своего мы ничего не можем придумать – свелось к пересказам дурацких эпизодов.
Президент Путин живо отреагировал на предложения директора президентского физико-математического лицея №239 в СПб Максима Пратусевича: «По поводу жесткости - вы вспомнили про старика Хоттабыча. Он, как известно, людей, которые в парикмахерской находились и подсмеивались над Волькой, превратил в баранов. Он их наказал за плохое поведение. Но у самого Вольки начала расти борода и усы. И мальчик не знал, что с этим делать. Старик хотел как лучше, а сделал так, что ребенок не знал, как жить дальше", - напомнил глава государства эпизод из книги и ещё раз повторил афоризм Виктора Черномырдина: «Хотел как лучше, а получилось как всегда».
Речь шла, кто не понял, об отрывке, в котором мальчик не мог попасть в кино из-за ограничений по возрасту: на фильм пускали только с 16 лет. Старик Хоттабыч решил выручить его: на лице у мальчика внезапно выросли борода и усы.
На самом деле Пратусевич сказал о серьёзной вещи – халтуре в оценках, о перетаскивании в следующий класс любой ценой: «Я хочу обратить внимание, что, как мне кажется, большим дефектом системы общего образования является отсутствие некоторой жесткости, - сказал Пратусевич и вот тогда привел пример из сказки "Старик Хоттабыч", где Волька сдавал в пятом классе экзамен по географии и был отправлен на "переэкзаменовку", а до этого сдавал экзамены по русскому языку, по истории, по литературе, по математике и другим предметам». Вот как много экзаменов и как строго.
Но Путин решил блеснуть знанием сказки Лагина и всё свёл к шутке. Сам Пратусевич ошибку волшебника из книги прокомментировал с иронией: «Конечно. У старика Хоттабыча был неквалифицированный заказчик», - пошутил он. Путина эта реплика рассмешила: «Даже не буду ничего комментировать. Я с вами согласен», - с улыбкой отреагировал президент.
Как пусто и мило!
Напомню, это тот самый Пратусевич, который перед прошлым Госсоветом со схожей тематикой на своей страничке ВКонтакте написал в самом вверху слоган-эпиграф: «Как все задолбало... Я опять хочу в Париж!». Честно скажу, я бы не хотел, чтобы у моих внуков был директор с таким умонастроением и подходом, какие бы прогрессивные методы обучения он ни предлагал. Кстати, это снова к вопросу о медиграмотности и о медиакультуре: все наши лихие суждения, шутки и закидоны мгновенно становятся достоянием многомиллионного сообщества пользователей. Раньше мы говорили: достоянием общественности, но сегодня это безбрежное, пёстрое и никак не структурированное поле назвать общественностью – нельзя. Но тем не менее все неудачные, наглые, антигуманные высказывания и поступки чиновников и руководителей разных уровней становятся поводом для публичного осуждения и раздражения простых людей. Но на их мнение чаще всего плюют.
Ну, а тут получилось, что все корреспонденты подхватили этот пустейшие переброс цитатами и эпизодами, который напрочь затмили суть обсуждения. Можно сказать, опошлили тему… Да ещё запред Совета безопасности Дмитрий Медведев усугубил: «Все начинается с уважения. Старик Хоттабыч для того, чтобы высказать свое уважение обращался к Вольке не иначе как Волька ибн Алеша. Упоминая соответственно его отчество. И уважение к ученым это важнейшая составляющая государственной политики», — спекулятивно подчеркнул Медведев.
Господи, нет бы кто Менделеева процитировал или Королёва. Вот – уровень Госсовета…