Железнодорожная линия Чусовская – Соликамск получила известность в конце нулевых, когда под землю провалилась крупнейшая в регионе ЖД станция “Березники”. Масштабы катастрофы оказались настолько велики, что восстановить станцию так и не удалось. В результате появились два новых "тупика" и 50-километровый обход, являющийся, едва ли не самым масштабным реализованным в РФ железнодорожным проектом за последние 30 лет.
Ветка к городу Усолье появилась еще в далеком 1878 году, тогда же возвели станцию “Березники”. Прежние названия: Веретье, Усольская.
Во второй половине 20 века район становится крупнейшим в Союзе центром хим. промышленности, а Березники - второй по величине станцией в Пермском крае. Одна из крупнейших "сортировок" Свердловской железной дороги, данная станция была транзитной для целого ряда пассажирских поездов: "Соликамск-Москва", "Соликамск-Свердловск", "Соликамск-Казань", два поезда "Соликамск-Пермь", десяток электричек, плюс множество грузовых поездов регулярно формировались и курсировали по этой дороге.
В 2006 году движение через станцию Березники было приостановлено из-за опасной близости железнодорожных путей к месту провала грунта. Станция и большая часть города расположены над шахтами Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Начиная с нулевых в городе происходят проседания грунта и техногенные землетрясения. Официальная причина — близкое расположение пустот к поверхности земли, хотя не исключены нарушения по эксплуатации (консервации) шахт.
Город , железная дорога и станция Березники начали проваливаться под землю…
Сначала это были просадки грунта, благодаря которым лишь замедлялось движение поездов и требовались дополнительные средства и силы на содержание инфраструктуры. Далее повалилась опора контактной сети. Позже ЖД стала вовсе уходить под землю в прямом смысле. События развивались настолько плохо, что пришлось прекратить движение и строить обходной путь.
В январе 2007 был построен первый обход длиной километр. Движение восстановилось, но воронка разрасталась и всем было очевидно, что обход временный.
Сразу же началось проектирование нового 6-километрового участка, который должен был обогнуть опасный район. Он открылся к концу 2007, неоднократно перестраивался и переносился из-за увеличивающейся "дыры".
Затраты РЖД составили около 500 000 000 рублей.
Через год стало понятно, что в расчётах произошла ошибка и необходимо переделать работы…
Решение вышло кардинальное - финальный обход должен был пройти далеко за пределами шахтных полей, а это более 50 километров..
В 2010 году движение в Соликамск и Березники было возобновлено.
Объём инвестиций в строительство нового железнодорожного участка в 2008 году составил 3 млрд руб., в 2009 году – 8,2 млрд руб., из которых 6 млрд руб. выделены ОАО «РЖД» из федерального бюджета с внесением в уставный капитал и 2,2 млрд руб. составляют собственные средства ОАО «РЖД».
Участок Яйва – Соликамск был построен в рекордно короткие сроки – на десять месяцев раньше даты, указанной в плане. 53-километровая однопутка с 4-мя новыми станциями и разъездами имеет пропускную способность около 20 пар поездов.
Вы познакомились с историческим фактом, который наглядно демонстрирует последствия отсутствия достоверных инженерных изысканий…
Желая сэкономить — всегда теряешь больше.
Радует, что сейчас мировоззрение и ценности застройщиков поворачиваются в сторону безупречного качества и надежности объектов!
Свидетельством служит, стартовавший сегодня, ”V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО РАЗВИТИЮ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДОВ” при Минстрое РФ в г. Пермь, где собрались представители строительной и изыскательской отрасли для обсуждения новых способов взаимодействия посредством развития цифровых технологий.
ООО “Центр инженерных изысканий Артёма Кияева” является генеральным партнером строительного форума “Индустрия 4.0” при Минстрое РФ, поэтому мы можем с уверенностью заявить, что мероприятия такого характера не проходят без принятия важных решений на государственном уровне.
Событие представляет существенную ценность потому, что ситуации, когда этап проведения инженерных изысканий при строительстве упускается или “рисуется”, повторялись в истории неоднократно. Пришло время больших перемен, которые начинаются уже сейчас!
Желаем всем участникам плодотворного времяпрепровождения и массы новых решений!