Если довольный клиент – счастье для бизнеса, то удовлетворенный сотрудник – счастье и для бизнеса, и для клиента. На фоне растущей неопределенности компании все больше внимания стараются уделять созданию положительного опыта сотрудников на работе, используя для этого инструменты, которые уже хорошо зарекомендовали себя при изучении опыта клиентов. Один из примеров – «Карта пути клиента», метод, который помогает успешно визуализировать прохождение клиента по определенному сценарию. В нашей статье читайте о том, как переложить инструмент на опыт сотрудников, и что это даст компании.
Что такое EJM?
Employee Journey Map (EJM), или «Карта пути сотрудника» – это инструмент, который позволяет анализировать и улучшать опыт сотрудников внутри компании на протяжении всего времени их работы: от найма до увольнения и даже дальше. Так, например, первым соприкосновением с компанией может стать учебная стажировка, а последним – отзыв об уже бывшем работодателе на специальном сайте. EJM даёт возможность компании всегда быть в курсе потребностей персонала и быстро реагировать на изменения в них.
Формированием EJM в компании обычно занимаются специалисты по управлению персоналом, но в этом процессе могут и должны принимать участие и другие сотрудники: бизнес-аналитики, CX-специалисты, а также менеджеры проектов. Присутствие специалистов из различных отделов позволяет учесть разнообразные потребности сотрудников и особенности работы в разных подразделениях. Также важно привлечь топ-менеджмент для того, чтобы утвердить общую стратегию по улучшению опыта работы сотрудников и заручиться поддержкой.
Как выглядит Карта пути сотрудника?
Employee Journey Map обычно представляет собой визуальное отображение различных этапов опыта сотрудников внутри компании. В классическом варианте их шесть:
- найм и адаптация. Этот этап начинается с момента, когда сотрудник присоединяется к компании. Включает в себя процесс найма, представление в команду, ознакомление с корпоративной культурой, получение доступа к необходимым ресурсам и обучение.
- обучение и развитие. Он включает в себя процессы развития и обучения сотрудника в течение его карьеры в компании. Эта ступень может включать в себя программы обучения, тренинги, курсы, менторство и другие инициативы, направленные на повышение навыков и компетенций.
- работа и эффективность. Здесь сотрудник активно работает в своей должности, выполняет задачи и достигает результатов. Учитываются все аспекты ежедневной работы, включая управление задачами, совместную работу с коллегами и руководством, а также достижение рабочих целей.
- вовлеченность. Период связан с уровнем включенности сотрудника в жизнь компании и его желанием оставаться с ней на долгое время. Включает в себя мероприятия и программы, направленные на удержание талантов, создание комфортной и поддерживающей среды, а также мотивацию.
- развитие и продвижение. В этот момент рассматриваются возможности для роста и развития карьеры сотрудника внутри компании. Он включает в себя процессы оценки производительности, планирование карьеры, предоставление возможностей для продвижения и развития лидерских навыков.
- увольнение. Последний этап связан с уходом сотрудника из компании. Это может быть переход на другую должность, увольнение, выход на пенсию. Важно оценить опыт сотрудника на этом этапе и оценить причины ухода, чтобы усовершенствовать процесс удержания персонала на будущее.
Каждый из этапов «жизни» сотрудника внутри компании должен содержать в себе ключевую информацию, которая поможет детальнее проработать его опыт. Например:
- взаимодействие сотрудника с различными структурами компании, руководителями, коллегами, HR-отделом и другими ключевыми участниками, встречающими его на каждом моменте пути.
- эмоции и потребности, которые появляются у сотрудника во время прохождения этого пути.
- места или поводы для взаимодействия с коллегами, отделами или компанией в целом, которые могут положительно или отрицательно повлиять на опыт сотрудника.
- потенциальные улучшения, которые можно провести для улучшения опыта сотрудников внутри компании.
EJM может быть создана в любом формате, удобном для команды, которая будет заниматься разработкой карты. Наиболее часто используется представление в виде excel-таблиц, где каждый этап опыта сотрудника описывается в виде строк или колонок с соответствующей информацией; схем, на которых этапы опыта отображаются стрелками, блоками или другими графическими элементами; презентаций с отображением определенного этапа на отдельном слайде; специальных онлайн-инструментов – программ, которые позволяют составить интерактивные карты опыта сотрудников.
Как сформировать EJM?
Для формирования Employee Journey Map можно выбрать любой подходящий формат: расписывать этапы в строчках Excel, рисовать их в виде геометрических фигур в Figma или выделять в отдельные слайды презентации.
Составление самой карты начинается с поочередного определения и фиксирования следующих компонентов:
- решите, какой период будет изучаться - весь путь или только его часть.
- выясните, какая группа сотрудников станет героем будущей карты - линейный персонал или топ-менеджмент, какой специализации.
- определите основные этапы для выбранной группы на определенном ранее участке пути, о них есть информация выше.
- выпишите, какими будут основные точки соприкосновения сотрудника с компанией на этом пути - это может быть любое мероприятие или проблема, от обучения до оформления отпуска.
- отметьте, с какими потребностями и вопросами может столкнуться сотрудник в каждой точке соприкосновения.
- выберите инструменты и проведите с их помощью сбор данных для недостающих элементов карты.
- установите проблемы и возможности на каждом этапе.
- найдите решение для каждой проблемы и предложите способы его реализации.
- внедряйте изменения и продолжайте отслеживать опыт сотрудников после внесенных улучшений.Сбор данных для составления карты опыта сотрудников можно проводить различными способами:
- с помощью анализа существующих данных, например, результатов опроса удовлетворенности сотрудников или текучести кадров.
- через интервью с сотрудниками, чтобы лучше понять опыт различных категорий, а также при помощи анализа обратной связи.
- наблюдая за процессами в компании, это поможет понять, как сотрудники взаимодействуют с различными системами, процедурами и другими элементами рабочей среды.
- при помощи исследования рынка труда - это подсветит ожидания сотрудников и даст представление о трендах в области управления персоналом.
Данные, собранные из разных источников, помогут более точно и полно описать опыт работы сотрудников на всем их пути или на выбранных этапах.
Преимущества использования EJM
Проектирование и использование Карты опыта сотрудников позволяет компаниям решить несколько вопросов:
- понять потребности работников. Осознание потребности, ожидания и проблемы сотрудников на различных этапах их работы в компании помогает создать гибкие и эффективные способы управления персоналом.
- улучшить процессы. С помощью анализа Карты можно выявить слабые места в процессах и коммуникации между сотрудниками.
- усилить корпоративную культуру. Так как EJM помогает отображать полную картину опыта на всех этапах работы, это может помочь с формированием единой корпоративной культуры и определением ценностей.
- повысить вовлеченность. Оценка текущего профессионального опыта с помощью EJM, его признание и поиск потенциальных зон для развития сотрудников повышает общую мотивацию, вовлеченность и удовлетворенность.
Карта опыта сотрудников, это эффективный инструмент для развития культуры организации, повышения работы и мотивации персонала, улучшения условий труда. Ее использование поможет компании создать благоприятную и продуктивную среду для своих сотрудников, что в конечном итоге отразится на успехах и результативности бизнеса.