Найти тему

Электронная подпись в сделках с жильем – как оформить и обезопаситься в 2024-м

Оглавление
    Изображение от пользователя Freepik с сайта freepik.com
Изображение от пользователя Freepik с сайта freepik.com

Что нужно знать об электронной подписи в сделках с недвижимостью и как не дать мошенникам действовать от вашего имени, рассказываем вместе с экспертами.

  • Понятие, виды и возможности электронных подписей
  • Как получить УКЭП
  • Кража электронной подписи
  • Правила цифровой гигиены

Понятие, виды и возможности электронных подписей

Электронная подпись (ЭП) – это цифровой аналог собственноручной подписи, с помощью которого можно заверять электронные документы. «Наиболее активное применение данного инструмента началось во время пандемии, когда участники рынка расширяли свои возможности для работы в удаленном формате. Эксперты отрасли отмечают, что именно в этот период востребованность электронной подписи среди россиян выросла в 2,5 раза», – комментирует коммерческий директор инвестиционного холдинга AVA Тамара Коломийцева.

Существует три вида электронных подписей:

  • простая электронная подпись (ПЭП) формируется с помощью учетной записи на Госуслугах и подтверждает, что сообщение или документ подписаны конкретным человеком, не гарантируя их неизменность после этого (проще говоря, это логин и пароль для ограниченного числа операций, вроде авторизации на интернет-сайте, к примеру для записи к врачу или оплаты ЖКУ);
  • усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) позволяет не только установить личность подписанта, но и определить, вносились ли в подписанный электронный документ изменения (используется на сайте ФНС при обращении за налоговым вычетом или оформлении электронной сделки купли-продажи автомобиля на Госуслугах);
  • усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) предназначена для таких сложных операций, как распределение пенсионных накоплений или регистрация прав на недвижимость.

Формирование электронных подписей происходит в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ – уточняет кандидат юридических наук, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева.

«Электронная подпись используется точно так же, как и обычная подпись, при совершении всех видов сделок и обладает той же юридической силой. Сфера применения электронной подписи не ограничена, – говорит Оксана Васильева. – При сделках с жильем электронную подпись можно использовать для подписи любых документов, связанных с совершением сделок с недвижимостью, и также можно оформить заявление о запрете совершения действий с недвижимостью при отсутствии собственника».

Как получить УКЭП

Существует два способа – через приложение «Госключ» или аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ).

Через «Госключ»

Через это приложение бесплатно выдаются как простые электронные, так и усиленные неквалифицированные и даже квалифицированные электронные подписи. Для этого, по уточнению сайта Госуслуги, нужно подтвердить личность одним из трех способов:

  • действующим загранпаспортом нового образца и телефоном или планшетом с NFC;
  • подтвержденной биометрией – если зарегистрированы в Единой биометрической системе;
  • посетив МФЦ или банк, предоставив паспорт РФ.

Через УЦ

За квалифицированной электронной подписью можно также обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров. Вся процедура в этом случае, по словам Оксаны Васильевой, сводится к нескольким шагам.

Сначала выбираем УЦ из списка на официальном сайте Минцифры России. «Каждая организация устанавливает самостоятельно правила формирования и выдачи сертификатов», – замечает юрист.

Далее для оформления подписи предоставляем в центр паспорт, СНИЛС и ИНН.

«Затем организация идентифицирует заявителя либо дистанционно, либо в офисе. После проверки документов, в центре записывается электронная подпись на электронный носитель и выдается сертификат. Для дальнейшего использования подписи заявитель устанавливает программу КриптоПРО ЭЦП. Данные о регистрации ЭЦП отправляются организацией в ЕСИА (Единую систему идентификации и аутентификации – ред.)», – описала Оксана Васильева последующие этапы.

Услуги УЦ платные:

  • около 2 тысяч рублей нужно отдать за сертификат квалифицированной электронной подписи;
  • плюс придется приобрести лицензию на криптографическое ПО – годовая стоит порядка 1,4 тыс. рублей, а бессрочная лицензия – примерно 2,7 тысячи (еще существует лицензия, которую встраивают в состав сертификата в момент его создания, стоит она около 1 тыс. рублей);
  • потратиться в районе 1 тысячи рублей необходимо и на защищенный носитель – токен или смарт-карту. Обычный флеш-накопитель использовать как носитель для УКЭП запрещено из-за отсутствующей там защиты криптографическими алгоритмами.

Резюмируя по этому пункту, в удостоверяющем центре придется раскошелиться на токен, сертификат и лицензию на криптографическое программное обеспечение.

