Найти тему

Загадки острова Пасхи: каменные истуканы

Вы наверняка видели эмодзи — «каменное лицо»🗿. Им часто помечают описание неловкой или непонятной ситуации. История этого серого лица восходит к удивительному памятнику древнего искусства с острова Пасхи, который находится в юго-восточной части Тихого океана. Привычное нам название острову дал голландский путешественник Якоб Роггевен, первые ступивший на него в пасхальное воскресенье 1722 года. А на языке местных жителей остров называется Рапануи.

Люди впервые появились на острове примерно в IV веке н. э. Это были переселенцы из Восточной Полинезии. Отважным мореплавателям пришлось преодолеть расстояние около 3 тысяч километров. Сейчас остров Пасхи лишён лесов, а его почву, которая образовалась из вулканических пород, нельзя считать плодородной. Но так было не всегда. В древние времена остров Пасхи был покрыт густым лесом. В течение нескольких веков люди вырубили лес ради древесины и новых площадей для посевов.

Такое нерациональное уничтожение леса со временем полностью изменило природу острова. Дело завершили сильнейшие засухи. Во времена колонизации на остров были завезены вирусы неизвестных там болезней, таких как оспа, кроме того, часть населения была похищена рабовладельцами. К 1877 году население острова Пасхи достигло рекордного минимума в 111 человек. По состоянию на 2017 год количество жителей составило 7750 человек. Рост произошёл благодаря естественному приросту и переселенцам с материковой части Чили. Основным источником дохода жителей острова Пасхи является туризм.

Символ, благодаря которому остров Пасхи стал одной из мировых туристических достопримечательностей, называется моаи — «статуя, идол, истукан». На острове находятся сотни каменных идолов высотой от 3 до 20 метров. Почти все они были вырублены из цельных глыб базальтового туфа — спрессованного вулканического пепла. Хотя туф гораздо легче других камней, вес некоторых моаи близок к отметке 100 тонн. А самая высокая двадцатиметровая статуя, которая осталась незавершенной, весит 270 тонн.

Всего на острове около тысячи статуй. Некоторые моаи были найдены не сразу, а в результате раскопок. Примерно половина статуй (в различных стадиях готовности) так и остались брошенными в окрестностях кратера Рано-Рараку, где они изготавливались в специальных каменоломнях. Каждая статуя сделана по определённому шаблону: массивная голова с высоким лбом, длинные мочки ушей, квадратный подбородок. Голова посажена на туловище без рук и ног, снизу слегка заострённое (чтобы удобно было вкапывать статую в землю).

Исследователи отмечают, что несмотря на общий шаблон, статуи не копируют друг друга. Каждая из них обладает индивидуальными чертами, из чего можно предположить, что вереница моаи — это не изображения богов, а портретная галерея предков нынешних обитателей острова Пасхи. Судя по всему, статуи были украшены резьбой, а также имели раскраску, хотя резьба и краски почти не сохранились до нашего времени из-за естественного разрушения камня. Головы некоторых статуй были увенчаны «рыжими волосами» — цилиндрическими формами из красного камня, «пукао».

Из-за того, что население острова в позапрошлом веке почти исчезло, предания, связанные с происхождением моаи, дошли до нас в отрывочном виде. Одна из легенд рассказывает о древнем короле Хоту Мату’а, который приплыл вместе с сородичами на остров Пасхи. После его смерти остров был поделён между его сыновьями, а затем — между внуками. Так образовались десятки кланов, символами которых, по одной из версий, и являются каменные скульптуры. Островитяне верили, что в них заключена сверхъестественная сила предков, мана.

Некоторые статуи были установлены в строгом порядке на так называемых «аху» — специальных платформах из хорошо пригнанных друг к другу камней разного размера. Платформы символизировали связь между этим и потусторонним мирами, их часто сооружали на месте погребения вождей. Ритуальные платформы могли быть длиной от 10 до 160 метров. На аху Тонгарики, самой большой каменной площадке, установлено 15 моаи.

На острове никогда не было железных орудий и инструментов. А сами жители острова верят в старинную легенду о «шагающих» исполинах, которые перемещались к месту установки самостоятельно. Верят в это даже те немногие потомки коренного населения, которые чётко помнят инструкции по транспортировке статуй, оставленные предками. Европейцы долго не могли понять, как тяжеленные статуи перемещали на столь далёкие расстояния.

Лишь в ХХ веке знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал смог ответить на этот вопрос. Он прибыл на остров во главе экспедиции, главной задачей которой было доказать, что моаи можно вытесать из туфа при помощи каменных молотков, кроме того, жители сами перемещали статуи по острову, пользуясь «настилом» из перекатывающихся брёвен. Один из потомков поделился секретами своего племени.

В результате членам экспедиции (при помощи местного населения) удалось высечь двенадцатиметровую статую, волоком перетащить её на расстояние в несколько километров и установить вертикально с помощью рычага из брёвен и камней. Хейердал также доказал, что статуи высекались каменными молотками, которые быстро разрушались, но сразу же заменялись на новые.

Кого же изображают каменные истуканы острова Пасхи? Зачем жители воздвигли их, да ещё в таком количестве? Ведь изготовление и установка статуй происходили во времена, когда каждый должен был заботиться о пропитании, так кому нужна была эта тяжёлая многолетняя работа? Версий много, уверены, что исследователи однажды дадут ответы на все наши вопросы.

Также вам будет интересна статья: «Современный Эверест: пробки, мусор и опасная красота»

Ещ больше о самых интересных местах планеты читайте в журнале «ДУМАЙ» (12+): https://dum.ai/?utm_source=dzen1

Наш канал в телеграм: https://t.me/dumai_russia

Мы в ВКонтакте: https://vk.com/dumai_russia

По материалам статьи Лили Калаус, журнал «ДУМАЙ», выпуск №58