Найти тему
Oriental Mos Gallery

Нестареющее искусство Китая – 1. Бумага и шелк

По материалам выставки "Seeing Art Anew" из HKMOA, Hongkong 2024
По материалам выставки "Seeing Art Anew" из HKMOA, Hongkong 2024

Бумага и шелкосновные материалы, используемые для создания традиционной китайской живописи и каллиграфии. В первой части цикла мы будем говорить именно о них - видах, названиях и примерах, что может быть интересно для тех, кто углубленно интересуется традиционным искусством Китая.

Самые ранние картины в Китае были выполнены на шелке. Например, шелковые картины, обнаруженные в периоды позднего Чжоу и Воюющих царств, были созданы на нежном, замысловатом однонитевом шелке. Хотя бумага появилась еще во времена династии Хань (IIв. до н.э. - IIв.), она заменила шелковые и бамбуковые дощечки в качестве письменных материалов только во времена Пяти династий и десяти царств ( 五代十國, Wǔdài Shíguó, 907—960 гг.)

-3

С развитием технологии изготовления бумаги ее качество существенно улучшалось: во времена династий Суй ( 隋, Suí 581-618гг) и Тан (唐朝, Танчао 618-904 гг), для изготовления бумаги уже использовали кору дерева тапа, сандаловое дерево, шелковицу и бамбук. Затем художники начали использовать прозрачный и легкий шелковый твил, который приобрел широкую популярность к концу периода Мин (大明朝, Dà Míng Cháo 1368-1644(62) гг.).

Например, вот эта серия работ китайского художника Лань Ина (1585 - 1664), написанная в 1650г. выполнена на особенном виде китайской бумаги, а на какой именно – мы поймем, рассмотрев ее разнообразие!

Бумага

Вопреки распространенному заблуждению о том, что китайская бумага производится «из риса», сырьем для традиционной бумаги ручной работы в Китае с древних времен является лен, кора деревьев, бамбук и солома.

Бумага, используемая в традиционной живопись и каллиграфии по степени обработки делится на «необработанную» («Живая», шен) и «обработанную» («готовая», шу) бумагу. Первый тип обладает высокой впитывающей способностью и дает эффект растекания чернил, поэтому больше подходит для «спонтанного стиля рисования» («Живопись идеи», сеи); второй - пропитывается с использованием сульфата алюминия-калия (квасцов), чтобы обеспечить немного более жесткую текстуру и уменьшить впитываемость, что позволяет накладывать много слоев краски и туши, и подходит для контурного стиля рисования («Тщательная кисть», гунби).

По мере развития технологий декоративно-прикладного искусства появились различные виды обработанной бумаги, такие как пастельная бумага, вощеная бумага, цветочная бумага и золотая бумага.

Посмотрите в подборке карусели, как выглядят различные виды китайской бумаги и их названия.

Золотая бумага

Расписанные веера династии Мин (1498-1632) - тушь на золотой бумаге
Расписанные веера династии Мин (1498-1632) - тушь на золотой бумаге

Использование золотой бумаги впервые появилось во времена династии Мин. В первые годы такую бумагу в основном использовали для изготовления складных вееров. А в конце XVI и начале XVII веков уже стали производить крупномасштабные золотые панели и свитки.

Карта распределения элементов золота:  Сусальное золото бывает из чистого золота, красного золота или светлого золота. Красное золото обязано своим красным оттенком медному компоненту, тогда как светлое золото содержит серебро и поэтому выглядит окрашенным в желтый цвет. Макро-рентгено-флуоресценция — это метод научного анализа, который позволяет выявить элементный состав произведения искусства. Поскольку на этой веерной картине не было обнаружено ни серебра, ни меди, можно сделать вывод, что эта золотая бумага была изготовлена ​​из листов золота высокой чистоты)
Карта распределения элементов золота: Сусальное золото бывает из чистого золота, красного золота или светлого золота. Красное золото обязано своим красным оттенком медному компоненту, тогда как светлое золото содержит серебро и поэтому выглядит окрашенным в желтый цвет. Макро-рентгено-флуоресценция — это метод научного анализа, который позволяет выявить элементный состав произведения искусства. Поскольку на этой веерной картине не было обнаружено ни серебра, ни меди, можно сделать вывод, что эта золотая бумага была изготовлена ​​из листов золота высокой чистоты)

Традиционный метод изготовления золотой бумаги состоит в том, чтобы размять сусальное золото, добавить животный клей, а затем равномерно распределить его по поверхности китайской бумаги сюань. Из-за гладкой и невпитывающей поверхности, затрудняющей удержание чернил, рисовать на золотой бумаге довольно сложно.

