Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Проектирование системы психологической практики

Значительная часть специалистов пси-практики испытывает трудности в создании системы частной практики.
Лишь малая часть специалистов после 3-5 лет бессистемной профессиональной деятельности обретают поток клиентов и приемлемую доходность.
Это связано не только с тем, что в структуре вузовской и дополнительной профессиональной подготовки отсутствует обучение по созданию системы частной пси-практики, но и классические маркетинговые стратегии не подходят для пси-рынка.

В ситуации, когда пси-рынок перегрет предложением услуг от специалистов разных направлений и уровня подготовки, вопрос создания эффективной и результативной системы пси-практики приобретает первостепенное значение.

В начале проектирования системы пси-практики важно понять, что-такое система и выбрать модель, по которой в дальнейшем будет создаваться, тестироваться и модернизироваться система пси-практики.
Любая система состоит из трех компонентов: структуры (формы), содержания и динамики ее реализующей.
Отсутствие одной или несогласованность нескольких компонентов автоматически снижают эффективность системы и приводят к низкой результативности.
Поэтому комплексный и согласованный подход в проектировании системы пси-практики – важнейшее условие будущего успеха.

Рассмотрим одну из моделей пси-практики – структурно-содержательную модель (см. рисунок).
Она достаточно проста для понимания и подходит для индивидуальной или групповой пси-практики.
Модель состоит из гексаграммы (два взаимосвязанных треугольника) и динамического вектора.

Первый треугольник гексограммы.

Это треугольник структурно-содержательных отношений пси-практики.
Он определяет процесс и результат деятельности специалиста.

Специалист – основа своей пси-практики.
По сути пси-практика является отражением потенциала специалиста, а система или ее отсутствие – воплощением потенциала.

Специалист выбирает метод, которым воздействует на потребителя. Универсальных методов не существует, но существуют подходящие для решения определённых запросов и проблем потребителей.
В частной пси-практике можно выделить несколько основных направлений профессиональной деятельности: психодиагностика, экспертиза, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, психоанализ, психологический коучинг, обучение и развитие в области психологии.
В каждом из направлений существуют многочисленные и разнообразные методы, психотехнологии и психотехники.

В пси-практике специалист опирается на контент (продукция) и инфоканал (способ доставки продукта). Контент и инфоканал, составляющие второго треугольника – треугольника маркетинга.

Метод подбирается под нишу и описывается/реализовывается контентом.
Потребитель находится в определенной нише пси-рынка и получает информацию и энергию через инфоканал.

Второй треугольник гексограммы.

Это треугольник маркетинга пси-практики.
Он определяет структуру и содержание «клиентопровода».

Основа треугольника маркетинга – ниша в определенном сегменте пси-рынка, а также контент и инфоканал.
Ниша опирается на «членов ниши» - потребителей и способ воздействия на них (метод).

Контент зависит от специалиста и метода.

Инфоканал связывает специалиста и потребителя, в идеале должен иметь двухстороннюю связь.

Динамический вектор.

Динамический вектор объясняет, как может быть динамизирована модель частной пси-практики.
Смысл (желательно о-сознаваемый) пси-практики задает основной вектор развития и связан с личностью специалиста.
Ответив на вопрос: «Зачем пси-практика мне?», можно: осознать Смысл, прояснить Предназначение, поставить Цели и реализовать Намерения пси-практики.

Характер активности специалиста задает темп и специфику развития пси-практики.
Характер активности можно диагностировать с помощью анализа метапрограмм (фильтры восприятия и программы деятельности).
Метапрограммы полярны по критериям.

Перечислю необходимые и достаточные для динамизации пси-практики метапрограммы:
1. Направление активности: «ОТ» – «ОТ» к «К» - «К» от «ОТ» - «К».
2. Динамика активности: Рефлексивность – Реактивность – Активность – Проактивность.
3. Стиль принятия решений: Рецепты – Рецепты и Возможности – Возможности и Рецепты - Возможности
4. Критерии принятия решений: Тоже самое – Тоже самое и Различия – Различия и Тоже самое – Различия.
5. Локус контроля: Внешняя референция – Внутренняя референция.

Портрет характера активности «идеального» специалиста частной пси-практики может выглядеть так: человек, который опирается на внутреннюю референцию, всегда проактивен, стремится к желаемому результату, находит различия и ищет возможности.

