Работая уже не первый, и даже не пятый год кружковым педагогом в спецучреждении для детей с особенностями развития, сталкивалась с такими интересными моментами, о которых не могу не вспоминать, хотя бы изредка. Ну правда, хоть для нас с коллегами это всего лишь обычные будни, однако даже нам многие вещи сильно бросаются в глаза.
И, да, хочу еще раз повторить: я никого не хочу обидеть, задеть, упрекнуть или высмеять! Я всего лишь описываю то, что происходит ежедневно на нашей работе, а также о том, во что могут вылиться некоторые действия и поступки детей и родителей на живых реальных примерах.
И вот еще! Я не занимаюсь обучением онлайн и не даю рекомендаций. Несмотря на то, что дипломы-сертификаты у каждого нашего педагога есть (мы их не купили и не в лотерейке выиграли, как говорят некоторые злые языки), я не занимаюсь консультациями на канале.
Во-первых, считаю подобные "консультации по переписке" обычным шарлатанством (разве можно какие-то советы родителям давать, совсем-совсем не зная ребенка), во-вторых, считаю нецелесообразным пересказывать на канале теорию из готовых учебников и методичек (честно, очень мало встречала педагогов и даже мамочек, которые реально по ним занимаются с детками), а в-третьих - как правильно заметил один из комментаторов, я прихожу сюда выговориться, выпустить эмоции и поделиться событиями тяжелых будней, а не для того чтобы поработать в третью смену.
Поэтому, снова напомню: советы, рекомендации, алгоритмы, маршруты, консультации и диагностические методы - это на других каналах. Даже знаю некоторые из них… но из принципа рекламировать их не стану, хоть и уверена, что там, по ту сторону экранов сидят классные специалисты.
Но, как говорится, классный специалист - это еще не значит порядочный человек… Эээ… сорри, это я так, о своём. И разговорчики о моей (не)компетентности и позорном выгорании тоже пусть останутся за кадром.
В общем, приветствую тех, кому интересен именно ЭТОТ формат и мой канал, который снова утопили доносами вышеперечисленные "доброжелатели", добиваясь лишения показа моих публикаций. Ну что ж, вот так мне все время глотку затыкают, не привыкать. И пусть им будет легче оттого, что на лекарства я здесь не заработаю. И огромное спасибо всем, кто поддерживает и даже иногда защищает мою честь!
Вооот!
Прошу прощение за затяжное и не очень веселое приветствие. Накатило…
И, кстати, в нижеописанной истории - тоже никого ни в чём не обвиняю, а просто пересказываю как есть. И честно признаюсь в том, что я НЕ ЗНАЮ, как помочь этой маме. Хотя… я и не обязана, я же не психолог, не дефектолог, а просто веду кружки и анимационные мероприятия.
Мальчик Г. и мальчик М. и их мама
Братья-близнецы из нашего стационара, 9 лет, ментальные нарушения (у обоих - но совершенно разные).
Лежали у нас в учреждении в недавней смене, впервые… но запомнились теперь, наверное, надолго.
Мальчик Г.
Довольно тяжелый ребенок. Не разговаривает, обращенную речь - не понимает, простые просьбы - не выполняет, на занятиях - ничего не делает, просто сидит крючочком над столом и плачет, плачет, плачет… и руки при этом - либо просто висят, либо раскачиваются в такт завываниям.
Может иногда заинтересоваться разноцветными картинками или узорами наподобие "магического глаза". Тогда он успокаивается и пристально на них смотрит. А через несколько минут - снова опускает голову и плачет.
Но, несмотря на постоянное такое вот настроение, ребенок никого не бьет, не кусается, предметами не кидается, никого не отталкивает. Не прячется от педагогов под стол, не отпрыгивает от них на подоконник и не убегает в коридор. Только плачет. И всё!
Внешне - довольно симпатичный ребенок, с большими глазами и кукольным носиком. Правда, мы обратили внимание на небольшие синячки на руках и ногах. Вероятно, из-за "хаотичности" его движений, мальчишка постоянно ударяется…
Мальчик М.
Другой брат-близнец. Внешне - почти такой же: абсолютно те же черты лица, нос, рот. Только М. - чуть пошире, поплотнее брата.
Ну и выражение лица - совсем иное! Если братец Г. только и делает, что плачет, сделав брови домиком, а губы - перевернутым вареником, то братец М. - постоянно улыбается. Даже там, где как бы и не надо!