В продолжение главный юрисконсульт ГК «Меридиан» Юлия Кругликова отмечает, что срок действия сертификата ЭЦП составляет 1 год. В течение этого периода покупатель может таким способом подписывать любые юридически значимые документы.

«ЭЦП удобна для подписания документов в электронном виде без посещения госорганов, МФЦ и т. д., а также при удаленной сделке, – комментирует Юлия Кругликова, добавляя, – как правило, сторона продавца/застройщика заключает договор оказания услуг с удостоверяющим центром по созданию и выдаче удостоверяющим центром квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей. Перед сделкой продавец/застройщик формирует для покупателя заявление на выпуск электронной подписи и подгружает сертификат выпущенной ЭЦП на электронную площадку для подписания документов по сделке и направления на государственную регистрацию».

 📷
📷

Кража электронной подписи

По словам Тамары Коломийцевой, на фоне увеличения числа сделок с использованием электронной подписи участились и случаи мошеннических действий. Однако правительство РФ достаточно быстро отреагировало на возникшую ситуацию. Благодаря этому в сделках с недвижимостью и используется УКЭП как наиболее защищенная разновидность электронной подписи. «Для ее создания используются криптографические средства, надежность которых подтверждается ФСБ РФ», – отмечает эксперт.

Еще один важный момент касается ужесточения требований к порядку аккредитации коммерческих удостоверяющих центров, предоставляющих услугу по выдаче электронной подписи. «Клиентов проверяют по государственным базам данных, и сертификат по чужому паспорту выпустить не получится. Кроме того, клиенты УЦ подтверждают личность – их фотографируют при получении сертификата. После верификации документа квалифицированной электронной подписью незаметно изменить что-то в его содержании не получится. На любые новшества отреагируют сервисы проверки», – говорит Тамара Коломийцева.

Оксана Васильева придерживается похожего мнения касательно возможности подделки электронной подписи. «В теории это возможно, но на практике такие случаи крайне редки. Чтобы успешно подделать ЭП, необходимо обладать закрытым ключом, который является уникальным и предназначенным только для владельца. Таким образом, при должной осторожности и защите ключа подделка ЭП является маловероятной. К тому же для проведения сделок с имуществом требуется УКЭП, которая является самой безопасной подписью, и ее практически невозможно подделать. Зашифрованные данные хранятся на специальной флешке, которые гарантируют подлинность и неизменность подписываемого документа».

Тем не менее мошенники могут завладеть вашей ЭП одним из трех способов, обращает внимание замруководителя юридического департамента АН «Этажи» Элен Лукьянова. Прежде всего, они способны украсть токен, или носитель, на который записан ключ ЭП. Поэтому эксперт рекомендует защищать ключи и токены пин-кодами.

Также мошенники могут получить доступ к устройству, на котором хранится ключ подписи.

Наконец, не исключен выпуск злоумышленниками ЭП без ведома через подделку документов.

Правила цифровой гигиены

Чтобы не дать мошенникам и малейшего шанса воспользоваться вашей электронной подписью, Элен Лукьянова рекомендует настроить уведомления, чтобы знать, когда на ваше имя выпускается новая ЭП. Предотвратить кражу ключей, по словам этого эксперта, поможет следование четырем правилам:

  • не оформлять сертификат ключа проверки ЭП на свое имя по просьбе третьих лиц, знакомых или родных;
  • не передавать ключи электронной подписи;
  • защитить компьютер и при покидании рабочего места блокировать ПК или ноутбук, не оставляя в нем токен;
  • проверять наличие выданных сертификатов ключей проверки ЭП на Госуслугах.

В дополнение директор ООО «МФЦ электронных услуг «Единая правовая служба» Илья Васильчук советует также защищать свой смартфон:

  • включайте всю предусмотренную в смартфоне защиту;
  • не используйте простые пароли;
  • никогда не передавайте смартфон другим людям;
  • отключайте Wi-Fi и Bluetooth, если ими не пользуетесь;
  • никогда не открывайте ссылки на неизвестные ресурсы в интернете;
  • устанавливайте приложение с электронной подписью на короткое время и только тогда, когда оно действительно нужно.

Если кажется, что вашей ЭП кто-то пользуется, оперативно обратитесь в выдавший ее УЦ и в правоохранительные органы. Чтобы подтвердить подозрительные действия, сделайте фото, видеозапись либо скриншоты, подтверждающие чужеродные манипуляции.

А чтобы быть в курсе главных событий рынка недвижимости, читайте новости и статьи на сайте или подписывайтесь на наш Telegram-канал «Тележка с новостройками».