Рассмотрим возможное содержание каждого компонента системы пси-практики.

Структура (форма) частной пси-практики:
1. По составу участников можно выделить индивидуальную или групповую форму пси-практики в постоянных составах (пси-центры) и переменных составах (партнерки).
Отдельной формой организации частной пси-практикой выступают различные ассоциации, союзы, лиги, гильдии и другие крупные формы профессиональных объединений.
2. По направлению деятельности можно выделить: психодиагностику, экспертизу, психологическое консультирование, психокоррекцию, психотерапию, психоанализ, психологический коучинг, обучение и развитие в области психологии.

Содержание частной пси-практики.

Содержание частной пси-практики сложно описать из-за различных предпочтений и навыков специалистов пси-практики и положенного в основание критерия.
Приведу несколько примеров:
1. По количественному составу: индивидуальная, парная (семейная), групповая работа.
2. По гендерной принадлежности – это может быть работа с мужчинами, женщинами или группами людей, имеющими особые предпочтения.
3. По возрастному составу – работа с детьми, подростками, взрослыми, пожилыми.
4. По продуктам: микро-продукты, мини-продукты, макси-продукты.
5. По направлению деятельности (специализации): психотерапия, психоанализ, клиническая психология, социальная и педагогическая психология, другие направления.
6. По запросам.

Динамика частной пси-практики.
Наиболее существенная часть системы, т.к. направленность динамики, ее регулярность и интенсивность в значительной мере влияет не только на «клиентопоток», но и предопределяет содержание и структуру пси-практики.

Поэтому настоятельно рекомендуется проектировать систему пси-практики с определения стратегии (стратегий) и ресурсной базы организации частной пси-практики.
От энерго-информационного потенциала специалиста (и его помощников), знаний и навыков в области практической психологии и маркетинга в значительной степени будет зависеть возможность эффективного планирования, запуска и коррекции частной пси-практики.

Рассмотрим три модели динамизации системы пси-практики: линейную, веерную и матричную (см. рисунок).

-2

Линейная модель динамизации системы пси-практики.

Данная модель подходит для узкоспециализированных ниш или специалистов, которые обладают экспертными компетенциями в какой-то актуальной для потребителя нише.
Это могут быть линейные цепочки:
1. По продолжительности и объему: микро-продукт – мини-продукт - макро-продукт.
Например, первичная (диагностическая) консультация, базовая консультация, курс или модуль консультаций, программа психокоррекции или психотерапии.
2. По стоимости услуги: бесплатная – условно-платная – средневзвешенная по рынку – дорогая.
3. По форме предоставления услуги: мастер-класс – семинар или тренинг – курс.
Варианты следуют и зависят от выбранного критерия классификации.

Веерная модель динамизации пси-практики.

Данную модель можно представить как веер различных продуктовых линий (см. предыдущую модель), объединенных общей темой или предметно-проблемной областью.
Например, можно выделить предметно-проблемную область - здоровье.
И построить несколько продуктовых направлений в сегментах: соматика, психосоматика, психика.
Это может быть бесплатная общая диагностико-просветительская группа в соцсети от которой может идти продуктовая линия (для примера): бесплатная 20 минутная индивидуальная консультация – первичная (диагностическая) консультация, курс индивидуальной психокоррекции или психотерапии, марафон здоровья в группе, закрытый поддерживающий чат или группа в соцсети.

Матричная модель динамизации пси-практики.

Данная модель больше подходит пси-центрам и крупным объединениям специалистов, т.к. предполагает большое количество взаимосвязанных пси-продуктов.
Как правило матрицы совмещают несколько критериев от запросов и стоимости до разнообразных форм предъявления пси-продукта.
Графически матрицы оформляются в виде таблиц, мульти экранов на сайтах.
Привести примеры в тексте достаточно сложно, поэтому обращу ваше внимание на то, что матричная модель динамизации пси-практики является наиболее гибкой из описанных и позволяет «захватывать и удерживать» потребителя значительное время.

Подводя итог, хочу заострить ваше внимание на том, что данный текст описывает общие представления о том, как может быть.
Более тонкую настройку имеет смысл проводить в индивидуальном порядке с маркетологом или психологом-экспертом в данной области.

Автор: Камышев Константин Анатольевич
Психолог, ОЛТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru