Найти в Дзене

Как комик Пьер Ришар загубил свою успешную карьеру

71K прочитали
Звезда французской комедии Пьер Ришар не нуждается в представлении на территории «одной шестой части суши».

Звезда французской комедии Пьер Ришар не нуждается в представлении на территории «одной шестой части суши». С тех пор как он в одном черном ботинке появился в СССР в образе «высокого блондина» в 1974 году, он стал одним из самых любимых у нас французских актеров.

Все его главные фильмы демонстрировались в советских кинотеатрах через два-три года после премьеры во Франции. Следует отметить, что редко какой зарубежный актер удостаивался такого повышенного внимания со стороны советских официальных инстанций, которые закупали зарубежные фильмы. Пожалуй, лишь Луи де Фюнес мог конкурировать с Ришаром в этом аспекте.

В последние годы жизни СССР отечественные любители кино благодаря развитию видеосалонов и кабельного ТВ переориентировались на фильмы американского производства, которые стали составлять львиную долю нашего кинорепертуара. Как раз в это время новые фильмы Ришара перестали попадать к нам. Это было вызвано не только изменениями в нашей стране. Именно в это время, в конце 80-х – начале 90-х звездная карьера Пьера Ришара быстро завершилась.

Ришар с Жераром Депардье в "Беглецах" (1986)
Ришар с Жераром Депардье в "Беглецах" (1986)

Буквально за несколько лет он из звезды первой величины превратился в актера, фильмы которого перестали смотреть даже во Франции. После картины «Беглецы» (1986) Франсиса Вебера практически все его картины провалились в прокате. Можно смело сказать, что карьера Ришара рухнула в пропасть. Но почему это произошло?

К моменту выхода «Беглецов» Ришар был уже немолод – ему стукнуло 52 года (он родился в 1934 году), но этот возраст для комиков отнюдь не является критическим. Луи де Фюнес только в 50 лет стал большой звездой и оставался одним из популярнейших актеров Франции до своей смерти в 68 лет. Фернандель умер в 67, и последние лет пять не имел в своей фильмографии кассовых проектов, но и он в 62 года достаточно успешно «съездил в Россию» в образе Дона Камилло, а в 60 у него вышел в прокат настоящий блокбастер «Муж моей жены» («Готовим с маслом»).

У Ришара было минимум лет десять до тех пор, пока ему реально угрожала потеря популярности в связи с возрастом. В его случае сработали другие обстоятельства: одно не зависело от него, а другое было связано с самим актером.

Жерар Депардье, Франсис Вебер и Ришар
Жерар Депардье, Франсис Вебер и Ришар

Первая причина краха звездной карьеры Ришара связана с тем, что с ним перестал работать режиссер Франсис Вебер.

Через некоторое время после «Беглецов» Франсиса пригласили в США. За океаном он сначала поставил не очень удачный ремейк «Беглецов» под названием «Три беглеца» (1989) - с Ником Нолти и Мартином Шортом (в роли Ришара), а позднее – провальный «В опасности» (1992) – с молодым тогда Мэтью Бродериком.

Свой первый французский фильм после возвращения на родину Вебер снял только в 1996 году – им оказался тоже не слишком удачный «Ягуар» с Жаном Рено. Франсис вновь ухватит удачу за хвост только после «Ужина с придурком» (1998).

Кадр из фильма "Невезучие"
Кадр из фильма "Невезучие"

К моменту расставания Ришар и Вебер составляли не просто успешную пару: актер – режиссер. Вебер свел вместе Пьера и Жерара Депардье, создав из них устойчивый дуэт комедийных актеров.

После достаточно популярного «Укола зонтиком» (1980) все успехи Ришара были связаны только с Вебером и Депардье: «Невезучие» (1981) посмотрели 7 млн французов, «Папаши» (1983) – 4,8 млн, «Беглецы» - 4,5 млн. Остальные немногочисленные проекты Ришара в 80-е годы зрительского интереса не вызвали. Можно сказать, что Пьер «подсел» на Вебера и стал слишком зависим от него.

Отъезд режиссера за океан поставил перед актером проблему: чем заниматься дальше? Здесь надо учитывать, что Франсис не просто свел Ришара с Депардье. Он изменил его манеру игры.

Пьер Ришар в образе "высокого блондина"
Пьер Ришар в образе "высокого блондина"

Пьер стал популярным в начале 70-х, используя маску доброго недотепы. Практически все его герои были славными малыми – иногда рассеянными, иногда застенчивыми, и очень часто они любили подурачиться (особенно, в таких комедиях как «Укол зонтиком).

Вебер снимал не просто комедии, а драматические комедии. Ему не нужны были клоуны, поэтому он не позволял Ришару комиковать перед камерой.

Звезда французской комедии Пьер Ришар не нуждается в представлении на территории «одной шестой части суши».-6

Не только Депардье, но и Ришар играли в серьезной манере, словно они снимаются в драме. Вебер извлекал юмор, сводя двух абсолютно разных персонажей вместе при таких обстоятельствах, на которые они реагировали различным образом. В результате их поведение вызывало смех у зрителя.

