Перефразирую один афоризм: «Не нужно жаловаться на зеркало, если сам кривой». Так и тут - очень часто плохие учителя не хотят брать на себя ответственности за результаты их учеников. А ОГЭ и ЕГЭ - это независимая проверка знаний.
Таким учителям проще сказать, что ЕГЭ необъективен, повторить знаменитые стереотипы: “Тест”, “угадайка”, “задания в нём плохие и неправильные”. Кто похитрее - может сказать: “А я же не только к ЕГЭ их готовил, я же их ещё мыслить учил. Он плохо сдал экзамен, зато он мыслить научился”. Чаще всего это разговор в пользу бедных. Ничего он не учит.
Справедливости ради отмечу, что если учитель недостаточно уделяет внимания специфике экзамена, (отказывается от пресловутого натаскивания), и вместо этого предлагает то, что считает нужным, то такой подход действительно может привести к некоторому снижению баллов за экзамен. Однако, это не оправдание двоек, которые, я чётко подчёркиваю, говорят именно о нулевом уровне знаний.
Против честных проверок выступают те, кто их боятся
Как оно часто бывает? Восемь лет всё в порядке. Слабым ученикам рисуют тройки, иногда даже четвёрки. А в девятом классе начинается паника. “Ой, треть класса получили двойки за пробный ОГЭ по математике”.
Но о чём говорит двойка? О том, что фактические знания на нуле. В ОГЭ много очень простых заданий, с которыми справится любой сколь-либо адекватный девятиклассник. За исключением, разве что отъявленных махровых бездельников и детей с дефектом интеллекта.
И тут вопрос к учителю. А чем он вообще столько лет занимался на уроках? Чего это он морочил головы школе и родителям учеников? Чего это он молчал о проблеме, шёл на поводу у двоечников и потакал их лени? За что ставил положительные оценки?
Я считаю, что это подло - молчать о проблеме до тех пор, пока её можно скрывать. А в последний момент сказать правду. Если учитель так делает - он просто подлец. Хороший учитель должен вовремя говорить о проблемах, а не вести "страусиную" политику до конца.
В любом деле настоящий профессионал должен быть честным, уметь взять на себя ответственность за результат своей работы. А если что-то идёт не так - вовремя об этом сообщить.
Тревожный знак, если учитель не ставит двоек
Значит, не требует даже минимального уровня знаний. И позволяет на своих уроках вообще ничего не делать. А потом ещё и из класса в класс переводит. С такой политикой пробелы в знаниях нарастают как снежный ком, а ученики и их родители совсем расслабляются и не чешутся.
Поэтому наличие двоек в классе для меня - хороший знак. Да, некоторых учителей вынуждают вести такую политику и запрещают им ставить двойки, однако этот момент, на мой взгляд, стоит учитывать.
Результаты учеников
Да, это не стопроцентный показатель. Но самый объективный из тех, что есть. Да, не всегда мы знаем точку А. Не всегда мы знаем способности учеников. Также на результатах могут отразиться психологические факторы. Атмосфера в классе, например. Но в большинстве случаев, если учитель жалуется, что у него чуть ли не половина класса не могут сдать ОГЭ и ЕГЭ - наказывать надо такого учителя, а не жалеть и не слушать оправдания.
Следующее, на что важно обращать внимание - речь
Умеет ли учитель говорить просто и понятно? Если он говорит запутанно, если его трудно понимать - скорее всего и объясняет материал он так же.
Лидерские качества
Если у человека не хватает лидерских качеств - есть риск, что к нему прислушиваться не будут. Особенно подростки. Даже если он будет говорить правильные, нужные и полезные вещи. Люди, особенно подростки, склонны прислушиваться именно к тем, кто обладает лидерскими качествами, уверенным в себе людям. Законы животного мира действуют, в том числе в обществе людей. Вне зависимости, нравятся они нам или нет.
Тут, правда, не всегда легко понять, в ком проблема: в учителе или в классе. Приблизительно можно понять так: Если один-два учителя не могут найти общий язык с классом - проблема в них. Если почти все - с классом должны поработать психологи и родители. Что-то пошло не так.
Умение найти общий язык с учениками
Если учитель этого не умеет, да если он даже и умеет, но конкретно вашему ребенку не нравится, ничего не получится. Если таков репетитор - лучше с ним расстаться. Если классный руководитель - принять меры. При отсутствии возможности - оптимальным будет перевести в другую школу. Не всегда это возможно, но это - повод задуматься.
Подводя итог
Ни один из этих признаков не является стопроцентным. Я встречал нормальных учителей, которые были против ЕГЭ, встречал и тех, которые на обладают лидерскими качествами.
Но эти признаки - приблизительные ориентиры того, на что стоит обращать внимание, когда выбираете репетитора, или оцениваете для себя учителя.