Итак, продолжим юнгианский анализ внутрипсихических процессов, отраженных в «Принцессе Мононоке». Предыдущие серии анализа в моей подборке «Юнгианский анализ историй».
Сепарационный процесс. Интересно показан сепарационный процесс в мультфильме. Аситака должен покинуть своё племя, чтобы отправиться в путешествие и узнать, что же происходит в иных землях. Он должен узнать, почему появился в его деревне оборотень и попробовать найти путь исцеления перешедшего на него проклятия.
Здесь есть несколько интересных моментов. Ритуально он отрезает свои волосы. Здесь мне фонит тема волос как связи с родом. Вспоминается одна южноамериканская сказка, где герой, наоборот, обретал связь с родом в процессе своего развития. И тогда про что отречение от связи у Миядзаки? Мне видится, что это тогда про избавление от родительских интроектов, выход из родового сценария. Происходит освобождение места матери и отца для божественных родителей. И действительно, в дальнейшем путешествии герой встречается именно с богами.
Интересно, что по работам Миядзаки вполне можно проследить разворот его внутренней Вселенной уже к социуму (если здесь его герой выходит из системы общности). Мононоке – это 1997 год. В 2001 выходит «Унесённые призраками», в котором всё ещё сквозит отрицание общества. А вот уже в 2004 году, в «Бродячем замке Хаула» мы можем вспомнить линию, что главный герой отказывался воевать за свою страну, но благодаря Аниме (девочке-старушке) он таки идёт на контакт с руководством страны. Думаю, можно сказать, что понадобилось 7 лет, чтобы начался духовный разворот к созидающей вместе общностью позиции. Так сказать, новой ипостаси идентификации, на этот раз с народом, обществом.
Инстинктивная сила. Заслуживает внимания и гужевой транспорт главного героя. Красная, скорее всего, антилопа-самец Яккуру. При этом, в одном из разговоров со старичком в деревянных штиблетах тот делает намёк на народ Аситаки, который «ездит на красных оленях». Намёк на главного героя, но ведь у него не олень. Но красный, это вполне себе совпадает.
Интересно, что часто красный цвет рассматривается именно как мужской. Однако я бы не стала говорить столь категорично. Да, можно его ассоциировать с солнцем, а солярные боги в основном мужского пола. Но красной может быть и заря. Славянские Утренняя Заря и Вечерняя Заря, как минимум, природно-божественные сущности, к которым обращались за здоровьем. Ну и Лада, богиня любви, также ассоциировалась с красными узорами. Возможно поэтому красный – это ещё всегда и красивый. Я уделяю столько времени красному цвету не просто так. В классическом юнгианстве его рассматривают исключительно как мужской цвет, что пришло туда из алхимии, которая это впитала из христианства (вспоминаем папские одежды), в христианство из иудаизма. При этом, если мы внимательно прочитаем Зоар (книгу из углублённого иудаизма, его расширенной версии – науки каббала), то материнская сфира бина иногда имеет зелёный цвет, а иногда красный. И завершаем круг тем фактом, что в Японии на данный момент основной религией является язычество (синтоизм) с основной Богиней – Богиней Солнца Аматэрасу. То есть, цвет может говорить, как о мужском, так и о женском (к красному цвету я ещё вернусь, когда подойду к самому таинственному персонажу мультфильма).
Животная сила как символ часто может быть ассоциирована именно с инстинктивной частью. В произведении Миядзаки эта животная сила помогает двигаться на пути индивидуации. Инстинкты вполне могут помогать двигаться человеку по дороге жизни. Но здесь инстинкты как бы гермафродитичны, они и того и этого пола одновременно: олень или антилопа, красны и мужской, и женский, имена в Японии часто без гендерной принадлежности. Я бы сказала так, в этом животном сочетаются и находят единство в стремлении женские и мужские инстинкты (если есть части души, то, куда деваться, в бессознательном могут быть и инстинкты), предвосхищая встречу героя со своей анимой.
До встречи в следующей серии анализа!
Коллеги, открыт набор в интервизионную обучающую группу «Алхимия сказок». Группа посвящена архетипическому анализу сказок, иных историй и обретению навыков использования сказок в терапевтической работе психолога. Подробнее здесь.
Автор: Анастасия Малышева
Психолог, Юнгианский психолог Гипнотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru