Найти в Дзене
СКАН-Интерфакс

PR в одиночку: цели, задачи, инструменты единственного PR-менеджера в компании | СКАН-Интерфакс

Оглавление

Даже один PR-специалист в небольшой компании сейчас может быть эффективнее целого PR-отдела 20 лет назад. Рассказываем, почему это стало возможным и какие современные инструменты помогают вершить PR в одиночку.

Зачем вообще небольшим компаниям нужен PR-специалист?

Принято считать, что в пиаре нуждается преимущественно крупный бизнес — ему важно формировать имидж в глазах аудитории и минимизировать репутационные риски, что помогает избежать огромных потерь. К тому же PR требует больших бюджетов: надо содержать пресс-службу, платить за размещение материалов в СМИ, организовывать PR-кампании и различные мероприятия.

Тем не менее средний и малый бизнес, а также некоторые стартапы всё-таки стараются держать в штате хотя бы одного сотрудника, отвечающего за PR компании. Почему они это делают, несмотря на сложную общеэкономическую обстановку в стране и заметное сокращение собственных бюджетов?

Мы видим несколько причин:

  • Сила бренда в глазах аудитории

Когда многие компании в одной нише способны производить равные по качеству товары и услуги, в конкурентную борьбу вступает бренд. Бизнес понимает, что связь с аудиторией через развитие бренда становится явным преимуществом.

-2

«Время продажи товаров подошло к концу, теперь ты должен продавать образ жизни, свое настроение успешного человека, и тогда люди захотят иметь то, что есть у тебя».

Цитата и кадр из к/ф «Семейка Джонсов»

Рекомендуем также статью на эту тему:
Коммуникационная стратегия бренда на актуальных примерах: виды и этапы разработки

  • Возможность для инвестиций

Любой бизнес стремится к расширению, чаще всего через привлечение инвестиций. Чтобы выглядеть в глазах инвестора привлекательным проектом, нужно иметь безупречную публичную репутацию: наличие в сети публикаций о компании, отсутствие или минимум негатива.

-3

«У меня есть только одна репутация, и я не собираюсь ее испортить».

Цитата и кадр из к/ф «Безупречная репутация»

  • Привлекательность компании как работодателя

Рынок труда сейчас находится в кризисе. Все хотят привлекать в компанию квалифицированные кадры, но не на всех их хватает. Хорошие специалисты тщательно выбирают работодателя, и его репутация будет влиять на их выбор.

-4

«Вы можете мечтать, создавать, проектировать и строить самое прекрасное место в мире, но… нужны люди, чтобы воплотить мечту в реальность».

Уолт Дисней, основатель The Walt Disney Company

Мы в СКАНе также отмечаем, что средний и малый бизнес заинтересован в PR-продвижении компании.

-5

«Не у всех компаний есть возможность сразу набрать большой отдел, распределить обязанности между сотрудниками, ввести специализацию. Поэтому один PR-менеджер в компании — это нормальная история для среднего и малого бизнеса, для стартапов. Он занимается примерно всем, в том числе маркетингом».

Юлия Михайлова,
директор СКАН

Итак, известная поговорка «Один в поле не воин» в нашей отрасли постепенно теряет актуальность. Мы бы сказали так: «Один PR-менеджер в медиаполе еще какой воин!» А чем ему вооружиться для успешной работы — расскажем далее.

Цели и задачи единственного PR-специалиста компании

В небольших компаниях стратегические вопросы коммуникаций обычно берет на себя руководство. В этом случае топ-менеджерам необходимо понимать общий контекст отрасли и окружающего компанию медиаполя. Тут и пригождается PR-менеджер. Даже единственный человек, отвечающий за PR, способен решать объёмные задачи: собирать максимально полную картину медиаполя, мониторить ключевые темы отрасли, следить за публичными шагами конкурентов, контролировать репутацию компании.

Итак, какие задачи стоят перед PR-отделом в единственном лице:

  • Аналитические задачи: исследовать отрасль, следить за трендами, узнавать о мерах господдержки.

Например, небольшая кондитерская фабрика будет искать исследования трендов в потребительских предпочтениях и следить за крупными игроками рынка; региональное фермерское хозяйство будет наблюдать за отраслью, мерами господдержки, региональными ритейлерами, на полках которых может появиться их продукция.

Рекомендуем также статью на эту тему:
Эффективный мониторинг конкурентов и отрасли в 2024 году

  • Информационные задачи: налаживать диалог со СМИ, распространять информацию о компании.

