Найти тему

Залежавшаяся цель: что с ней делать? Разбираем на реальном примере

Оглавление

Некоторые амбициозные цели имеют обыкновение мумифицироваться со временем. Они волочатся за нами из месяца в месяц, из года в год. Подводя итоги в конце года мы понимаем, что ни на шаг не приблизились к реализации, корим себя и переносим эти же цели на новый календарный год. И вот через 12 месяцев все повторяется заново. Недовольство собой растет.

А между тем, цели подобного рода могут жить десятилетиями, и я не шучу.

Что же с ними делать? Давайте разбираться!

Изображение от freepik
Изображение от freepik

Мумифицированные цели, как правило, сочетают в себе такие характеристики, как сложность, низкая актуальность и компенсаторность. Именно эти свойства делают подобные цели трудновыполнимыми. Предлагаю убедиться в этом на реальном примере из жизни.

Цель: овладеть разговорным английским языком

Жизненный цикл цели составляет порядка 12(!) лет. Прогресс есть, но незначительный.

Сперва получаем от целеполагателя максимально искренние ответы на следующие вопросы:

1. Зачем мне эта цель? Почему я хочу ее достичь?

Ответ: на английском я смогу полноценно общаться в заграничных поездках. И еще некоторые мои друзья свободно владеют английским. Я восхищаюсь, когда слышу, как легко они общаются. Свободно владеть английским – это круто и статусно.

2. Что я почувствую, когда цель реализуется? Что я буду делать?

Ответ: я буду гордиться собой, потому что вышел на новый уровень. Смогу тренировать свои умения с «владеющими» друзьями на общих встречах, и ловить восхищенные взгляды.

3. Что я почувствую, если не достигну цели?

Ответ: я буду ощущать стыд и разочарование, потому что не смог достичь того же, что смогли другие.

Возвращаемся к первому ответу и, проанализировав образ жизни нашего героя выясняем, что никаких заграничных поездок за последние годы не было и, более того, пока не предвидится. Соответственно, цель имеет низкую актуальность или, иначе говоря, низкую практическую ценность. А чем менее актуальна цель, тем меньше у нее шансов быть реализованной.

Второй и третий ответы демонстрируют признаки компенсаторности (ловить восхищенные взгляды; стыд, потому что не смог то, что могут другие), так что копаем еще глубже и пытаемся вспомнить:

Когда возникло желание поставить эту цель? В каких обстоятельствах? Что стало триггером?

Выясняем, что корни уходят аж в студенческую бытность, при которой произошло два знаковых события:

№1. Наш герой прогуливался с товарищем по родному городу и внезапно повстречал иностранца. Тот обратился за помощью, так как был дезориентирован и не мог найти дорогу до нужной локации. Наш герой не смог объясниться с иностранцем на корявом английском, и инициативу перехватил его друг (свободно владеющий), который блестяще справился с задачей. В этот момент появились первые ростки недовольства собой и стыда за собственную несостоятельность.

№2. Во время поездки с друзьями в другую страну наш герой не смог полноценно изъясняться, хотя пытался и даже немного готовился. Все его попытки выглядели крайне неловко на фоне, опять же, "свободно владеющих" друзей.

Изображение от freepik
Изображение от freepik

Таким образом, мы убеждаемся в наличии критерия компенсаторности: достижение «овладеть языком» необходимо для того, чтобы погасить внутренний конфликт, берущий начало от событий, во время которых наш герой чувствовал себя не в своей тарелке.

Далее пытаемся понять, почему цель практически не продвинулась в реализации. И здесь вполне закономерно выясняется, что путь изучения весьма трудоемкий (вот и последний критерий). Тут же обнаруживаем, что долгое время цель была сформулирована неправильно, отсутствовали критерии достижения, а необходимые шаги были не экологично вписаны в повседневную жизнь.

Так что же делать с такой целью? Неужто принять, простить и забыть? Можно и так. Но в нашем случае это оказалось не обязательно.

🟢 Мы выяснили, что в процессе изучения человек действительно получал удовольствие от собственных успехов и наслаждался тем, что может оперировать языком – пусть даже на базовом уровне.

🟢 Даже при отсутствии заграничных поездок на сегодняшний день, состояние «я свободно владею английским» вызывает высокий эмоциональный отклик, и наш герой готов стремиться к достижению этого состояния.

Поэтому мы сохранили цели жизнь:) и составили необходимый минимум:

1. Найти реальную необходимость в изучении языка, актуальное и вдохновляющее практическое применение.

2. Определить критерии достижения и наметить точки измерения прогресса, по которым мы будем понимать, что движемся в правильном направлении.

3. Составить четкий план действий, прописать временные рамки для спринтов и самой цели.

4. Использовать инструменты повышения мотивации и вести дневник прогресса.

5. Максимально экологично встроить процесс изучения в повседневную жизнь.

Вывод

Если у вас есть мумифицированная цель, нужно обязательно с ней разобраться: либо вычеркнуть из своей жизни, либо достичь ее. Надеюсь, что вопросы и примеры из этой публикации помогут вам оценить ее со всех сторон, отыскать корни и принять верное решение. Не позволяйте залежавшимся целям превращаться в камень, который будет тормозить ваше развитие и причинять ментальный дискомфорт.

Желаю успехов в наведении порядка!

Подпишитесь на мой канал, если хотите узнать больше о личной эффективности и инструментах саморазвития.

#целеполагание