Обращенную речь - понимает, разговаривает, сам себя обслуживать - вполне в состоянии.
Тогда что же он у нас тут делает вообще? Оооо, об этом чуть позже.
Мама
Наверное, один из редких случаев, когда теория "осинок-апельсинок" не сработала!
Добрейший милейший человек! И мила не только со своими детьми, но и со всеми детьми вокруг!
Да-да, этому вполне разрешено удивляться! Сколько раз мы с коллегами наблюдали, как некоторые особые мамочки насколько любят и лелеют СВОИХ деток, настолько же ненавидят всех остальных, топают на них, шипят, прогоняют… еще и их мамам говорят, чтобы держались от их детей подальше!
А ЭТА мама - может и на полу поиграть в игры с другими детьми, и на мастер-классах "потусить" с подростковой группой. А кому-то из них - даже помогала решать задачки по математике, которые задал дефектолог как домашку.
И педагогам мама тоже помогала! Например, красила арт-объекты для фотозоны, а еще окошки оформляла к празднику вместе с нами!
В общем, мировая женщина! Такая вот вся НАША! И, мне кажется, есть у таких женщин одна и та же черта: улыбка (искренняя!), но глаза при этом грустные-грустные!
А теперь чуть подробнее о братце М.
Как я уже говорила, внешне - ни за что не скажешь, что у мальчишки могут быть какие-то нарушения.
И на занятиях всё понимает, и требования педагогов выполняет.
И, что интересно!
Например, у меня в кружке (оригами) братец М., когда делает поделку, он оформляет и украшает её не просто НЕ по образцу, а настолько по-своему, что можно только удивляться! И немножко пугаться…
Например, на образце поделки "стульчик" спинка и сиденье разрисованы цветочками. И все ребята - тоже цветочки рисуют.
А братец М. - нетушки! Он рисует там кляксочки красного цвета!
Спрашиваю:
- Что за кляксочки? На цветы – не похожи, на звезды - тоже.
А он смотрит в глаза и улыбается широко-широко:
- Там Нина Петровна сидела, - отвечает, - это Нины Петровны стул!
А я понимаю, что кляксы нарисованы просто гениально и с бликами. И похожи они на настоящие… ну на те, которые бы остались, если бы с той Ниной Петровной что-то плохое случилось. Брррр!
И, если что, нет у нас в учреждении никакой Нины Петровны… хоть это уже хорошо.
А вот еще!
Замечали мы с коллегами и такие вещи!
Например, когда одна маленькая девочка из стационара ударилась в коридоре об угол скамеечки, и, конечно же, горько заплакала, братец М. наклонился над ней и спросил:
- Что? Больно, да?
И... засмеялся! Вот прямо реально засмеялся!
А медсестра рассказывала, что когда она по утрам приходит к этой семье в палату, так братец М. заливается радостным хохотом, как только братец Г. вскрикивает от укола.
Сгущаем краски?
А как вам тогда такое? Братец Г. - просто сидит "сычом" в коридоре на скамеечке, никого не трогает, а братец М., проходя мимо - то ущипнет его, то щелбан даст. И при этом ждёт, когда тот заплачет.
А как только заплачет - всё, миссия выполнена, у братца М. - улыбка во весь рот, и вот он уже радостный и счастливый идёт по коридору дальше, смеясь и подпрыгивая, забив и на брата, и на его слезы.
А были и еще моменты… даже более явные! Только не могу здесь о них писать, боюсь, что такие подробности на этой платформе неуместны (но скажу, что воспитатель вовремя пресекла действие мальчика, и чужой ребенок не пострадал).
А что мамочка?
Ей психолог пытается аккуратненько так намекнуть, что с её "более-менее сохранным" сыночком на самом деле всё не очень гладко.
А мамочка, конечно же, всё знает и понимает! Кивает головой и смотрит в глаза…
Нет, она не обижается, не кричит, не возмущается, не грозит жалобами… Человек - просто самоустраняется. И старается отвлечься. И ведь видно, как ей самой нравится отвлекаться, развлекаться, играть и тусоваться! Но с ЧУЖИМИ детьми.
И есть у меня подозрение, что многие ее поймут. Ведь в ЕЁ случае - каждая вторая сошла бы с ума. А она, наверное, представляет себе, что вот так мило, легко и непринужденно она играет со СВОИМИ мальчишками. Хотя, может я и ошибаюсь.
Вам, дорогие читатели, крепкого здоровья и ясных мыслей.