Перед тем, как начать писать статьи про джазовых басистов, не счёл для себя возможным обойти вниманием такую титаническую фигуру прог-рока как Джордж Роджер Уотерс!
Роджер Уотерс — персонаж, вызывающий разногласия. Помимо своей твердой и неудобной для многих политической позиции и стойких несгибаемых этических принципов, музыкант часто вызывал споры о том, является ли он на самом деле великим басистом.
Но для меня этот вопрос давно решён. Я считаю, что "ДА" и попробую это доказать всем тем, кто в этом пока сомневается.
________
Уотерс начал свою музыкальную карьеру всерьез, когда взял в руки бас-гитару и начал играть кислотный психодел вместе с Сидом Барреттом, Ником Мейсоном и Риком Райтом в Pink Floyd.
Спустя более 50 лет Уотерса считают гораздо большим, чем просто винтиком в машине Флойда: на протяжении большей части своей карьеры в группе его считали капитаном этого корабля и просто гигантом прог-рока. Вот почему, как басиста, Уотерса часто игнорируют в его борьбе за звание «лучшего басиста». Хотя я и уверен, что это не тот титул, который Уотерс когда-либо хотел бы выиграть, но всё -таки жаль, что некоторые из его лучших работ в составе Флойда не оцениваются должным образом.
Он встретил Барретта в шестом классе, его детской мечтой было стать архитектором, затем он познакомился со всей группой, когда они встретились в Политехническом институте на Риджент-стрит. Помимо того, что Уотерс учился на инженера-строителя, он также увлекся и музыкой и быстро бросил учебу ради творческой деятельности. В то время Лондон кипел и гудел, каждый пацан хотел попасть в такую группу любым возможным способом. Это привело к тому, что Уотерс начинал как ритм-гитарист.
Уотерс перешел на бас в 1964 году и начал серьезно играть на этом инструменте. Поскольку Сид Барретт в основном взял на себя тексты песен и художественное руководство группой, Уотерс быстро освоил инструмент и начал работать над своим уникальным ремеслом. Далее, как всем известно, психическое здоровье Барретта ухудшилось, поскольку его злоупотребление наркотиками вышло из-под контроля, и этот фактор позже вынудил группу заменить его Дэвидом Гилмором.
После того, как Барретт покинул группу, Уотерс взял на себя контроль над музыкальным творчеством и художественным руководством Pink Floyd. Хотя, конечно, каждый участник группы внес большой вклад в каждую из написанных ими песен, Уотерс, безусловно, был главным, и это доминирование продолжалось и в восьмидесятые годы до тех пор, пока он не покинул группу. Именно у Уотерса было невероятное вИдение написания песен, хоть и оказалось, что бОльшая часть его прекрасных работ была сделана в студии. По сравнению с остальной частью группы, особенно во время живых выступлений, вклад Уотерса кажется минимальным. Его басовые линии далеки от тех, которые может создать такой техник, как Джон Энтвисл из The Who или от завораживающего гипнотического очарования Джон Пол Джонса в L. Z. или от поп-совершенства Пола Маккартни – но что действительно есть у Уотерса, так это уникальное басовое чутьё!
Так как Роджер по своей основной профессии строитель, то пользуясь строительными аналогиями — басовые ноты Уотерса, возможно, не являются супер эффектными элементами декора дома Pink Floyd, но его басовые партии — это балки, которые скрепляют всё это могучее здание!
Итак... Десяток прекрасных басовых партий Роджера Уотерса для Pink Floyd.
И совсем немножко не только его...
1) "Money"
Альбом "The Dark Side of the Moon", 1973 г.
Конечно, одна из самых знаковых песен Флойда и один из самых ярких моментов игры Роджера на басу. Это один из немногих треков Флойда, где широкая публика скорее знает басовую мелодию, чем гитару. В этом треке есть что-то особенно привлекающее внимание. В сочетании с умными сэмплами Уотерс создает поистине кинематографический момент, который может унести вас вдаль.
