Найти в Дзене
AAA в Дзене

Как отличить утопленника? (от других ходячих мертвецов)

Занимаясь разработками игр по фольклору России, мы замечаем, что у большинства современных художников творческое мышление сформировано образами из голливудских фильмов, а не благодаря чтению произведений народной культуры и исследованиями о них. А там дано чёткое описание внешности утопленников, ничего общего не имеющее с пиратами Карибского моря.

Современные морские подводники. (Изображение взято из публичного источника.)
Современные морские подводники. (Изображение взято из публичного источника.)

Например, Дмитрий Константинович Зеленин (выдающийся этнограф и фольклорист) в труде «Очерки русской мифологии» ещё в 1916 году подчёркивал, что погибших несчастными и внезапными смертями – удавленников, утопленников, замерзших, вообще расставшихся с жизнью называли домовиками (не путать с домовыми), потому хоронили в убогих домах, представлявших собой большие и глубокие ямы, иногда прикрытыми «молитвенными храмами», попросту сараями. В них бросали тела и оставляли их незасыпанными до седьмого четверга на Пасхе. Из этого можно сделать вывод, что такие утопленники в значительной степени были поедены не рыбами.

Привет! (Изображение взято из публичного источника.)
Привет! (Изображение взято из публичного источника.)

Но раньше Зеленина другой знаменитый собиратель фольклора: Максимов Сергей Васильевич, также упоминал иную внешность утопленников в исследовании «Нечистая, неведомая и крестная сила» (изданном самим Татищевым – этнографом и археологом). Описание дано в контексте описания причуд водяного, который приносит один лишь вред людям, но радостно встречает в своих совладениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников. Причём тела не часто возвращает, а на остальных он оставляет особые царапины, служащие подтверждением, что несчастные перед смертью побывали в его лапах.

Он только кажется безобидным. (Изображение взято из публичного источника.)
Он только кажется безобидным. (Изображение взято из публичного источника.)

Но гораздо страшнее то, о чём уже два века сказывают на Русском севере: утопленников превращает в ездовой скот нечисть всякая. Об этом сообщает в книге «Мифы русского народа» Елена Евгеньевна Левкиевская (одна из последних ныне здравствующих составительниц пятитомника «Славянские» древности.

В народных верованиях, пишет она, те, кто утопился или повесился, не идёт на Тот свет, а ходит по земле, потому что Бог не призывает его к себе до назначенного час. Поэтому такие умершие доживают в загробном мире положенный им при рождении срок, то и дело являясь к живых в прежнем облике, но под седлом у чёрта.

Не так старшен его облик, как добрые намеренья. (Изображение взято из публичного источника.)
Не так старшен его облик, как добрые намеренья. (Изображение взято из публичного источника.)

Одна из быличек гласит:

В кузнице ковал кузнец, как-то вечером поздним. И приезжает к нему человек подковать коня. Он приготовил все: «Давай, – говорит, – сюда». Тот привел, а ноги-то у коня человечьи! Видно, чёрт приехал на утопленнике.

(Также примечательна эта история тем, что она подчёркивает другое воззрение: у черта наоборот вместо стоп лошадиные копыта – поменялись, так сказать.)

Но есть (не считая русалок) и четвёртый облик утопленников, пожалуй самый трагичный, потому что напоминают они крошечных мохнатых человечков, живут в омутах. Называются их ичетиками. Это переродившие душу утопленных матерями дети. Узнать, что они уже рядом можно по звуку, напоминающему удар бичом по воде. Только несчастье сулит встреча с ними…

В омуте не только лишь черти водятся. (Изображение взято из публичного источника.)
В омуте не только лишь черти водятся. (Изображение взято из публичного источника.)

Благодарим за прочтение!!!

(Вся информация для проекта взята из научных источников.)

П.С. (по секрету): вы можете поддержать наши исследования древнего фольклора и разработку на основе его полезных игр переводом на любую сумму (карта Сбера привязана к номеру 89510618361).

Мы бережём традиционные ценности и знания, раскрывая секреты древности через призму историчных гипотез.

#Актуально #Аутентично #Авторски!!!