Появление у всего поколения практически с младенчества интернета, безусловно влияет на личностное и когнитивное развитие детей и подростков. И даже не особо важно в какой точке земного шара проходит период взросления. Проблемы у семей одинаковые.
Психологи при анализе используют термин социальная среда развития. То есть какие события детства оказали решающее влияние на формирование личности, характера. В том числе какие внутренние конфликты и травмирующие ситуации были у человека.
Наши дети живут в период глобальной трансформации, что определяет и в корне меняет их образ жизни. Ученые говорят: «инфокоммуникационный контекст является одним из ключевых факторов, опосредствующих и изменяющих всю структуру деятельности и дошкольников, и школьников, и студентов». И используют термин – «цифровое поколение».
Адекватных, любящих своих детей родителей, естественно, волнует естественное увлечение гаджетами сына или дочери. Чаще всего, мы начинаем серьезно задумываться о том, что что-то идет не так, когда появляются первые проблемы, связанные с киберхобби.
Но еще чаще ситуация выходит в самый кризисный этап, когда в переходном возрасте ребенок объявляет, что ему особо вообще ничего не интересно, главное – играть, тусоваться в чате или постить фотки, набирая одобрение и популярность. Жизнь подростка может меняться очень скоротечно, а нас тревожит это состояние. Накапливается сначала тревога, потом какие-то попытки все изменить. Следом усталость от того, что ничего меняется, как сидел(а) за компьютером, так и сидит.
Возможно, закипает возмущение, как произошло, что все давно вышло из-под контроля. А дальше многие замыкаются, погружаясь в отчаяние.
Кажется, что время идет, и ты много делаешь, но ничего не меняется.
Все попытки наладить отношения разбиваются вдребезги о глухую стену отчуждения и непонимания, которая очень незаметно выросла между вами и собственным ребенком.
На этом этапе взрослые, успешные, образованные люди испытывают трудности с самоконтролем, потому что вопрос о будущем собственного дитя. Мечутся из стороны в сторону, а воспитательная модель напоминает зигзаг, когда мы просто бросаемся из крайности в крайность, действуя под руководством эмоций, а не разума. Очень часто, на этапе аддиктивной реализации у подростка, семья находится в таком шоковом состоянии, что буквально «не ведает, что творит».
Это семьи, где один из родителей в результате длительного воздействия дистресса и нервного напряжения буквально теряет связь с реальностью. Естественно, бывает сложно в этом признаться даже себе. Потому что движет страх, личная ответственность за благополучие и судьбу близкого человека.
Что в итоге получается?
В жизни всего поколения есть интернет. Современные дети попадают туда очень рано. Многие в детстве вполне успешно использовали гаджет вместо соски, чтобы занять младенца.
Ваш сын или дочь уже так привык. И мои дети такие же, ничем не отличаются от остальных представителей поколения.
· Они все рано начинают цифровую социализацию, учатся ориентироваться в этом мире, выстраивают связи, адаптируются. Кто-то даже переходит на этап творческой реализации самостоятельно;
· Контекст когнитивного развития – гиперподключение к этой среде, а следовательно, нормой является действовать одновременно в смешанной (конвергентной) реальности;
· Каждый находится на этапе построения технологически достроенной цифровой личности. Как часть личности реальной.
· Многие из подростков уже живут активной жизнью в сети, используя виртуальное «Я», которое по факту может сильно отличаться с реальностью.
В зависимости от процессов, которые разворачиваются в психике, этот образ может быть и противоположного пола и с придуманными ценностями, тут кто во что горазд.
Мы, взрослые, чаще всего назначаем интернет тотальным злом. Который отвлекает, который снижает эффективность и заинтересованность в обучении, мешает готовиться к экзаменам.
Да, по большому счету, полностью перекраивает сознание, а значит личность до неузнаваемости. Сказывается феномен социального заражение и доминирующее влияние группы в этом возрасте.
И начинаем с этим злом бороться. Всеми силами. Вступаем нам путь ожесточенной схватки, где с одной стороны Родитель со своими внешними ограничениями, а с другой – ваш подросток, которого уже, возможно, от всего этого тошнит. Но, чаще всего, внимание на эмоционально состояние обращать некогда.
Поэтому воспитательная турбина очень быстро начинает вращаться вокруг проблемы под названием «тебе только в интернете сидеть» и неудачных попыток контролировать поведение другого человека. Да, сын или дочь уже с десяти лет все прекрасно понимает и способен к сознательным решениям и действиям, в том числе выстраивать траекторию будущего. По мере развития и в долгосрочной перспективе.
Если мы назначили интернет тотальным врагом, который разрушает жизнь и будущее, то чаще всего пытаемся максимально ограничивать. Незаметно эти мысли заполняют сознание, и вот уже ни о чем другом мы думать не можем. Дальше теряется контроль над собственными чувствами, уже над своей жизнью и поведением.
Ребенок может быть назначен на роль «позор семьи». И привычная турбина закручивается с новой силой, в ход идет все, что только можно придумать в состоянии обсессивно-компульсивного расстройства. Когда мы настолько завязли в переживаниях и страхах, тревоге и беспокойстве, что постоянно прокручиваем навязчивые идеи о том, что надо делать, чтобы таки оторвать его (ее) от гаджета или компьютера и заставить учиться.
В эти моменты родитель точно знает, как должен вести себя его ребенок, что ему можно позволить, а что запретить. Например: «Отрублю интернет!».
Чаще всего мы используем:
· Угрозы
· Советы
· Принуждение
· Давление
· Убеждение
И оправдание. «Он же еще ничего не понимает в жизни…»
Но нужно посмотреть правде в глаза. И поразмыслить над вопросом: «А точно ли работает та воспитательная турбина, которую мы старательно запустили? Не перемололи ли ее жернова личность самого подростка? Не убегает ли от этого напряга в иллюзорный мир? Не становится ли ситуация только хуже, а поведение более неуправляемое? Не переходит ли поведенческая зависимость в химическую?
И самое главное – какая динамика на данный момент? В лучшую или худшую сторону?
После этих вопросов, адресованных в первую очередь себе, вы можете столкнуться с очень неприятной реальностью. Защитные механизмы могут рухнуть. И в лучшем случае, будет достаточно сил, чтобы объективно посмотреть на себя и семейный контекст, который вами создан.