Купец был не совсем обычный, а матерый такой путешественник, который аж до египетских пирамид добрался. Васька Гагара его звали. А если по батюшке, то Василий Яковлевич. Тот еще авантюрист был...
В 1634 году надумал Гагара отправиться в Иерусалим на покаяние. Ибо грехи за душой были столь тяжкие, что просто сил уже никаких не оставалось все это терпеть. Так по крайней мере он про самого себя рассказывает в "Хожении", которое написал по итогам этого путешествия. Путешествие выдалось долгим и весьма кривым, но об этом позже.
От перечисления тех самых грехов в начале его записок просто глаза лезут на лоб - там сплошной блуд. Причем совершенно дикий:
"Бываше с мужеским полом и з женским, с русским же и бусурманским, и скоты многими прегреших блудом. И того моего сквернаго и блуднаго жития было 40 лет, до древности лет живота своего".
Впрочем, исследователи уверены - Васька ерничает. Там потом у него все повествование в таком стиле. Не поймешь, где он серьезен, а где во весь рот хохочет над читателем.
Но за этим ерничаньем проглядывает и трагедия. В путь-то он все-таки отправился не просто так. На Каспии у нашего купца потонули корабли со всеми товарами, он разорился, а вдобавок еще и жена умерла. И вот тогда Василий Гагара с товарищами двинулся в Иерусалим.
Дорогу он избрал не совсем обычную - через Кавказ. Миновал Грузию, потом Армению, дальше пересек всю Малую Азию, добрался до Дамаска, а оттуда уже в Святую землю попал. Три дня и три ночи он провел в Иерусалиме, но решил, что этого недостаточно. На четвертый день Гагара отправился в Египет. Прямо через пустыню.
"А идучи ко Египту путь истомлен, сиречь нужен, возле моря, как есть море пещаное, на лошадех и пешему человеку пройти нелзя тем путем, а ходят на тот путь, на (верблюдах). А воды на том пути нет, а есть вода копаная, и той человеку пити невозможно: солона велми и горка; и на тот путь возят воду на верблюдах в кожаных тулупах".
В Египте он пообщался с коптами и видел пирамиды: "полаты велми велики и страшны, аки горы сильные". И вообще видел все, что там есть, поскольку прожил там... два с лишним года! Пригрелся человек.
Но ничто не вечно. И однажды Василий Гагара решил, что пришла пора возвращаться обратно на Русь. Только вот по пути выяснилось, что через Кавказ так просто уже не пройдешь. Там как раз турки с персами вовсю воюют. Поэтому маршрут пришлось изменить - отправиться через Константинополь, а дальше по западному берегу Черного моря.
До Валахии русский купец добрался уже глубокой зимой и задержался там на три недели, встретил там Крещение. Причем в само Крещение его пригласил к себе митрополит - побеседовать.
Перейдя через Днестр, Гагара пришел в Каменец-Подольский, оттуда в Винницу. И вот тут случилась неприятность. Оказывается, как раз в это время по всему Правобережью выслеживали царского посла Афанасия Букова, который ездил к турецкому султану. Польский король разослал всем по подвластным ему городам и селам Малороссии требование схватить Букова.
Винницкий староста Адам Калиновский решил, что неведомый странник, пробирающийся на Русь из Валахии, это и есть царский посол. Гагару схватили, отобрали все имущество, приставили стражу и посадили под замок. Сам Калиновский тут же поехал на сейм, где провел 14 недель. Заодно он прихватил с собой все документы Гагары, включая грамоты от восточных патриархов и митрополитов, чтобы показать их королю Владиславу IV.
То есть три месяца Гагару держали в плену, принимая за другое лицо. Королю за это время прибыло послание из Москвы, подтверждающее, что это никакой не посол. Да и сам король, просмотрев все документы, убедился, что захвачен совершенно не тот человек. Поэтому Гагару отпустили восвояси.
Напоследок он еще в Киев заехал и разделил там трапезу с митрополитом киевским Петром Могилой и архиепископом Афиногеном. Причем архиепископ самолично устроил ему экскурсию по подземным пещерам - мощи показывал. Такое чувство, что к этому моменту Василий Гагара уже был какой-то рок-звездой - все хотели с ним повидаться, словом перемолвиться.
Когда в мае 1637 года Гагара въехал наконец в Москву, там его ждали награды и подарки:
"И государь царь Михаил Федорович и патриарх меня учали жаловать, корм и подачи были. И государь мне повелел служити с Москвы и быти в гостинной сотне, и в Казань государь на старину ехати не повеле".
Гостиная сотня - это привилегированная купеческая гильдия, вторая по значимости на Руси. Выше были только так называемые "гости", но их на всю страну было человек тридцать, это самые крупные предприниматели.
Вот так. Был невезучий казанский купец с дурной репутацией, а стал уважаемый человек, член гостиной сотни.
Одно в этой истории так и осталось непонятным. Зачем поляки ловили царского посла? Чтобы что?
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)