Для малого бизнеса здесь есть определённые ограничения. Например, трудно пробиться в топовые СМИ, да и сами инфоповоды компании могут иметь скромный масштаб и не заинтересовать редакции медиаплощадок. Есть свои особенности и у региональных компаний. Для них важно следить за локальной повесткой, чтобы иметь возможность удачно в нее встроиться. Однако в последнее время региональных СМИ становится всё больше, а на местном уровне иногда легче найти контакты и подходы к редакциям и журналистам.

Рекомендуем также статью на эту тему:
Региональная PR-кампания: изучаем местную повестку, подбираем подходящее СМИ, оцениваем медиаэффект

  • Репутационные задачи: отслеживать упоминания компании в СМИ и соцсетях, мониторить негатив, проверять публичную репутацию контрагентов.

В поисковике региональные источники индексируются хуже и реже крупных федеральных изданий, поэтому легко пропустить негатив или рисковое упоминание о себе, а значит, не отреагировать вовремя. Зато такие системы мониторинга, как СКАН, не упустят из вида малейшее упоминание компании в СМИ любого уровня или в соцсетях. Вместе с этим стоит отметить, что небольшие компании редко фигурируют в медиаполе, поэтому нет необходимости мониторить его каждый день. Достаточно настроить уведомления об упоминаниях и мгновенно получать их, например, на электронную почту.

Рекомендуем также статью на эту тему:
Как СКАН помогает отслеживать негатив в СМИ

Как делать PR в одиночку

По большому счёту не имеет значения, трудится ли в компании целый PR-отдел или один-единственный специалист — инструменты будут примерно одинаковыми. Главное, чтобы они были современными и эффективными. Один из таких инструментов — это системы медиамониторинга, профессиональные цифровые платформы, которые позволяют сканировать медиаполе за считанные минуты, выжимая из него всё, что можно найти по конкретному запросу.

-6

«Можно сказать, что СКАН создан для таких «одиночек», потому что мы помогаем экономить время на рутинных операциях. То, что некоторые долго и нудно делают руками, специалист со СКАНом выполняет за час и даже меньше. По сути СКАН берёт на себя предварительную работу, а PR-менеджеру останется только всё проверить и добавить собственную экспертную оценку».

Юлия Михайлова,
директор СКАН

Покажем, как это работает на примере системы медиамониторинга СКАН. Для этого возьмём региональную аптечную сеть «Аптека 25» из Новосибирска и представим, какими могли бы быть задачи их единственного PR-менеджера и как бы он их решал с помощью СКАНа.

  • Мониторинг новостей отрасли, мер государственной поддержки и конкурентов

Узнавать об изменениях в законодательстве, касающихся конкретной отрасли, и о мерах господдержки можно в федеральных СМИ. В нашем примере PR-менеджер аптечной сети сделал запрос в СКАН, чтобы узнать основные инфоповоды в отрасли «фармацевтика» за последний месяц, и получил вот такую выдачу:

   Даже анонсы передовых отечественных препаратов не привлекли столько внимания аудитории, как битва между стоматологами и терапевтами в исследовании «Росгосстраха»   
 Анастасия Майданник
Даже анонсы передовых отечественных препаратов не привлекли столько внимания аудитории, как битва между стоматологами и терапевтами в исследовании «Росгосстраха» Анастасия Майданник
  • Мониторинг конкурентов

Для понимания широкого отраслевого контекста наш PR-менеджер посмотрит новости крупных игроков на рынке. Например, ему интересно, в каких инфоповодах за последний месяц фигурируют аптечные сети «Сбер Аптека», «Вита» и «Ригла», — он делает соответствующий запрос в СКАНе и получает развёрнутую выдачу:

   Все три топ-инфоповода с участием «Сбер Аптеки» — заметно, что компания продвигается в медиа через собственные и совместные исследования    
 Анастасия Майданник
Все три топ-инфоповода с участием «Сбер Аптеки» — заметно, что компания продвигается в медиа через собственные и совместные исследования Анастасия Майданник

Кстати, СКАН делает регулярные отраслевые медиамониторинги. Например, нашему PR-менеджеру из владивостокской сети аптек будет полезно посмотреть Рейтинги фармацевтических компаний для более глубокого изучения рынка.
Посмотреть медиарейтинги СКАНа в других отраслях

Таким же образом можно мониторить региональных конкурентов и локальные новости, чтобы спланировать актуальную PR-кампанию или, наоборот, отложить её, когда контекст перестаёт быть подходящим.

  • Выбор СМИ и дальнейшее взаимодействие с ним

Владивостокской аптечной сети нет смысла выходить на федеральные издания, ведь большая часть её целевой аудитории читает местные СМИ и паблики. Осталось выяснить, какие из них самые охватные и релевантные для дальнейшего PR-продвижения. Для этого в СКАНе задаём регион поиска и получаем список топовых источников во Владивостоке, ранжированный по охвату:

   Самый охватный ресурс Владивостока — это primpress.ru Анастасия Майданник
Самый охватный ресурс Владивостока — это primpress.ru Анастасия Майданник

Чтобы понять, какие их этих охватных изданий Владивостока могут подходить для PR-продвижения, нужно изучить Топ тем в каждом из них.

   В primpress.ru довольно популярны социальные вопросы — возможно, издание заинтересует инфоповод в этой области Анастасия Майданник
В primpress.ru довольно популярны социальные вопросы — возможно, издание заинтересует инфоповод в этой области Анастасия Майданник

Если вы нашли идеальное СМИ, то в СКАНе можно посмотреть карточку издания: в ней есть дополнительная информация и все необходимые контакты для связи.

   Карточка издания PrimaMedia.ru в СКАНе   
 Анастасия Майданник
Карточка издания PrimaMedia.ru в СКАНе Анастасия Майданник

Рекомендуем также две статьи на эту тему:
7 шагов к идеальному питчу: как писать журналистам, чтобы получить публикациюКак подготовить топ-менеджера к общению с прессой

  • Контроль репутации в глазах инвесторов

Инвесторы тщательно проверяют каждый инвестиционный проект, в том числе его публичную репутацию. Поэтому PR-менеджеру необходимо следить за упоминаниями о компании, особенно негативными, и вовремя реагировать. Для этого в СКАНе можно настроить мгновенные уведомления и выбрать, где вы их хотите получать: по электронной почте, в телеграм-боте или в браузере.

«Когда ты один в компании отвечаешь за PR, сложно за всем уследить. А с нашими оповещениями легко держать всё под контролем».

Юлия Михайлова,
директор СКАН

Рекомендуем также статью на эту тему:
Мониторинг упоминаний бренда в интернете: предупрежден, значит вооружен

На репутацию компании могут бросить тень также неблагонадёжные контрагенты. Если вы как-то связаны с сомнительным бизнесом, это перекроет путь инвестициям в вашу компанию. СКАН умеет составлять индекс репутационных рисков по любому объекту. Это пригодится как для контроля собственной репутации, так и для проверки контрагентов.

Например, наш PR-специалист аптечной сети «Аптека 25» проверил потенциального контрагента по поставкам медизделий — «Агат Плюс» — и обнаружил, что эта компания фигурировала в деле о картельном сговоре. Это явный звоночек для руководства компании.

   В индексе репутационных рисков все настораживающие публикации группируются по темам — сразу видно, в каких вопросах репутация контрагента сомнительна   
 Анастасия Майданник
В индексе репутационных рисков все настораживающие публикации группируются по темам — сразу видно, в каких вопросах репутация контрагента сомнительна Анастасия Майданник

Рекомендуем также статью на эту тему:
Как управлять репутацией бизнеса в глазах инвесторов и кредиторов

  • Собственный профессиональный рост

Одна голова — хорошо, но лучше когда есть возможность находиться в профессиональной среде, обмениваться опытом, следить за тенденциями в PR-индустрии. СКАН и тут поможет оставаться в курсе отраслевых изменений.

-14

«Мы организуем много мероприятий для пользователей СКАНа, и это своего рода система постоянного повышения квалификации. Наши вебинары и конференции помогают специалистам не пребывать в вакууме, а состоять в сообществе коллег, обмениваться опытом, узнавать что-то новое, оставаться в курсе последних тенденций».

Юлия Михайлова,
директор СКАН

Чтобы профессионально расти со СКАНом, необязательно быть нашим клиентом.

Регистрируйтесь на наши вебинары и перенимайте опыт коллег:
Центр обучения СКАНа

Подведём итоги

  • Небольшие компании всё чаще нанимают PR-менеджеров для работы с брендом и выстраивания собственного голоса в публичном пространстве, и чаще всего это единственный специалист в штате.
  • В одиночку такой специалист может решать широкий круг задач: от мониторинга отрасли до поиска изданий для размещения пресс-релизов.
  • СКАН значительно ускоряет и облегчает работу PR-менеджера: сканирует новости отрасли и действия конкурентов, показывает медиаполе в конкретном регионе или вокруг определенной компании, находит релевантные СМИ для дальнейшего взаимодействия, держит на контроле репутацию компании в глазах инвесторов.

Если вы единственный PR-менеджер в компании и хотите использовать в работе продвинутые инструменты медиамониторинга, запросите бесплатный тестовый доступ на 14 дней