В 1983 году Гилмора спросили, откуда взялся знаменитый размер песни, и он сказал чистую правду: «Это рифф Роджера. Роджер пришел с более или менее готовыми куплетами и текстами песни «Money». И мы просто сочиняли средние части, гитарные соло и все такое прочее». Так что действительно, этот трек - заслуга Уотерса.
Что делает эту линию особенной, так это то, что она исполняется в размере 7/8. Удержание басового ритма, который кажется естественным в размере 7/8, может оказаться трудным. Хоть и не только Уотерсу удалось это сделать в «Money», но и басовая партия была настолько хороша, что была использована в качестве основной темы песни.
Основная причина, по которой басовая партия работает так хорошо, заключается в том, как она сочетает в себе продолжительные и отрывистые ноты. В этом размере рифф невероятно хорошо зацикливается и звучит очень заводно. В исполнении Роджера нечетный тактовый размер звучит как самая естественная вещь в мире.
2) "One Of These Days"
Альбом "Meddle", 1971
Чтобы низкие частоты не звучали слишком тяжело и грязно, в немногих песнях есть более одной басовой партии. Однако «One Of These Days» — редкий случай песни с двумя басовыми треками!
Особенно это заметно в первой половине песни. Там два басовых трека заставляют песню звучать клаустрофобно из-за их повторяющегося основного ритма.
Басовая линия сама по себе довольно простая. Однако её удвоение создает эффект, которого я больше нигде не слышал.
Чувство, которое вызывает эта песня, было бы невозможно без обоих басов. Таким образом, это отличный пример того, как творческое написание песен может превратить простой ритм в эффектный центральный элемент.
3) "Have a Cigar"
"Wish You Were Here", 1975 г.
Что может быть лучшим продолжением «Money», чем песня «Have a Cigar», которую Уотерс считает своей любимицей? Трек, вошедший в Wish You Were Here (один из лучших альбомов группы), был написан в основном Уотерсом и представлял собой критику жадных персонажей музыкальной индустрии. Как написали бы в советских газетах - "Хищный оскал алчного западного шоу-бизнеса" . Текст песни навеян требованиями руководителя звукозаписывающей компании, которые тяжело обрушились на голову группы после того, как альбом The Dark Side of the Moon стал мега- хитом. Песня начинается с драйвового риффа, который получился именно каким-то "дымным". Несмотря на то, что и гитара Гилмора, а затем и электро-фоно являются поистину выдающимися моментами, но басовая партия Уотерса, несомненно, является главной движущей силой этого трека.
«Have A Cigar» — одна из самых фанковых песен в дискографии Pink Floyd. Основная причина этого — басовая партия Уотерса, которая перемещается по большей части грифа на протяжении всей песни. В треке также широко используются паузы и синкопированные ноты.
Едва заметно, когда во время припева размер песни меняется на 5/4. Во многом это связано с тем, что бас играет длинный устойчивый темп во время этих тактов, что естественным образом потом возвращает его в размер 4/4.
Таким образом, «Have A Cigar» — отличная демонстрация способности Роджера Уотерса звучать в стиле фанк, когда он этого хочет, а также его глубокого понимания музыкального тайминга.
4) "Shine On You Crazy Diamond"
"Wish You Were Here", 1975 г.
Весь альбом Wish You Were Here является данью уважения Барретту, но эта песня, в частности, выдвигает историю Барретта на передний план. Этот трек, как эпический фильм из девяти частей не только взглянул на прошлое группы, но и предложил видение их будущего: Роджер Уотерс создает гигантские музыкальные ландшафты, одновременно играя аккуратные поддерживающие и ведущие вперёд басовые партии. Он не привлекает внимания, но лежит в основе множества пейзажей и образов, которые создает группа.
5) "Echoes"
"Meddle", 1971 г.
О «Echoes» мало что еще не было сказано. Meddle группы Pink Floyd – прекрасный не до конца оцененный альбом, включивший в себя этот 23-минутный трек. И хотя он и полон инструментальных радостей, здесь Райт берет на себя инициативу с просто захватывающим органным соло. Это соло, предположительно вдохновленное треком The Beach Boys «Good Vibration», но вклад Уотерса в песню нельзя недооценивать.
Одна из главных причин того, что роль Уотерса в песнях не так технически совершенна и заметна, как, скажем, роль Джона Энтвистла из The Who, заключается в том, что они (эти песни) продолжаются очень долго. Проводить басовую линию по грифу в течение 23 минут было бы почти невыносимо. Вместо этого в этой песне Уотерс использует свой непоколебимый расчет времени и чутьё, выбирая только те моменты для своей собственной игры, когда это совершенно необходимо для композиции в целом. Нет никого, кто мог бы сыграть его линию так, как Уотерс!
«Echoes» — это не только шедевр прог-рока. Басовая линия, которая есть там адаптируется и усиливает все совершенно разные части песни. Во время вступления бас служит плавным фоном для гитарного соло. Однако по мере развития соло эта линия приобретает более мелодичную роль и временами может ощущаться как второй сольный инструмент. Тогда мы получаем ритм, который просто не из этого мира. Он сочетается с плавной атмосферой куплета, сочетая длинный устойчивый темп с мелодичными заливками. На них Уотерс свободно перемещается по грифу и делает плавный переход от октаве к октаве.
Еще одним ярким моментом является басовая партия в следующей инструментальной интерлюдии. Здесь Уотерс переключается между основным тоном и октавой в темпе в четверть, чтобы добавить песне драйва. Вдобавок ко всему, он также присоединяется к Дэвиду Гилмору в исполнении хроматических подъемов и спусков в основном риффе. Это добавляет изюминку басовой партии и гармонию песне в целом.
6) "Astronomy Domine"
"The Piper at the Gates of Dawn" , 1967
Эта песня, которую часто называют одним из первых моментов, когда группа вырвалась на свой "космический уровень", вызвала неистовое обожание фанатов Флойда. Открывая их дебютный альбом The Piper at the Gates of Dawn, их менеджер зачитывал названия планет, звезд и галактик, и он как бы задавал цель всей группе, а "Astronomy Domine" задает темп всему этому альбому и, вполне возможно, и группе.
В замысле песни есть что-то такое, что гарантирует, что она найдет душевный отклик. Написанный Барреттом этот трек действительно дает Уотерсу (тогда еще начинающему басисту) возможность неистово рыскать вверх и вниз по грифу, как настоящий виртуоз! Благодаря этому песня всем, кто ее слышит, дает кристально ясное представление о мирах, которые собирались создавать Pink Floyd
7) "Let There Be More Light"
Альбом "A Saucerful of Secrets", 1968
Слушать «Пусть будет больше света» в наши дни – это ошеломляющий опыт. Это потому, что вступление звучит как современный гитарный рифф в стиле металкор. Тем не менее, он был записан на басу в далеком 1968 году психоделической рок-группой.
Это быстрая басовая линия, созданная техническим приемом "pull-off" создает интенсивную атаку и таким образом эта басовая партия показывает более тяжелую сторону Pink Floyd. Учитывая как современно звучит этот рифф, эта линия является важным свидетельством того, насколько группа PF опережала своё время.
8) "Lucifer Sam"
Альбом 'The Piper At The Gates Of Dawn", 1967
В «Люцифере Сэме» есть одна из тех редких басовых партий, которая звучит одновременно и гладко и зловеще.
Басовая линия Уотерса полна хроматических спусков и подъемов, что придает ей какой-то злой и тревожный характер. В то же время она синкопированная, и фанковая. Это, в свою очередь, делает музыкальную фразу заводной и вызывает желание танцевать.
В результате получается амбивалентная басовая партия, которая при этом идеально подходит песне.
9) "Pigs (Three Different Ones)"
"Animals", 1977
О «Свиньях» можно сказать так много хороших слов! Угрожающее клавишное вступление, тексты и вокальная партия, а также инструментальная партия на отметке 4:13, и это далеко не все, что там есть хорошего. Однако среди всех этих замечательных вещей басовая партия по-прежнему остается изюминкой песни.
Несмотря на то, что Роджер Уотерс играл на гитаре в треке с Pink Floyd, он еще и пел, играя при этом на бас-гитаре, когда позже исполнял эту песню сольно.
Трек начинается с высокого басового соло, в котором прекрасно используется медленный темп песни. Басовая линия отлично связывает куплет воедино. Вокальная линия в куплете повторяется 5 тактов, и каждый из них даёт разные ощущения. Во многом это стало возможным благодаря адаптации баса к изменениям в этих повторах и плавному переходу между ними.
В довершение ко всему, длинная песня продолжительностью 11:26 полна басовых вставок, при этом эти вставки никогда не кажутся неуместными. Это отличная демонстрация того, как сложная басовая партия может связать песню воедино, и кроме того - сама по себе - она одна из величайших басовых партий в истории рока!
____________
Ну и на десерт еще парочка песен Pink Floyd с превосходными басовыми линиями. Но это уже Дэвид Гилмор на басу.
10) "Fat Old Sun"
"Atom Heart Mother", 1970
В песне «Fat Old Sun» Дэвид Гилмор показывает, насколько мелодичная басовая партия может улучшить медленную песню.
Большинство басистов предпочли бы играть на этом треке продолжительные целые ноты. Однако у Гилмора была другая идея, и он выбрал заводную линию с большим количеством музыкальных движений и глубоким наполнением, что в конечном итоге изменило общее ощущение от песни, не нарушая при этом её спокойного течения.
Эта басовая партия — не просто отличная демонстрация способности Pink Floyd придумывать мелодии. Это также показало, что если басовая партия служит и подчиняется песне, она не обязательно должна быть утилитарной и простой.
11) "Hey You"
"The Wall", 1979
А вот та же вещь, но уже версия Уотерса 👇
«Hey You» имеет довольно простую басовую партию на протяжении большей части песни. Однако есть несколько поводов, которые заставляют включить этот трек в этот список с лучшими басовыми линиями. Одним из поводов является басовый тон. Он исполняется на безладовом басу и поэтому имеет плавное и очень теплое звучание. Это придает треку уникальный тональный характер, который выделяет его в дискографии Флойда.
Другая причина — басовое соло в начале и середине песни. Басовое соло после бриджа особенно впечатляет, поскольку оно очень хорошо заполняет пустоту, оставшуюся после текста «And The Worms Ate Into His Brain».
Это, в сочетании с соло во вступлении, делает данную басовую партию уникальной в дискографии Pink Floyd.
_________
Ну и в качестве чашечки кофе после десерта - тоже бас в Pink Floyd, но вообще не Уотерс и даже не Гилмор
12) "On Noodle Street"
Альбом "The Endless River", 2014 г.
Хотя Pink Floyd в основном известны своими культовыми альбомами 60-х и 70-х годов, в их более поздних работах также есть несколько примечательных басовых партий.
Одна из таких в треке «На улице Нудл». Эту басовую партию играет Гай Пратт, который помимо Pink Floyd работал с такими мастерами, как Игги Поп, Мадонна и Майкл Джексон.
Это повторяющаяся, запоминающаяся и фанковая басовая партия. Охватывая два такта, она держится на продолжительной ноте C#, за которой следуют две разные заливки. Несмотря на свою простоту, линия добавляет грува в эту спокойную песню и настолько хорошо зацикливает трек на себе, что не оценить её невероятно трудно!
________