Из всего разнообразия видов именно такую бумагу выбрал Лань Ин создания серии пейзажей, которые мы видели в начале этой статьи.
Из всего разнообразия видов именно такую бумагу выбрал Лань Ин создания серии пейзажей, которые мы видели в начале этой статьи.

Имитация золотой бумаги:

Современную золотую бумагу обычно имитируют с помощью слюдяного порошка. Он не содержит настоящего золота.

Лю Шаолю (1900-1996) "Поздравление с днем рождения в каллиграфии шрифта Чжуань" (1966)
Лю Шаолю (1900-1996) "Поздравление с днем рождения в каллиграфии шрифта Чжуань" (1966)

В данном примере: по результатам сканирования рентгено-флуоресцентно-визуализирующим спектрометром было установлено, что фрагмент этой картины содержит высокую концентрацию меди и следы цинка, но не содержит следов золота. Предполагается, что эта бумага, имитирующая золото, была изготовлена ​​из медных листьев, содержащих оттенки цинка. В отличие от настоящей золотой бумаги, изготовленной из золота высокой пробы, бумага из других металлов более разнообразна по цвету, но легко окисляется и чернеет.

Результат сканирования рентгено-флуоресцентно-визуализирующим спектрометром.
Результат сканирования рентгено-флуоресцентно-визуализирующим спектрометром.

Шелк / Шелковая Саржа (Лин)

-14

Шелковый твил — это шелковая ткань саржевого плетения, однотонная или с рисунком. Помимо того, что шелк мягкий, тонкий и легкий, он отличается характерным диагональным ребристым переплетением. В творческих целях чаще используется однотонный шелковый твил. Но известно, что шелковый твил с рисунком - «хуалин», в древности использовался в Китае для записи императорских указов о назначениях.

В обычной традиции шелковый твил с рисунком используется в качестве монтажного материала - обрамления для картин и каллиграфии.

 Ян Вэнцун 1596-1646г., «Стихотворение бегущим шрифтом» 1641г.
Ян Вэнцун 1596-1646г., «Стихотворение бегущим шрифтом» 1641г.

Курсив («Бегущий шрифт» или «Травяной шрифт» цаошу) был очень популярен во времена поздней династии Мин, когда каллиграфы любили создавать длинные и внушительные свитки, а лучшим материалом в то время для этого считался шелк.

Учитывая быстрое развитие текстильных технологий в регионе Цзяннань во времена династии Мин, шелковую саржу большого размера было легче приобрести, чем бумагу сопоставимого размера. Кроме того, шелковый твил лучше впитывает чернила и имеет гладкую поверхность, что делает его идеальным для быстрого каллиграфического стиля.

Ван Юаньци (1642-1715) "Пейзаж в стиле Хуан Гунвана" (1714 г.)
Ван Юаньци (1642-1715) "Пейзаж в стиле Хуан Гунвана" (1714 г.)

Для контурной и пейзажной живописи, точно также, как и бумага, шелк пропитывается специальным раствором квасцов, чтобы удерживать чернила (тушь) и краски от растекания.

Ван Юаньци нарисовал этот знаменитый свиток с пейзажем за год до своей смерти. Это - пейзаж в светлых тонах с мазками, имитирующими мазки Хуан Гунвана. Используя свойства шелка, которые позволяют многократно наносить слои туши и краски, Ван сначала создал контуры и текстуру светлыми чернилами, а затем в несколько слоев нанес основной оттенок темно-зеленого цвета. Наконец, он добавил точки мха с помощью индиго и сухих чернил, а затем обвел контуры. Шелк подходит для цветного изображения пейзажей, а природа материала подчеркивает классическую элегантность, что соответствует теме подражания прошлому.

Каждый из этих материалов обладает своими уникальными свойствами, подходящими для разных техник и стилей китайского искусства: некоторые идеально подходят для контурной росписи («Тщательная кисть», гун би), некоторые больше подходят для крупномасштабной каллиграфии.

Как в древности, так и в настоящее время художники выбирают разные виды шелка и бумаги в соответствии со своими личными предпочтениями, техниками, эстетикой, стилем или требованиями клиента.

__________________________

Первая статья из цикла «Нестареющее искусство Китая» составлена по материалам выставки «Seeing Art Anew: Mounting and Conservation of Chinese Painting and Calligraphy» («Видеть искусство по-новому: монтаж и сохранение китайской живописи и калиграфии»), которая проходит в HKMOA (Гонконгский музей искусства) в 2024г.

Эту выставку представители «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» посетили в рамках ознакомления с видами современной экспозиции китайского искусства.

(с) «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» mos.gallery

Автор: В. Рудина

При полном или частичном копировании текста, пожалуйста, помните об авторских правах и не забывайте оставить ссылку на наш канал или название галереи.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход следующих статей этого цикла!

Мы так же очень ценим Ваши реакции и комментарии!