Бумага и шелк — основные материалы, используемые для создания традиционной китайской живописи и каллиграфии. В первой части цикла мы будем говорить именно о них - видах, названиях и примерах, что может быть интересно для тех, кто углубленно интересуется традиционным искусством Китая.
Самые ранние картины в Китае были выполнены на шелке. Например, шелковые картины, обнаруженные в периоды позднего Чжоу и Воюющих царств, были созданы на нежном, замысловатом однонитевом шелке. Хотя бумага появилась еще во времена династии Хань (IIв. до н.э. - IIв.), она заменила шелковые и бамбуковые дощечки в качестве письменных материалов только во времена Пяти династий и десяти царств ( 五代十國, Wǔdài Shíguó, 907—960 гг.)
С развитием технологии изготовления бумаги ее качество существенно улучшалось: во времена династий Суй ( 隋, Suí 581-618гг) и Тан (唐朝, Танчао 618-904 гг), для изготовления бумаги уже использовали кору дерева тапа, сандаловое дерево, шелковицу и бамбук. Затем художники начали использовать прозрачный и легкий шелковый твил, который приобрел широкую популярность к концу периода Мин (大明朝, Dà Míng Cháo 1368-1644(62) гг.).
Например, вот эта серия работ китайского художника Лань Ина (1585 - 1664), написанная в 1650г. выполнена на особенном виде китайской бумаги, а на какой именно – мы поймем, рассмотрев ее разнообразие!
Бумага
Вопреки распространенному заблуждению о том, что китайская бумага производится «из риса», сырьем для традиционной бумаги ручной работы в Китае с древних времен является лен, кора деревьев, бамбук и солома.
Бумага, используемая в традиционной живопись и каллиграфии по степени обработки делится на «необработанную» («Живая», шен) и «обработанную» («готовая», шу) бумагу. Первый тип обладает высокой впитывающей способностью и дает эффект растекания чернил, поэтому больше подходит для «спонтанного стиля рисования» («Живопись идеи», сеи); второй - пропитывается с использованием сульфата алюминия-калия (квасцов), чтобы обеспечить немного более жесткую текстуру и уменьшить впитываемость, что позволяет накладывать много слоев краски и туши, и подходит для контурного стиля рисования («Тщательная кисть», гунби).
По мере развития технологий декоративно-прикладного искусства появились различные виды обработанной бумаги, такие как пастельная бумага, вощеная бумага, цветочная бумага и золотая бумага.
Посмотрите в подборке карусели, как выглядят различные виды китайской бумаги и их названия.
Золотая бумага
Использование золотой бумаги впервые появилось во времена династии Мин. В первые годы такую бумагу в основном использовали для изготовления складных вееров. А в конце XVI и начале XVII веков уже стали производить крупномасштабные золотые панели и свитки.
Традиционный метод изготовления золотой бумаги состоит в том, чтобы размять сусальное золото, добавить животный клей, а затем равномерно распределить его по поверхности китайской бумаги сюань. Из-за гладкой и невпитывающей поверхности, затрудняющей удержание чернил, рисовать на золотой бумаге довольно сложно.
Имитация золотой бумаги:
Современную золотую бумагу обычно имитируют с помощью слюдяного порошка. Он не содержит настоящего золота.
В данном примере: по результатам сканирования рентгено-флуоресцентно-визуализирующим спектрометром было установлено, что фрагмент этой картины содержит высокую концентрацию меди и следы цинка, но не содержит следов золота. Предполагается, что эта бумага, имитирующая золото, была изготовлена из медных листьев, содержащих оттенки цинка. В отличие от настоящей золотой бумаги, изготовленной из золота высокой пробы, бумага из других металлов более разнообразна по цвету, но легко окисляется и чернеет.
Шелк / Шелковая Саржа (Лин)
Шелковый твил — это шелковая ткань саржевого плетения, однотонная или с рисунком. Помимо того, что шелк мягкий, тонкий и легкий, он отличается характерным диагональным ребристым переплетением. В творческих целях чаще используется однотонный шелковый твил. Но известно, что шелковый твил с рисунком - «хуалин», в древности использовался в Китае для записи императорских указов о назначениях.
В обычной традиции шелковый твил с рисунком используется в качестве монтажного материала - обрамления для картин и каллиграфии.
Курсив («Бегущий шрифт» или «Травяной шрифт» цаошу) был очень популярен во времена поздней династии Мин, когда каллиграфы любили создавать длинные и внушительные свитки, а лучшим материалом в то время для этого считался шелк.
Учитывая быстрое развитие текстильных технологий в регионе Цзяннань во времена династии Мин, шелковую саржу большого размера было легче приобрести, чем бумагу сопоставимого размера. Кроме того, шелковый твил лучше впитывает чернила и имеет гладкую поверхность, что делает его идеальным для быстрого каллиграфического стиля.
Для контурной и пейзажной живописи, точно также, как и бумага, шелк пропитывается специальным раствором квасцов, чтобы удерживать чернила (тушь) и краски от растекания.
Ван Юаньци нарисовал этот знаменитый свиток с пейзажем за год до своей смерти. Это - пейзаж в светлых тонах с мазками, имитирующими мазки Хуан Гунвана. Используя свойства шелка, которые позволяют многократно наносить слои туши и краски, Ван сначала создал контуры и текстуру светлыми чернилами, а затем в несколько слоев нанес основной оттенок темно-зеленого цвета. Наконец, он добавил точки мха с помощью индиго и сухих чернил, а затем обвел контуры. Шелк подходит для цветного изображения пейзажей, а природа материала подчеркивает классическую элегантность, что соответствует теме подражания прошлому.
Каждый из этих материалов обладает своими уникальными свойствами, подходящими для разных техник и стилей китайского искусства: некоторые идеально подходят для контурной росписи («Тщательная кисть», гун би), некоторые больше подходят для крупномасштабной каллиграфии.
Как в древности, так и в настоящее время художники выбирают разные виды шелка и бумаги в соответствии со своими личными предпочтениями, техниками, эстетикой, стилем или требованиями клиента.
__________________________
Первая статья из цикла «Нестареющее искусство Китая» составлена по материалам выставки «Seeing Art Anew: Mounting and Conservation of Chinese Painting and Calligraphy» («Видеть искусство по-новому: монтаж и сохранение китайской живописи и калиграфии»), которая проходит в HKMOA (Гонконгский музей искусства) в 2024г.
Эту выставку представители «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» посетили в рамках ознакомления с видами современной экспозиции китайского искусства.
(с) «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» mos.gallery
Автор: В. Рудина
При полном или частичном копировании текста, пожалуйста, помните об авторских правах и не забывайте оставить ссылку на наш канал или название галереи.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход следующих статей этого цикла!
Мы так же очень ценим Ваши реакции и комментарии!