Граждане все чаще сталкиваются с бесконечными звонками с неизвестных номеров, назойливой рекламой, попытками выманить данные банковской карты. Телефонные мошенники постоянно вторгаются в наше личное пространство, и если некоторые абоненты просто игнорируют такие звонки, другие начинают шутить: на все вопросы мошенника отвечают "да", говорят о-о-очень медленно, задают встречные вопросы...
Когда шутки неуместны
Зря терять время и рисковать, подолгу общаясь с мошенниками или пытаясь подшутить над ними — не слишком хорошая идея, уверяет куратор и эксперт платформы Общероссийского Народного фронта (ОНФ) "Мошеловка" Алла Храпунова, заместитель директора фонда "За права заемщиков".
По мнению Храпуновой, преступники могут использовать запись разговора в своих грязных целях или отплатить шутнику за попытку их высмеять. Если вы распознали в звонящем мошенника и решили "потроллить" его, все может кончиться тем, злоумышленники запишут ваш номер и используют его для обмана других людей, звоня им от вашего имени, предупреждает эксперт.
Так что если вы догадались, что столкнулись с мошенниками, немедленно бросьте трубку. Ни в коем случае не продолжайте разговор, если хотите избежать негативных последствий, советует Храпунова.
Некоторые считают, что если они заведут с мошенником долгий разговор, то сделают хорошее дело. Мол, аферист будет занят и не сможет в это время позвонить никому другому. Однако сегодня финансовые учреждения и технологические компании применяют специальных роботов, которые подолгу поддерживают беседу с мошенниками, чтобы задержать их. Пусть уж лучше эти роботы ведут борьбу с мошенниками, а живые люди защищают свои личные данные и свое частное пространство, считает Алла Храпунова.
Кстати, в ходе опроса ВЦИОМ, проведенного в феврале 2024 года, 67% россиян заявили, что за последние полгода-год они получали звонки от телефонных мошенников. Каждый шестой опрошенный (17% респондентов) столкнулся с попытками SMS-мошенничества.
"Да" и "нет" не говорить
Чтобы минимизировать ущерб от общения с телефонными мошенниками, стоит запомнить несколько "стоп-слов", чтобы избегать их употребления при звонках с незнакомых номеров.
В первую очередь, это слова "да" и "нет". Вместо этих слов можно использовать "так", "угу" или "сомневаюсь". При этом желательно отвечать как можно менее однозначно.
Слова типа "подтверждаю" являются признаком того, что вам звонит мошенник. Прекращайте разговор! Если по каким-либо причинам не хотите положить трубку, отвечайте таким образом, чтобы ваши слова нельзя было трактовать однозначное утверждение.
Слова вроде "неправильно" обладают еще большей силой, чем "подтверждаю", поскольку они указывают на ошибку в имеющихся у мошенника данных. Если мошенники неправильно называют ваши личные данные, лучше сразу сбросить звонок.
Не следует оскорблять мошенника. В запале вы можете выдать важную информацию. Кроме того, в ответ на оскорбления липовый полицейский или лжесотрудник ФСБ может пригрозить ответственностью по статье 5.61 КоАП РФ или даже по статье 319 УК РФ. И если человек испугается, в попытке избежать наказания он может выложить все необходимые преступнику сведения.
Злоумышленники научились взламывать профили на портале "Госуслуги". Что делать в этом случае и как восстановить доступ к "Госуслугам", рассказали "Новые Известия".
---