Уже давно собиралась написать о выставке "Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко", которая проходила в музейно-выставочном центре "Рабочий и колхозница", что на ВДНХ с сентября 2022 г. по март 2023 г. Это был мой первый визит в это выставочное пространство и было приятно, что тема выставки и музейно-выставочный центр были где-то очень созвучны друг другу. Сам по себе период ар-деко небольшой - всего одно десятилетие, которое позже назовут "ревущие двадцатые", стиль блеснул после окончания 1й Мировой войны, и угас уже к началу 1930х гг., хотя в архитектуре он проявлялся и в 1930е, и в 1940е и продолжал (и сейчас продолжает) звучать отголосками по всему миру и позже, но увы, в нем уже никогда не было той безудержной страсти и полноты жизни, которой он оглушал в свое первое и лучшее десятилетие.
Что же делает стиль узнаваемым? Ар-деко использует простые объемы и предельно понятные геометрические формы, отдает предпочтение прямым, легко читаемым линиям без сложных изгибов, но при этом все эти простые формы, плоскости и объемы заполняются невероятно сложным и богатым декором. Я для себя вывела "формулу" ар-деко так: сложная дорогая отделка на простых формах. И поскольку ар-деко называют "последним Большим историческим стилем", то по этой формуле строится все - от больших и малых архитектурных форм и организации пространства до самых "простых" предметов быта, которые при этом далеко не "просты" по стоимости из-за отделки. Чем же так интересен ар-деко, что даже спустя 100 лет, мы трепетно стремимся сохранить о нем память и продолжаем черпать в нем идеи и вдохновение? Здесь все просто: этот стиль сумел соединить богатство, роскошь, блесткость барокко с простотой и понятностью классики, позволил выбирать любые мотивы от Древнего Египта до модерна, и при этом предоставил удобство, комфорт и динамичность, которые так важны для нас в современной жизни. По сути, главное впечатление от выставки - хоть сейчас надела платье с выставки на себя - и пошла покорять мир. На фото ниже вы видите постер с именами тех людей, благодаря которым мы сегодня можем в буквальном смысле прикоснуться к вещам столетней давности. Я была очень рада, что на этой выставке лично познакомилась с замечательными людьми, предоставившими свою коллекцию на выставку - супружеской четой Назима и Елены Мустафаевых. Это прекрасные и очень приятные во всех отношениях люди, искренне и глубоко увлеченными историей предметов, которые они собирают (вы можете поинтересоваться их проектом, который называется Shoe- Icons и представляет собой виртуальный музей их коллекции, которая начиналась как коллекция обуви). Масштаб личности этих людей огромен, а дело, которое они для нас делают - поистине бесценно! Если придете на выставку - я очень рекомендую брать индивидуальную кураторскую экскурсию, которую ведет Назим Мустафаев. Не пожалеете. Так же вы можете приобрести книги Назима Султановича - впрочем, не все. Некоторые успели стать библиографической редкостью, за ними охотятся коллекционеры. Заразилась коллекционированием книг этого автора и я (к сожалению, пока у меня не все, но есть к чему стремиться).
Как видим, крой многих платьев здесь (не всех!) очень простой. С пошивом такой модели справится даже ребенок или человек, ничего не понимающий в выкройках: достаточно взять ткань, сложить пополам (в длину), чтобы получилось 2 желаемые длинны изделия, затем на сгибе вырезать горловину (круглую, квадратную или треугольную), отступить по краю достаточно, чтобы вошла рука, и соединить швом края ткани. Причем сшивать можно даже вручную, без швейной машинки. (Помним, что я выше писала про "простоту форм"?). Но весь секрет в том, какую ткань вы для этого возьмете и как будете ее декорировать. Силуэтно платье эпохи ар-деко не слишком сложное, но вот разнообразие вариантов отделки на этой простой форме восхищает и поражает (равно как и трудоемкость этой отделки) - сколько вариантов самовыражения!
Сразу замечу, что на выставке, равно как и в музейных и частных коллекциях, представлены наряды, которые являются именно "нарядами", т.е. предназначены "на выход", а не для повседневной работы (все же именно в этот период женщины стали массово - по желанию или по необходимости - осваивать многие профессии, которые раньше считались мужскими, и выходить на работу, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от мужчины) или ведения домашнего быта. И тому есть ряд причин (впрочем, характерных не только для ар-деко, но и вообще для всех носильных вещей всех эпох, которые сохранились в музейных или частных коллекциях). Во-первых, вещи "на выход" изначально были красивы и часто эту красоту хранили, потому что "выбросить жалко" - так она и дошла до нас. Некрасивые вещи столько лет (а вещи ар-деко уже "столетние старички") никто хранить не будет. А красивые вещи хранили (и сохраняли) именно потому, что ими продолжали любоваться даже тогда, когда они выходили из моды, становились "не по размеру" - также, как мы любуемся ими сейчас. А во-вторых потому, что "непарадные", бытовые вещи изнашивались быстро - и если не подлежали починке, то быстро покидали гардеробы своих хозяев, чтобы никогда уже в них не вернуться. Одеваться так все же было достаточно дорого. Насколько дорого? Попробуйте посчитать сами.
Для того, чтобы вы имели представление о том, как много нужно знать, чтобы изготовить "правильный" цилиндр, расскажу вам пару реальный историй. История первая. В СССР, как вы понимаете, цилиндры не носили. И когда пришла пора сборной СССР по выездке ехать на выступления за рубежом, цилиндров ни у кого не было - а по правилам спортсмены (и мужчины, и женщины) должны были выступать в цилиндрах. Выход был найден - цилиндры сшили в мастерских Большого театра. Из картона. В прямом смысле. А соревнования по выездке часто проводятся на открытых площадках, и иногда на таких площадках идет дождь. Представляете, во что превратились цилиндры сборной СССР по выездке? История вторая. За рубежом семья Де Винтер уже много лет шьет головные уборы для всех королевских дворов Европы. А поскольку у аристократов принято обучаться выездке, то и цилиндры стали заказывать у Де Винтеров. Семья Де Винтер для цилиндров специально создала особую ткань, напоминающую лосняющуюся шкурку новорожденного жеребенка, которую нужно было причесывать специально для этого созданной мягкой щеточкой, чтобы она переливалась и блестела. Каждый изготовленный цилиндр шился индивидуально по меркам будущего владельца, и ни одно изделие не повторялось. Для подгонки размеров цилиндра под размеры головы будущего владельца еще 300 лет назад Де Винтеры создали специальный измерительный прибор сложной конструкции. Прибор надевали на голову будущего владельца и производили разнообразные сложные измерения. Например, в одном из измерений определяли расстояние между глазами, потому что от этого зависело какими будут поля цилиндра, насколько они будут приподняты или опущены, должен ли цилиндр кверху расходиться, сужаться или быть ровным, чтобы его посадка на голове владельца была не только красивой и удобной, но и максимально функциональной. Стоил такой цилиндр, конечно, недешево. Но и носится мог долго при самых жестких условиях эксплуатации. И вот в постсоветской России решили заказать такие цилиндры для всадников элитного конно-спортивного клуба "Прадар" (ныне, увы, больше не существующего). Семья Де Винтер не сразу поверила, что им поступил заказ из Москвы, сначала сочли это розыгрышем. Но потом в Москву все же поехали, захватив свой знаменитый измерительный прибор. И с этим прибором их задержали на таможне, сочтя его подозрительным, ведь назначение его было непонятно - то ли орудие пыток, то ли антенны для связи с внеземными цивилизациями, то ли еще что...В общем, вызволять Де Винтеров с таможни пришлось долго - буквально и наглядно объясняя как это работает и почему без "этой штуки" невозможно пошить настоящий качественный цилиндр, который - да, еще до сих пор активно используют по прямому назначению.
И хотя тогда. как и теперь, позволить себе подобные вещи могли немногие представительницы "праздного класса", справедливости ради, нужно сказать, что именно в 1920е количество разнообразных вечеринок, особенно танцевальных, стремительно возросло, ведь появилось электричество, позволявшее освещать многочисленные "танцполы" хоть до утра, что позволяло посещать их даже работающей молодежи после окончания рабочего дня. А отмечать было что - ведь только что отгремела жесточайшая кровавая война, и те, кто выжил и пережил, вполне естественно ощущали себя счастливчиками, причем счастливчиками, которые со всей полнотой ощущали, как важно жить здесь и сейчас (и да, они еще не знали, что впереди через каких-то 20 лет им предстоит пережить еще более ужасную Вторую мировую). Мир окунулся в безудержную радость - и ликовал, ликовал, ликовал. "И жить, и чувствовать" спешил...в угарных ритмах танго, фокстрота, чарльстона,джаза...Но давайте вернемся к платьям.
П.С. Хотела написать одну статью - фотовизит на выставку, но материал столь объемные, что придется продолжить и подготовить Часть 2 фотопрогулки. Часть 2 можно прочитать по ссылке https://dzen.ru/a/ZmsqVf5BJG94bOp3