Для пациента и его родственника
Какие специалисты могут поставить диагноз аутизма? В чем заключаются особенности клинической диагностики аутизма? Какие инновационные технологии используются сегодня для диагностики аутизма? Что такое биологическая обратная связь? Какие методы физиотерапии используются при лечении аутизма?
Традиционные методы диагностики аутизма в основном опираются на детальную оценку поведения и историю развития. Клиническая диагностика обычно прерогатива педиатров, нейропсихологов, неврологов и психиатров. Диагностика аутизма включает в себя прямое наблюдение за ребенком, а также подробные интервью с родителями для сбора информации о социальных взаимодействиях ребенка, навыках общения и моделей поведения (Kakkar D., 2019).
В последнее время для распознавания стали применять ряд инновационных методов, направленных на повышение точности и удобства скрининга. Одним из новых подходов является использование искусственного интеллекта и методов машинного обучения для анализа видеороликов поведения детей и биомаркеров. Еще одной областью инноваций является технология отслеживания глаз, которая оценивает социальное и когнитивное развитие детей, анализируя модели движения их глаз при просмотре изображений или видео (Kollias K., et.al., 2021).
Специфических лекарств от аутизма не существует, но некоторые препараты могут использоваться для управления определенными симптомами, связанными с аутизмом, такими как проблемы поведения, дефицит внимания, тревожность и колебания настроения, которые распространены у больных аутизмом.
Прием лекарств должен тщательно контролироваться врачом, чтобы гарантировать эффективность и безопасность лекарств, поскольку они могут иметь побочные эффекты. Биологическая обратная связь и нейромодуляция являются инновационными подходами, которые предложены для лечении аутизма путем улучшения функциональной активности мозга.
Методы биологической обратной связи позволяют людям научиться контролировать физиологические процессы, которые обычно не находятся под сознательным контролем, такие как частота сердечных сокращений, мышечное напряжение и активность мозговых волн.
В нашей клинике мы используем для лечения большой спектр физиотерапевтических методов лечения ( назальный электрофорез, транскраниальная магнитная стимуляция, точечная стимуляция постоянным и переменным током, светотерапия и др. )
Для врача
Какие диагностические инструменты помогают распознать у ребенка аутизм? Что такое АВА терапия?
Диагностические инструменты , предложенные для разпознования аутизма чаще всего включают: Шкалу оценки детского аутизма (CARS), Шкалу наблюдения за диагностикой аутизма (ADOS) и Интервью для диагностики аутизма-пересмотренное (ADI-R). Эти инструменты предназначены для выявления основных симптомов аутизма, таких как дефицит социальной коммуникации и повторяющееся поведение или интересы.
Кроме того, врач может провести ряд оценок развития или когнитивных функций, чтобы исключить другие состояния, которые могут объяснить поведение ребенка, такие как расстройства речи или другие нарушения нейроразвития (Falkmer T, et.al., 2013).
Прикладной анализ поведения (ABA) — это подход, основанный на принципах психологии поведения, который широко используется в лечении детей с расстройствами аутистического спектра .
ABA работает над пониманием определенного поведения, в частности, для улучшения социальных, коммуникативных, академических навыков и навыков повседневной жизни, одновременно исправляя неадаптивное поведение. ABA помогает , осваивать новые навыки и поведение, систематически применяя стратегии подкрепления, которые поощряют и вознаграждают желаемое поведение.
Терапия ABA в высшей степени индивидуальна и подстраивается под конкретные потребности и способности каждого ребенка (Roane H., et.al., 2016). Планирование лечения начинается с подробной поведенческой оценки для определения целевого поведения и стратегий вмешательства. Затем усвоенное поведение закрепляется в ходе индивидуальных занятий с использованием положительного подкрепления. ABA также подчеркивает важность данных, которые психотерапевт собирает и анализирует на постоянной основе для отслеживания прогресса и корректировки плана лечения по мере необходимости. Обчение социальным навыкам еще один тренинг, направленный на обучение детей с аутизмом способности понимать социальные сигналы, развивать навыки эффективного общения и дружеские отношения. С помощью этого треннига дети учатся распознавать и интерпретировать выражения лица других людей, язык тела и социальный этикет, которые необходимы для построения позитивных отношений (Reichow B, et.al., 2012).
Для исследователя
Варианты каких генов повышают риск возникновения расстройств аутистического спектра? Какие методы нейровизуализации используются при исследовании аутизма?
Генетическое тестирование на расстройство аутистического спектра —- это метод выявления рисков, связанных с аутизмом, путем анализа генетических вариантов в ДНК человека. Было обнаружено, что варианты генов NRXN1 и NLGN3/4 повышают риск развития расстройств аутистического спектра. Генетическое тестирование предоставляет более точную диагностическую информацию, а в тех случаях аутизма, когда его этиология неизвестна, оно может даже выявить основную генетическую причину, обеспечит более целенаправленное лечение и стратегии поддержки для пациентов и их семей.
Методы нейровизуализации в диагностике предоставляют неинвазивный способ исследования изменений в структуре и функциях мозга. Эти методы включают функциональную магнитно-резонансную томографию, структурную магнитно-резонансную томографию, диффузионно-тензорную томографию и позитронно-эмиссионную томографию. С помощью этих методов нейровизуализации исследователи могут наблюдать структурные и функциональные различия в определенных областях и сетях мозга у больных с расстройствами аутистического спектра (Hiremath C., et.al., 2021). Например, функциональная магнитно-резонасная томография может выявлять закономерности активности мозга при решении определенных задач, помогая понять нарушения в социальном, речевом и когнитивном функционировании при подозрении на аутизм. Диффузионно - тензорное изображение фокусируется на микроструктуре белого вещества мозга, выявляя связи пучков нервных волокон, что может помочь изучить состояние нейронных связей при расстройствах аутистического спектра. С другой стороны, позитронно-эмиссионное сканирование-сканирование способно оценить активность определенных химических веществ в мозге, предоставляя подсказки для изучения нейрохимической основы и лечения (Walsh M., et.al., 2021).
Литература
Falkmer T, Anderson K, Falkmer M, Horlin C. Diagnostic procedures in autism spectrum disorders: a systematic literature review. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2013;22:329–340.
Hiremath CS, Sagar KJV, Yamini B, Girimaji AS, Kumar R, Sravanti SL, Padmanabha H, Vykunta Raju K, Kishore MT, Jacob P. Emerging behavioral and neuroimaging biomarkers for early and accurate characterization of autism spectrum disorders: a systematic review. Transl Psychiatry. 2021;11(1):42
Kakkar D. Diagnostic assessment techniques and non-invasive biomarkers for autism spectrum disorder. Int J E-Health Med Commun. 2019;10(3):79–95
Kollias K-F, Syriopoulou-Delli CK, Sarigiannidis P, Fragulis GF. The contribution of machine learning and eye-tracking technology in autism spectrum disorder research: a systematic review. Electronics. 2021;10(23):2982.
Reichow B, Steiner AM, Volkmar F. Social skills groups for people aged 6 to 21 with autism spectrum disorders (ASD) Campbell Syst Rev. 2012;8(1):1–76.
Roane HS, Fisher WW, Carr JE. Applied behavior analysis as treatment for autism spectrum disorder. J Pediatr. 2016;175:27–32.
Walsh MJ, Wallace GL, Gallegos SM, Braden BB. Brain-based sex differences in autism spectrum disorder across the lifespan: a systematic review of structural MRI, fMRI, and DTI findings. NeuroImage Clin. 2021;31:102719.