Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Что такое либертарианство и как с ним бороться

Началось всё с самого, я бы сказал, невинного. С публикации о новых открытиях, проливающих свет на геологическую историю Марса. И тогда под статьёй нарисовался замечательный комментарий, автор которого возмущался тем, насколько большие средства выбрасывает правительство США на поиски внеземной жизни, вместо того чтобы заняться решением острых социальных проблем. Замечателен данный комментарий был тем, что претензии предъявлялись не нашему правительству, выбрасывающему деньги на ветер, пока народ голодает, а – иностранному.

Ну а там уж появился следующий. Автор которого считает, что исследования космоса проводить надо, но не за счёт налогоплательщиков, а на частные пожертвования и средства крупного капитала. Такой подход имеет название: «либертарианство».

-2

Кстати, в прошлом году в Аргентине впервые в истории либертарианец был избран президентом. И теперь все будут думать, что либертарианец – это обязательно фрик, как Хавьер Милей. Что, конечно, несправедливо. Даже если выдать Милею автомат, – насколько понял, своего у него просто нет, – на либертарианца он похож не будет.

Собственно, если отбросить порожние рассуждения о свободе, как высшей ценности, – либертарианство это движение, направленное на минимизацию роли государства в общественной жизни. В политическом спектре либертарианцы занимают предпоследнюю справа позицию. Ещё «правее» только анархо-капиталисты, полагающие, что государственные институты полностью следует заменить корпоративными. Однако, в мире анархо-капитализма, где экономическая власть тождественна политической, править будет крупный капитал. Предсказуемым представляется слияние корпораций путём силового поглощения слабых сильными в единый синдикат, предоставляющий жителям страны только две свободы, – работать на него за назначенную им плату и покупать его товары за назначенную им цену. А это уже что-то настолько правое, что получается хорошо знакомое нам левое. Ибо, как и положено, противоположности стремятся к единству.

-3

...То есть, либертарианство – на правом фланге с самого края. Дальше уже слишком очевидные антиутопии. И, как следствие, либертарианское мировоззрение оказывается наиболее благородным, – достойным действительно свободного человека. Либертарианец, прежде всего, тот, кому государство ничего не должно. В низком социальном положении и материальных затруднениях он никого обвинять не может, – личный успех (в любой форме) только и исключительно его личная ответственность.

При этом, сам либертарианец государству не враг, как правило патриот, и если так ляжет карта, защитник своей страны. Даже согласен платить немного налогов, – чтоб государство занималось своими делами, в дела же граждан не лезло. За что он готов государству платить, собственно, должно быть ясно из вышеизложенного. Если верховная власть не будет люто прессовать крупный капитал, тот – тайно или явно – сам станет верховной властью. Кстати, по этой причине на одной из картинок либертарианец изображён рядом с фашистом. В отличие от последнего, он, однако, считает, что государство должно не контролировать синдикаты, тем более, не национализировать, а сразу уничтожать их, приватизируя в мелкую розницу.

-4

...Из гражданских свобод же либертарианец чрезвычайно чувствителен к праву на ношение оружия. То есть, вообще, он за любые свободы, но прочими просто не планирует пользоваться. Причина по которой либертарианцы никогда не приходили к власти, в сущности, проста: на государственной службе и на выборных должностях настоящему, идейному, а не как Милей, либертарианцу делать нечего. Там его свобода будет ограничена, властью же он воспользоваться не сможет, так как считает, что от государства ничего не должно зависеть… То есть, если анархисты, хотя бы, борются с государством, – что, всё-таки, подразумевает взаимный интерес и контакт, – либертарианцы не склонны иметь с государством вообще никаких дел.

...Но, если к сути. Можно ли снизить до минимума роль государства в жизни общества? Хорошо ли это будет? В настоящий момент, – и прежде всего на Западе, – правые течения не в тренде. Роль государства растёт, поскольку граждане активно предпочитают социальные гарантии свободам. С точки же зрения либертарианца «не вмешиваться» означает, прежде всего, не помогать. Мешать государство всегда будет, пока существует. Платить ему сколько-то придётся… Однако, от пенсий, пособий и прочего гражданин будет свободен полностью. Образование детям, безбедную старость себе, медицинское обслуживание, – всё человек должен купить себе сам.

-5

И космос – тоже. Кому интересно, могут скинуться на ракету. Именно так, поскольку в комментариях либертарианец тоже неправильный. Полагающий, что ракету ему должен купить крупный капитал, – у него, поди, денег немерено... Но в мире свободы никто никому ничего не должен, а крупных корпораций, держать которые в узде может только очень сильное государство, – просто нет.

...Интуитивно понятно, что работать это не будет, как не может работать и коммунизм. Оплачивать за свой счёт охрану архитектурных памятников, заповедников, инфраструктурные проекты, исследования не рассчитанные на прибыль в ближайшие 50-100 лет, желающих не найдётся. Всё это – общественные функции государства. Просто потому, что никто другой их на себя добровольно не возьмёт.

Во всём нужно искать баланс.