В общем и целом, Ришар у Вебера олицетворял слабого героя, а Депардье – сильного. Их взаимодействие в различных ситуациях заставляло зрителей смеяться.

Когда Ришар остался без Вебера и Депардье, он уже не мог работать в той же манере. Для этого был нужны режиссер, вроде Вебера, и в пару Ришару сам Депардье или похожий на него актер. Пьер мог попытаться вернуться к своей старой маске доброго клоуна или найти иную. В результате у него не вышло ни того, ни другого.

кадр из картины "Налево от лифта"
кадр из картины "Налево от лифта"

Для начала Ришар снялся в комедии-водевиле «Налево от лифта» (1988) Эдуара Молинаро.

Странно, но отличный комедиограф снял совершенно провальную комедию. И мне трудно сказать, почему она не понравилась публике (я, наоборот, с удовольствием смотрел эту картину и не один раз, да и на Кинопоиске у нее оценка 7,7).

Возможно, дело в том, что зрители хотели видеть ранимого Ришара, которого они встречали в последние годы у Вебера, в совсем иных обстоятельствах, а не в качестве неудачливого героя – любовника. И видеть его в паре с Депардье, а не в компании Ришара Боринже, который сыграл натурального маньяка. Вероятно, зрителям не понравилась и камерность киноленты, в которой все действие практически не выходит за пределы двух квартир и лестничной площадки.

Как бы то ни было, первый комедийный опыт Ришара без Вебера и Депардье оказался неудачным и он решил сделать ход конем: из комика стать актером! Это и стало главной причиной потери актером популярности.

Ришар с Мишелем Серро в " Старой каналье"
Ришар с Мишелем Серро в " Старой каналье"

В интервью после выхода фильма Молинаро Ришар говорил: «на картине мне иногда приходила в голову мысль: «Как здорово! Я снимаюсь в комедии в последний раз».

И действительно, Пьер стал сниматься не в тех в фильмах, где он мог вернуться к своему старому амплуа клоуна, а в тех, где были персонажи, которых ему хотелось сыграть. В результате ему действительно удалось продемонстрировать, что он хороший разноплановый актер. Проблема в том, что об этом практически никто не узнал.

Мне кажется, зрители реагировали на новые фильмы актера примерно следующим образом: - Ришар в драме? Нет, не пойду.

И я их понимаю. Кому нужен комик Ришар в драме?.. Очень немногим.

На фильм с «новым» Ришаром «Добро пожаловать на борт!» в кинотеатры пришли меньше 50 тысяч человек! «Старую каналью» (1992), где Пьер блестяще исполнил отрицательную роль, увидели 160 тысяч французов, «Партию в шахматы» (1994) – 35 тысяч…

"Витание в облаках"
"Витание в облаках"

Сам Ришар поставил два фильма с собой в главной роли: на комедию «Витание в облаках» (1991) зрители еще шли, хотя их было не очень много (600 тысяч – по меркам Ришара это был провал), а желающих смотреть на вторую картину – «Головой об стену» (1997) уже не нашлось.

Вуди Аллена из Ришара не получилось, хотя такой вариант априори исключать было нельзя. Ведь еще в 70-е годы Ришар снял 5 фильмов с актером Ришаром, большая часть из которых понравилась публике. Но в те годы он был комиком, а не актером.

К концу 90-х стало очевидно, что звезда Пьера Ришара окончательно погасла. Вернувшийся во французское кино Вебер со «стариком» Ришаром работать не стал. И винить его в этом сложно. Не так просто подыскать хорошую главную роль для актера, которому за шестьдесят. Да еще и для такого, от которого отвернулась публика.

Ветераны Вебер и Ришар
Ветераны Вебер и Ришар

В «Ужине с придурком» Вебера для Пьера ролей не было. В «Хамелеоне» (2001), пожалуй, тоже. Наверное, можно было по старой дружбе дать ему небольшую роль директора фирмы, которую сыграл Жан Рошфор, но зачем? Ее великолепно исполнил Рошфор, чья фактура больше подходила для роли директора.

Перестав быть звездой кино, Ришар не ушел из кинематографа. Он и в 21 веке продолжает часто появляться в сериалах и полнометражных фильмах – в основном, в небольших ролях. Иногда ему дают и главные - даже в возрасте за 80! Например, в комедии «Мадам Миллс, идеальная соседка» (2018), где Ришар играл в паре с Софи Марсо.

Звезда французской комедии Пьер Ришар не нуждается в представлении на территории «одной шестой части суши».-11

Стариков в кино тоже должен кто-то играть, а Ришар – отличный актер, который способен быть убедительным в самых разных ролях.

ДРУГИЕ МОИ СТАТЬИ О ФРАНЦУЗСКИХ КОМИКАХ: