Меня всё ещё тянет в Михайловское)
Два года, проведённые Пушкиным там - становление его как писателя, поэта и гражданина. Нашла книги об этом периоде его жизни.
***
Там, где шумят михайловские рощи, М. Басина
Классическая советская биография. Скорее для школьников. Добротно, но не без идеологических клише. Цари плохие, декабристы хорошие, ну а Пушкин - их лучший друг.
Всю книгу дочка б не осилила (да и не надо), а отдельными главами я ей зачитываю.
***
Возвращение в Михайловское, Борис Голлер
Современный исторический роман (не классическая биография) о Пушкине в псковской ссылке.
Я даже не знаю... Начало мне понравилось: «Мне вот уже столько лет мнится одна сцена. Возвращение блудного сына в имение родителей - девятнадцатый век, первая четверть… Он что-то там натворил, этот сын - на юге, где он был и умудрился не потрафить властям. И теперь возвращается в неудаче под родительский кров. Его ждут - и, как положено родителям, ведут счет его грехам - и винят друг друга в том, что случилось».
Но потом... первое (ну, после баньки), что предложила няня своему любимцу по приезду... - "девку". Он отказался) Зато... справил нужду с подоконника (я не знаю, может, и был такой факт в его биографии?).
Папá Сергей Львович тоже что-то там под халатом почёсывает...
Есть и интересные размышления вроде, и реконструкция известных фактов, но вот этого "плотского", по мне, перебор. Это всё якобы доминирует в жизни Пушкиных (всех!).
В общем, я хотела почитать более детально о жизни Пушкина в Михайловском и попала) При этом критики Голлера хвалят-хвалят. А я оказалась ханжой.
***
Поиски чего-то более академического привели меня к книге
Пушкин в Михайловском, Аркадий Гордин
Это действительно серьёзный труд - множество цитат, ссылок на архивные документы и пр. Но читается легко. Это то, что я искала)
Аркадий Гордин был связан с Михайловским с довоенных времён - работал в заповеднике. Басиной сделал посвящение: "Марианне Яковлевне Бacиной - моему неизменному соавтору в жизни и в литературной работе".
Рассказ начинается с истории Абрама Ганнибала - ему даровала земли в Михайловской губе Елизавета Петровна. Наследовали их его три сына: Пётр, Исаак и Осип. Получилось три имения: Петровское, Воскресенское и Михайловское. Два из них - Петровское и Михайловское - восстановлены сегодня и являются музеями.
Осип Абрамович - это дед Александра Пушкина. Ох, и непутёвый он был семьянин!
При рождении он, кстати, получил иное имя - Януарий. Слишком непривычное, и стал Осипом (или Иосифом).
Семейная легенда гласит :
По поводу имени Януарий, которое Абрам Петрович при крещении дал своему третьему сыну, она якобы жаловалась: «Шорн шорт,- говорила она,- делает мне шорни репят и даёт им шертовск имя» (это явно была шутка, которую могла слышать от Христины Матвеевны и передать внуку Мария Алексеевна).
"Она" - это вторая жена Абрама Ганнибала, Христина-Регина фон Шёберг.
Дочь скромного армейского офицера - капитана стоявшего в Пернове Вестманландского полка Матиаса (Матвея) Иоганна фон Шёберха и лифляндской дворянки, урождённой фон Альбедиль.
Так что кровей в Пушкине много)
Ну а далее в Михайловском хозяйничает бабушка Мария Алексеевна, затем оно становится имением Надежды Осиповны, матери Александра Пушкина.
И Пушкин оказывает в 1824 году там в ссылке. Живёт он буквально "анахоретом": с ним в старом дедовском доме только Арина Родионовна.
Более всего мне интересны отношения Пушкина с соседями из Тригорского. Это Прасковья Александровна и её дочери (старший сын-студент их навещал на каникулах).
В одном из писем Пушкин рассказывал В. Ф. Вяземской: «В качестве единственного развлечения, я часто вижусь с одной милой старушкой-соседкой — я слушаю её патриархальные разговоры». В это время Прасковье Александровне было 43 года.
"Старушка" в 43 года!
Особенно много читала ровесница Пушкина Анна Николаевна. Она была мечтательница, в детстве воображала себя героиней любимых книг, мечтала выйти замуж только за принца или «исторического героя вроде Нумы Помпилия или Телемаха». Романтическая и замкнутая, она была способна на сильное глубокое чувство, что доказала её долгая безответная любовь к Пушкину. Она преклонялась перед ним, но он кроме дружеских чувств к ней ничего не питал. Как считала двоюродная сестра и лучшая подруга Анны Николаевны — Анна Петровна Керн, Пушкина в женщинах «гораздо более очаровывало… остроумие, блеск и внешняя красота. Кокетливое желание ему понравиться не раз привлекало внимание поэта гораздо более, чем истинное и глубокое чувство, им внушённое». Говоря о глубоком чувстве, Керн в первую очередь имела в виду именно Анну Николаевну.
Когда Пушкин встречал её в 1817 и в 1819 годах, она была в расцвете юности. Теперь это минуло, осталось позади.
Я был свидетелем златой твоей весны;
Тогда напрасен ум, искусства не нужны,
И самой красоте семнадцать лет замена.
Но время протекло, настала перемена,
Ты приближаешься к сомнительной поре,
Как меньше женихов толпятся во дворе,
И тише звук похвал твой слух обворожает,
А зеркало сильней грозит и устрашает.
Что делать… утешься и смирись,
От милых прежних прав заране откажись,
Ищи других побед — успехи пред тобою,
Я счастия тебе желаю всей душою.
Бедная Анна. Такие стихи получить. И не в 43, а в 25.
Эх, Пушкин!)
Перед женитьбой Пушкин уничтожил почти всю свою переписку с дамами, письма Анны Николаевны Вульф он сохранил.
Понравилась цитата. Всё ж быть интересной собеседницей великому поэту - большое дело.
Был альбом и у Прасковьи Александровны — изящная тетрадь в сафьяновом переплёте с золотыми застёжками. Хозяйка предварила его сочинённым ею самою эпиграфом: «Не всякий рождён поэтом, не всякий может быть писателем и сочинителем, но чувствовать красоты изящного и ими наслаждаться может каждый».
Это, наверно, в приезд Алексея Вульфа и его приятеля Языкова. Потому что Пушкин жил там исключительно в женском окружении.
Поразило, как опекали молодого Пушкина Прасковья Осипова-Вульф и Василий Жуковский. Они состояли в переписке и нередко буквально разруливали неприятности, который тот на себя накликал. Как искренно и нежно они к нему относились!
***
Приключения Пушкина, Наталья Ермильченко
А это книга-шутка. Сказка о Пушкине. Яркие лубочные картинки, спрятанные цитаты и события из его реальной жизни.
Чтоб оценить её в должной мере - надо знать события и персонажей Михайловского. Во всяком случае так произошло с нами. Сейчас только смогли насладиться) хотя, наверняка, что-то ещё ускользает от нас по незнанию.
Уже по карте Пушкиногорья интересно прогуляться.
- О, а у нас есть фото этой излучины у Савкиной горки!
Дочка сфотографировала, т.к. похоже на сердце)
***
Стихотворение для ностальгирующих)
Лариса Рубальская - В Михайловском
Когда от шума городского
Совсем покоя нет душе,
Полночи поездом до Пскова,
И вы в Михайловском уже.
Там мудрый дуб уединённый
Шумит листвою столько лет.
Там, вдохновленный и влюблённый,
Творил божественный поэт.
В аллее Керн закружит ветер
Балет оранжевой листвы,
И в девятнадцатом столетье
Уже с поэтом рядом вы.
Но не спугните, бога ради,
Летучей музы лёгкий след!
Вот на полях его тетради
Головки чьей-то силуэт.
Слова выводит быстрый почерк,
За мыслями спешит рука,
И волшебство бесценных строчек
Жить остаётся на века.
А где-то слёзы льёт в подушку
Та, с кем вчера он нежен был,
И шепчет, плача: - Саша! Пушкин!
А он её уже забыл.
Уже другой кудрявый гений
Спешит дарить сердечный пыл,
Их след в порывах вдохновенья -
И лёгкий вздох: - Я вас любил…
При чём же бешеные скорости,
При чём интриги, деньги, власть?
Звучат стихи над спящей Соротью
И не дают душе пропасть.
Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явились вы!
Но… надо в поезд, к сожаленью, -
Всего полночи до Москвы.
Вот этот "дуб уединённый". Самое древнее дерево в Тригорском.
***
Беседка в Петровском, в народе получила название "Слон". С этого места открывается вид на озеро Кучане - на противоположном берегу дом Пушкиных.
Может, на этого "слона" аллюзия в книге Н. Ермильченко? Пушкин верхом на Ганнибалке)
***
Спасибо за внимание!