Пять лет назад актёры «Проекта» уже показывали небольшие спектакли на площади у фонтана, рядом с театром «Бенефис».
Елецкий режиссёр любительского театра «Проект» Олег Климов хочет удивить зрителей постановками, которые будут проходить прямо на улицах старинного города. Несколько лет назад он уже ставил подобный эксперимент. «В театре можно всё, кроме равнодушия, экстремизма и пошлости», — утверждает Климов.
У уличного театра свои законы. Артисты здесь работают без декораций в открытом пространстве. В уличных спектаклях другая акустика и совсем иное, чем в обычном театре, отношение зрителей. К тому же нужно учитывать особенности ландшафта. Чтобы уличная постановка была яркой и зрелищной, режиссёру и актёрам приходится искать другие выразительные средства, нежели на театральной сцене. Здесь очень важна импровизация, но она должна быть предусмотрена сценарием. Тогда программа получится максимально искренней.
— Считаю, что образ уличного клоуна, который, согласно задумке, станет одним из главных персонажей будущих постановок, богаче привычного всем циркача. В нём должно быть больше мимики, пластики и таланта взаимодействия с разновозрастным зрителем. Пять лет назад мы уже экспериментировали с подобными выступлениями. Актёры «Проекта» показывали небольшие спектакли на площади у фонтана, рядом с театром «Бенефис». Тогда у нас получилось удивить публику и самим удивиться, — говорит Олег Климов.
Уличные постановки пока только в разработке у режиссёра.
Чувствовать пульс времени
Уличные постановки Олег Климов воспринимает как ответ на вызовы времени, с которыми столкнулся современный театр. С появлением новых технологий, способных изменить визуальный ряд, становятся яркими декорации, трансформируется и сам спектакль. За внешними эффектами на сцене всё меньше виден человек. Климов опасается, что стремительный технический прогресс может отодвинуть на второй план привычный российскому зрителю «театр переживаний», основанный на тонкой игре артистов.
— Театр не нафталиновый, он динамично развивается. Но при увлечении технологиями, с присутствием в спектаклях голографических персонажей, нужно пересматривать и структуру постановок. Я не противник стремительно надвигающегося прогресса, но у меня есть сомнения, как бы мы не растеряли традиционную русскую театральную школу, — рассуждает Олег Климов.
Он как раз её приверженец. Олег Михайлович 26 лет работает режиссёром любительского театра, а последние 5 лет сотрудничает с театром «Бенефис». Визитной карточкой «Проекта» стали постановки «Шинель», «На всякого мудреца довольно простоты», «Струны», «Премудрый пескарь», «Отрочество». В режиссёрском багаже Климова — более сорока спектаклей, и каждый из них глубоко психологичный. Климов признаётся, что выбор литературного материала для него — сокровенное действо.
— Материал должен меня раздражать, быть некой болевой точкой. Я люблю ставить экзистенциальные пьесы, сложные психологические вещи. Чтобы не застояться в профессии, много учусь в различных творческих мастерских. На мой
взгляд, режиссёр должен понимать сегодняшнее время. Иначе он себя сильно обделит. Мастер может быть великолепным постановщиком, но если творчество не резонирует со злобой дня, отклика у зрителя не будет, — рассуждает режиссёр.
Чувствовать пульс времени Олегу Климову помогают фестивальные площадки и конкурсы, в которых не раз побеждал его театр «Проект». С особой теплотой он отзывается о фестивале «Театральная завалинка», проходящем в Москве. Его организаторы органично совмещают инновации в театральном искусстве и традиции. К тому же эта площадка стала настоящей кузницей кадров для профессиональной сцены.
Особая вселенная
Олег Михайлович говорит, что общение с единомышленниками всегда вдохновляет на новые проекты. Другим источником своего творчества режиссёр называет способность удивляться. Увидев забавную сцену на улице, Климов сразу понимает, как её можно использовать в спектакле. Хорошие книги и фильмы тоже вдохновляют на интересные эксперименты.
— Если ты заражаешься театром, это навсегда. Я могу постоянно чувствовать какую-то недосказанность и стремиться передать свои мысли и чувства в другом спектакле. Вдохновляет понимание, что у тебя актёр раскрылся в сцене постановки. Конечно, у меня больше чувств к театру «Проект». Он моё детище. Но и работа с профессиональными артистами в «Бенефисе» доставляет радость. У нас бывают моменты недопонимания, но мы находим пути их преодоления, — рассказывает Олег Климов.
Олег Климов 26 лет работает режиссёром любительского театра, а последние 5 лет сотрудничает с театром «Бенефис».
Работая много лет в театре, Климов понимает, что зритель не хочет быть обманутым. Особенно это заметно по молодёжной аудитории. Ребята более открыты и непосредственны. Если один раз молодые люди увидели постановку и им она не понравилась, то вряд ли они снова придут в театр.
И к юному артисту в молодёжном театре «Проект» режиссёр подходит с пониманием. За годы служения в любительском театре он занимался со многими начинающими актёрами. Кто-то из них пошёл в профессию и теперь работает в ведущих театрах страны, а кто-то просто остался душой верен театральному искусству.
— Я горжусь каждым своим артистом. Работая в театре, они поняли, что такое творчество. Чем оно отличается от халтуры и банальной отработки. Театр меняет человека, создаёт особую вселенную. Этот опыт пригодится во всех сферах жизни, — считает режиссёр.
Климов признаётся, что, работая с молодёжью, сам становится лучше. Он старается не отставать от них: читает литературу, которая интересна молодым ребятам, смотрит фильмы.
Режиссёр замечает, что сегодняшняя молодёжь свободна, у неё нет ненужных барьеров. Ребята хотят творчески развиваться и узнавать новое. Театр их ненавязчиво воспитывает. Учит с уважением относиться к каждому.
Эти свои принципы Климов хочет реализовать в уличных постановках. Пока идёт работа над сценариями будущих маленьких спектаклей, но замысел обязательно воплотится в жизнь.