С 1880-х годов русское общество охватила «бояромания» – романтический интерес к роскошному и богатому быту бояр XVI-XVII веков. Достаточно вспомнить костюмированный бал 1903 года, когда в Зимнем дворце во главе с императорской четой собралась вся знать Российском империи, облаченная в костюмы допетровского времени. Пика увлечение в неорусском духе достигло к 1913 году – трехсотлетнему юбилею династии Романовых. Художники создавали картины на исторические сюжеты, мастера декоративно-прикладного искусства использовали формы и традиции декора старинных русских архитектуры, предметов быта – ковшей, братин, чарок и так далее. Рассказываем, как чай и традиции чаепития попали в «бояроманию».
МАКОВСКИЙ: КАРТИНЫ И РЕКЛАМА
В 1883 году Константин Егорович Маковский написал полотно «Боярский свадебный пир» («Русский свадебный пир XVII века»). Созданию «пира» предшествовала одна из так называемых «живых картин» в петербургской мастерской художника, о которых оставила воспоминания дочь Маковского Елена Константиновна. «Приглашенные (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера подымались в мастерскую-театр. Тогда-то извлекались все боярские наряды, музейные вещи… Представители старых родов, потомки тех же бояр, ловко и красиво облачались в парчовые и бархатные одежды… Изображались, группировались картины отца – «Свадебный пир», «Выбор невесты». Отец так любил боярский быт, что было ему дорого еще и живым создать его». Натурные зарисовки с таких театрализованных вечеров и использовались потом при создании картины.
Сын Маковского Сергей Константинович вспоминал о богатой коллекции реквизита : «Отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…». После того, как картина уже была написана и представлена широкой публике, ее постановку повторили в особняке княгини Нарышкиной – для императора Александра III. А в 1911 году в журнале «Нива» о картине и художнике писали: «Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он – вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности ... Маковский – поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десяткам учебников».
Напомним, что впервые в европейской России чай упоминается в 1638 году, когда его привезли в качестве посольского подарка ко двору первого Романова – царя Михаила Федоровича. Однако в царском и боярском быту его применяли как лекарство (причем круг тех, кому оно было доступно, ограничивался царской семьей и немногих к ней приближенных), а традиция чая-вкусного напитка пришла лишь в конце XVIII века. Однако во времена «бояромании» XIX-XX веков русское чаепитие воспринималось уже как нечто давнее, исконное. Так появился, например, рекламный декоративный поднос фирмы московского торговца чаем и сахаром, купца первой гильдии Николая Михайловича Солдатова. В центре подноса было помещено воспроизведение «Боярского свадебного пира» Маковского, а по окружности шли слова рекламы: «Требуйте чай Н.М. Солдатова. Москва, Москворецкая ул. соб. (собственный) дом». На Москворецкой улице (ныне на ней нет жилых домов) в доме 5 размещались склад и магазин чая, еще один магазин был на Раушской набережной. А жил Солдатов в Толмачевском переулке (сейчас Большой Толмачевский), то есть в Замоскворечье, которое давно славилось традициями купеческого и мещанского чаепития. После кончины Николая Михайловича крупную оптовую и розничную торговлю продолжила его вдова Анна Григорьевна Солдатова.
Исторические, «боярские» картины Константина Егоровича Маковского часто помещали на предметах декоративно-прикладного искусства, начиная от изделий фирмы Карла Фаберже и Императорского фарфорового завода до фабрики федоскинской лаковой миниатюры. А в 1914 году художник написал интересную картину «Боярышня. За чаем». Чем же она интересна? Тем, что боярышня XVIIвека пьет чай с самоваром, с фарфоровыми чашкой и блюдцем. Об отношении в XVII веке к чаю написано выше; самовар же и фарфоровая посуда вошли в русский быт обиход много позже. Кстати, ручка у европейских чашек из фарфора появилась лишь после 1730-х годов. Так что мы видим очередной пример «бояромании», где декоративность, романтизация эпохи, преобладают над исторической достоверностью.
ЧАЙ ПО-НЕОРУССКИ
Прекрасный пример оформления чаепития в неорусском стиле – чайно-кофейный сервиз работы московской фирмы Ореста Федоровича Курлюкова. Курлюков был зятем знаменитого придворного ювелира Ивана Петровича Хлебникова и начинал работу в его торговом доме. С 1883 года он открывает собственное производство золотых, серебряных и бриллиантовых изделий, сотрудничает с мастерскими Рюкерта и Фаберже, становится популярным.