Былинное начало, как правило, означает, что Пал Саныч опять будет ехидствовать.
Отшумел, отгремел экзамен по моему предмету. 20-го июня, говорят, будут результаты. И 4-го или 5-го июля недовольные смогут пересдать, получив, возможно, ещё меньший балл. Не шучу. Это ОЧЕНЬ возможно. Почему?
Есть сейчас очень много источников, по которым имеет смысл готовиться к любому экзамену, и оно получится. В том числе огромное количество уважаемых мной специалистов по информатике. И, казалось бы, учись сколько душа и тело переварить способны, а хочешь - используй для того, чтобы других учить (что и делают мои коллеги, и делают правильно).
Однако замечена тенденция. Мной замечена. Другими, думаю, тоже. Тенденция вот такая. Буквально на второй день после экзамена в тематических пабликах поднялся хай о том, какой был экзамен в этом году сложный, готовились мы не совсем к тому, а то и совсем не к тому, всё плохо, теперь мы в ни в Физтех, ни в Бауманку не поступим, всё опять блатным достанется и всё такое прочее. Утрирую, конечно. Но недовольство сложностью заданий явно прослеживалось. Причём ладно бы только дети, какой амбициозный ученик не скажет, что он мог бы лучше, но пролетавшая за окном ворона все карты спутала, потому и выполнил всего шестнадцать заданий, а так-то, конечно, все двадцать семь смог бы легко. Нет, вопили учителя, вопили, причём, как мне показалось, больше детей. И ладно бы речь шла о заданиях, которые традиционно сложные, к которым далеко не каждый "желающий в IT" старшеклассник и за два-то года подготовиться сможет. Нет, возмутили публику задания, которые год из года решаются в уме.
В этом году их тоже можно было решить в уме.
Некоторые коллеги в этих самых тематических пабликах задались вопросом - а почему, собственно, у вас не получились задания, которые требуют простой арифметики? В чём дело-то?
В ответ им писали - а, опять вы, опять повылезали, по всем пабликам себя рекламируете, у вас-то, скажете, хорошо всё, ага! Как некая мадам из демшизы, нас всех тут дураками считаете, а сами вон прям какие, ага!
Я обычно защищаю учителей. И не только из корпоративной солидарности. Но в этот раз думаю всё-таки примерить то самое белое пальто недоброй памяти Валерии Ильиничны Новодворской.
Ребят. Вот воете вы по седьмому заданию. Ой, трудно. Задание - один из видов - на объём звуковых файлов. Традиционно вы его решали, перемножая значения четырёх параметров, от которых зависит чистый объём звуковой информации. В этом году вам сказали, что звуковых файлов нужно обработать не один, а несколько, и у каждого есть заголовок одинаковой величины, и даже эту величину точно указали. В чём проблема вместо одного произведения найти сумму двух?
Дальше идём. Одиннадцатое задание, которое тоже вдруг вызвало панику. Оно тоже на объём данных, текстовых только, кто не понимает. Логин, пароль пользователя, дополнительные данные, состоящие из символов - это всё текст. В прошлые годы это тоже решалось арифметически. Нужно было определить так называемую мощность алфавита, произвести несколько умножений, делений, сложений и вычитаний. А в этом году его нужно было решить при помощи неравенства, что, конечно, не арифметика за начальную школу, но и не бином Ньютона. В чём причина негодования? В том, что надо на ЕГЭ по информатике математику за седьмой класс знать?
Хорошо. Задание номер четырнадцать. В демоверсии предлагалось два его варианта. Один построен на переводе значения десятичного выражения в другую систему счисления, в другом надо было, наоборот, из системы счисления с другим основанием переводить числа в десятичную. На экзамене был видоизменённый первый вариант - нужно было добавить одну переменную, поместив всё ещё в один цикл. И вот это возмутило всех до крайности.
Как первоклашки, ей-богу. Учились-учились яблоки складывать-вычитать, а тут - нате вам! В задаче не яблоки, а конфеты. Да не две, как яблок, а пять! Ужас просто.
ЕГЭ год от года усложняется. Как раз по той причине, что в высшие учебные заведения не надо поступать всем подряд. А надо только тем, кто обладает достаточным уровнем развития мышления, определённым понятийным аппаратом. Это раньше он был угадайкой. А сейчас тут надо программу за всю школу знать. И уметь пользоваться.
Часто слышишь возмущение - это специально всё делается, чтобы образованных людей меньше было, необразованными управлять легче, всех хотят сделать винтиками, капиталистам рабочие нужны на заводы, вот поэтому всё так и ужасно, и так далее, и прочая, и прочая.
Особенно странно слышать такое от бизнесменов, которые сбились с ног в поисках нормальных рабочих)))
Ага. Давайте всех старшеклассников настраивать на то, что их единственное предназначение - зачем-то несколько лет просидеть в топовых вузах. Особенно, если у них все одиннадцать лет рвения к учёбе вообще не наблюдалось. То есть, одиннадцать лет человек учёбу зашкваром считал, в написании своей фамилии делает три ошибки, считать умеет настолько плохо, что его обманет не только телефонный мошенник, но и касса самообслуживания в магазине. И тут - нате вам, необразованными, оказывается, легче управлять, давайте срочно в вуз.
Кстати, пока не слышал ничего внятного от родителей, а тем более от детей, которые утверждают, что им кровь из носу надо в "хороший технический вуз"...
Давайте почаще вспоминать про то, что в десятый идут не только те, кто высшее потом планирует получать, чаще туда попадают те, кому и после девятого не найти, куда податься - в колледжи и техникумы сейчас берут тоже не всех.
Опять же, вопли о том, что ПТУ все позакрывали - это как раз те вопят, кто в своё время эти ПТУ закончил с грехом пополам. ПТУ остались. Сейчас они переименовались в техникумы. А то, что называлось техникумами - называется колледжами. Это если попроще объяснять.
Про закрытие производств - тоже не надо ля-ля. Работу найти можно. Да, она не сахар по большей части. И не только не сахар, но и беспорядка в ней до беса. Но так везде и всегда было: хочешь жить лучше - подними #опу, вытри сопли и делай что-то. Получи специальность. Или несколько. Поинтересуйся, где кто требуется, с какими навыками. И чеши работать туда, где ты можешь подороже свои руки и голову продать. Домой тебе хорошую работу никто не принесёт. И да, ничего плохого в работе руками НЕТ. Должности начальников в девяноста процентах случаев передаются по наследству, а в оставшихся десяти являются расстрельными. И берут на них тех, кто действительно круче остальных. Ты одиннадцать лет был не просто не круче, а вообще, скажем так, памперс сменить не сможешь. И руководить в любом случае надо уметь. Так что не думай, дружок, о том, что будешь чем-то управлять. Тебе вполне хватит трудностей уровня твоей собственной жизни. Неповторимой, но вполне обычной.
И да, в обычной жизни ничего плохого тоже НЕТ.
Парочка моих учеников тоже заслужили от меня подзатыльников. Потому что надо было учиться думать, а не зазубривать шаблоны. Гораздо легче и эффективнее понять принцип и технологию, вовремя изучив теорию, чем перерыть весь Ютуб в поисках подсказок для абсолютно всех в мире задач. Ну не получится у попугая стать человеком. Невозможно зазубрить то, что необходимо понимать. Не получится поступить и учиться в вузе, если ты не хочешь уметь учиться.
Остальные - молодцы. Получили столько баллов, насколько хватило способностей. А способности хорошие.
Обнимаю.
Ваш Пал Саныч Рябчиков