Более чем актуальная тема сегодняшнего дня - это "профессиональное выгорание", которому в той или иной степени подвержены все работающие люди.
И, какая бы любимая ни была у человека работа, без стресса на ней, также как и вообще в нашей жизни, обойтись практически невозможно.
А если при этом добросовестный и "болеющий" за дело (иногда и в буквальном смысле этого слова) сотрудник забывает о себе, а именно:
- игнорирует свои потребности, сигналы своего тела, такие как слабость, упадок сил, головные боли, расстройство ЖКТ и пр.;
- не отдыхает после работы, а продолжает крутить в голове варианты решения сложных задач, поставленных перед ним руководством, подчас и в ущерб своему сну и отдыху;
- жестоко страдает от несправедливости своего руководителя и от публичной выволочки от него за небольшие и исправимые ошибки, кипит внутри себя, бурлит, но молчит, не смея защитить себя, отстоять свое доброе имя и свои границы, а как это можно сделать, я написала в статье "Конфликт на работе: тварь я дрожащая или право имею?" ;
- задерживается после работы практически каждый день для решения неотложных, по его мнению, задач, как заядлый трудоголик;
- забрасывает свои увлечения, хобби, спорт;
- забивает на свое правильное когда-то питание, ЗОЖ и утешает себя порциями чего-то жирного, сладкого, соленого и в целом "условно съедобного";
то через полгода-год-два такой жизни в зависимости от "силы духа и силы воли" отдельного индивидуума, он вдруг ясно осознает, что проснуться утром он не может, что ноги его больше на работу не идут, что при мысли о ней, об его начальнике, коллегах его тошнит и вообще - "гори оно все синим пламенем" - и пишет он заявление на увольнение с тем, чтобы два-три месяца отдохнуть, не работать, восстановить свои силы и решить, а какую же работу ему искать дальше.
Но в этот момент ему поступает предложение о работе от компании, о которой ходят легенды в народе, о которой слагают песни и пр., и которая дает своему сотруднику и прекрасную зарплату, и крутой офис, и новейшие программные продукты, и инструменты работы, и практически безграничные возможности профессионального и карьерного роста, и полис ДМС и прочие сладкие "коврижки".
И самым чудесным образом все собеседования этот человек успешно проходит и получает оффер о работе мечты и, понимая, что от таких предложений люди в здравом уме не отказываются, он на эту работу выходит, безо всякого отдыха, практически "с корабля на бал".
И на его профессиональное выгорание, от которого он еще не отошел, от которого он не успел восстановиться, накладывается новый неминуемый стресс - период адаптации на новом рабочем месте.
И чувствует этот человек, привыкший отдаваться работе, как в песне: "я на тебе как на войне, а на войне, как на тебе", что что-то с ним не так, что нет у него ожидаемого энтузиазма, душевного подъема, что с большим трудом он выдерживает пять рабочих дней в неделю, что не вернулись к нему былой энтузиазм и радость жизни.
"А ларчик просто открывался" и в нем было 3 очевидных, во всяком случае, для психолога причины:
1. Профессиональное выгорание, из которого человек не успел выйти.
2. Не проработанные психологические травмы, полученные от руководителей на прежних работах.
3. Обычные (закономерные) сложности адаптации на новом рабочем месте, усугубленные двумя предыдущими причинами.
И, отказавшись от забрезжившего было в голове намерения уволиться и с этой работы (которого бы вообще никто из близких не понял и не одобрил, включая его самого в адекватном состоянии), этот человек принял в процессе консультации с психологом и карьерным коучем "в одном флаконе" следующие решения:
- понимая все плюсы, а также и перспективы текущей работы, дать себе время и постараться пройти период адаптации и испытательный срок, не сворачивая горы, а в приемлемом для себя ритме;
- отказаться от регулярных переработок, успевать делать все необходимое с высоким приоритетом за рабочий день, а дела не самой высокой срочности спокойно переносить на завтра;
- проявить заинтересованность, провести беседу и получить содействие своего непосредственного руководителя в эффективном обучении своим новым обязанностям, инструментам работы, программным продуктам компании;
- "свято" соблюдать баланс между работой и личной жизнью, оставлять работу на работе и не тащить ее в свою личную жизнь, глубоко и душевно общаться со своим партнером, с родителями, друзьями;
- соблюдать режим дня, наладить сон, здоровое питание, прогулки, занятия спортом, запланировать и вносить в свою жизнь интересные события;
- научиться способам снятия стресса, релаксации, внедрить в свою жизнь практики дыхания, медитации, расслабления и пр.
- обратиться к врачу и пройти обследование организма, чтобы исключить соматические причины апатии, упадка сил.
- принять более взвешенное решение о том, работать ли в этой компании, или все же уволиться и отдохнуть, или найти другую, более устраивающую его работу, через несколько месяцев, полгода.
А если и вам сложно разобраться в том, что с вами происходит, не усугубляйте своего положения, не доводите себя до профессионального выгорания, а также до депрессии или других заболеваний, а вовремя обращайтесь за помощью.
Что делать, если вы не любите свою работу?
Что делать, если вы не любите свою работу? Часть 2
Автор: Ольга Кеслер
Психолог, Карьерный коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru