Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Боярский пир... с чаем

С 1880-х годов русское общество охватила «бояромания» – романтический интерес к роскошному и богатому быту бояр XVI-XVII веков. Достаточно вспомнить костюмированный бал 1903 года, когда в Зимнем дворце во главе с императорской четой собралась вся знать Российском империи, облаченная в костюмы допетровского времени. Пика увлечение в неорусском духе достигло к 1913 году – трехсотлетнему юбилею династии Романовых. Художники создавали картины на исторические сюжеты, мастера декоративно-прикладного искусства использовали формы и традиции декора старинных русских архитектуры, предметов быта – ковшей, братин, чарок и так далее. Рассказываем, как чай и традиции чаепития попали в «бояроманию».

МАКОВСКИЙ: КАРТИНЫ И РЕКЛАМА

В 1883 году Константин Егорович Маковский написал полотно «Боярский свадебный пир» («Русский свадебный пир XVII века»). Созданию «пира» предшествовала одна из так называемых «живых картин» в петербургской мастерской художника, о которых оставила воспоминания дочь Маковского Елена Константиновна. «Приглашенные (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера подымались в мастерскую-театр. Тогда-то извлекались все боярские наряды, музейные вещи… Представители старых родов, потомки тех же бояр, ловко и красиво облачались в парчовые и бархатные одежды… Изображались, группировались картины отца – «Свадебный пир», «Выбор невесты». Отец так любил боярский быт, что было ему дорого еще и живым создать его». Натурные зарисовки с таких театрализованных вечеров и использовались потом при создании картины.

Константин Егорович Маковский, «Боярский свадебный пир», 1883 год. Хранится в музее «Хиллвуд», Вашингтон, США. Для образов участников пира Маковскому позировали его родные и друзья, например, невеста – жена художника, а мальчик – сын Сергей.
Константин Егорович Маковский, «Боярский свадебный пир», 1883 год. Хранится в музее «Хиллвуд», Вашингтон, США. Для образов участников пира Маковскому позировали его родные и друзья, например, невеста – жена художника, а мальчик – сын Сергей.
Фотография Андрея Осиповича Карелина: живая картина в мастерской Маковского
Фотография Андрея Осиповича Карелина: живая картина в мастерской Маковского

Сын Маковского Сергей Константинович вспоминал о богатой коллекции реквизита : «Отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…». После того, как картина уже была написана и представлена широкой публике, ее постановку повторили в особняке княгини Нарышкиной – для императора Александра III. А в 1911 году в журнале «Нива» о картине и художнике писали: «Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он – вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности ... Маковский – поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десяткам учебников».

Напомним, что впервые в европейской России чай упоминается в 1638 году, когда его привезли в качестве посольского подарка ко двору первого Романова – царя Михаила Федоровича. Однако в царском и боярском быту его применяли как лекарство (причем круг тех, кому оно было доступно, ограничивался царской семьей и немногих к ней приближенных), а традиция чая-вкусного напитка пришла лишь в конце XVIII века. Однако во времена «бояромании» XIX-XX веков русское чаепитие воспринималось уже как нечто давнее, исконное. Так появился, например, рекламный декоративный поднос фирмы московского торговца чаем и сахаром, купца первой гильдии Николая Михайловича Солдатова. В центре подноса было помещено воспроизведение «Боярского свадебного пира» Маковского, а по окружности шли слова рекламы: «Требуйте чай Н.М. Солдатова. Москва, Москворецкая ул. соб. (собственный) дом». На Москворецкой улице (ныне на ней нет жилых домов) в доме 5 размещались склад и магазин чая, еще один магазин был на Раушской набережной. А жил Солдатов в Толмачевском переулке (сейчас Большой Толмачевский), то есть в Замоскворечье, которое давно славилось традициями купеческого и мещанского чаепития. После кончины Николая Михайловича крупную оптовую и розничную торговлю продолжила его вдова Анна Григорьевна Солдатова.

Рекламный поднос фирмы Николая Михайловича Солдатова
Рекламный поднос фирмы Николая Михайловича Солдатова

Исторические, «боярские» картины Константина Егоровича Маковского часто помещали на предметах декоративно-прикладного искусства, начиная от изделий фирмы Карла Фаберже и Императорского фарфорового завода до фабрики федоскинской лаковой миниатюры. А в 1914 году художник написал интересную картину «Боярышня. За чаем». Чем же она интересна? Тем, что боярышня XVIIвека пьет чай с самоваром, с фарфоровыми чашкой и блюдцем. Об отношении в XVII веке к чаю написано выше; самовар же и фарфоровая посуда вошли в русский быт обиход много позже. Кстати, ручка у европейских чашек из фарфора появилась лишь после 1730-х годов. Так что мы видим очередной пример «бояромании», где декоративность, романтизация эпохи, преобладают над исторической достоверностью.

Константин Егорович Маковский, «Боярышня. За чаем», 1914 год. Из собрания Ульяновского областного художественного музея
Константин Егорович Маковский, «Боярышня. За чаем», 1914 год. Из собрания Ульяновского областного художественного музея

ЧАЙ ПО-НЕОРУССКИ

Прекрасный пример оформления чаепития в неорусском стиле – чайно-кофейный сервиз работы московской фирмы Ореста Федоровича Курлюкова. Курлюков был зятем знаменитого придворного ювелира Ивана Петровича Хлебникова и начинал работу в его торговом доме. С 1883 года он открывает собственное производство золотых, серебряных и бриллиантовых изделий, сотрудничает с мастерскими Рюкерта и Фаберже, становится популярным.

Чайник, кофейник, сахарница с крышкой и сливочник из сервиза фирмы Курлюкова, выполненного в 1908-1917 годах. Серебро, эмаль, перламутр, чеканка, живопись по эмали, золочение. © Государственный исторический музей
Чайник, кофейник, сахарница с крышкой и сливочник из сервиза фирмы Курлюкова, выполненного в 1908-1917 годах. Серебро, эмаль, перламутр, чеканка, живопись по эмали, золочение. © Государственный исторический музей

Иллюстрация 6 Сухарница из сервиза фирмы Курлюкова, выполненного в 1908-1917 годах. Серебро, эмаль, перламутр, чеканка, живопись по эмали, золочение. © Государственный исторический музей
Иллюстрация 6 Сухарница из сервиза фирмы Курлюкова, выполненного в 1908-1917 годах. Серебро, эмаль, перламутр, чеканка, живопись по эмали, золочение. © Государственный исторический музей