Каких только государственных деятелей не называли "настоящими преемниками Сталина"! Разбор всех версий достоин отдельной статьи, а может, и нескольких. Среди остальных версий определенную популярность имеет та, согласно которой настоящим и достойным продолжателем сталинского курса, истинным наследником Сталина называется Лаврентий Павлович Берия. Эта же версия чаще всего совмещается с критикой в адрес "троцкиста-ревизиониста" Хрущёва, который, добившись смерти Берии, сорвал продолжение сталинского курса, который должен был привести к благополучию СССР. Не касаясь других составляющих этой версии, в данной статье попытаемся доказать, что Берия - совсем не тот наследник Сталина, каким его можно представить.
Прежде всего, нужно определиться, что же такое "курс Сталина". Во-первых, это активная внешняя политика Советского Союза как сверхдержавы и лидера социалистического блока. Во-вторых, плановая экономика и развитие оборонной отрасли. В-третьих, жесткий внутренний курс, в который входят не только идеологический контроль, но и преследование проявлений национализма в СССР. Выводы некоторых историков гласят также, что целью Сталина был постепенный переход полномочий от партийных к государственным органам, т.е. к Совету министров.
Теперь что касается действий Берии. Несмотря на то, что формально правительство СССР после смерти Сталина возглавил Георгий Максимилианович Маленков, а Берия был только его первым заместителем, "лубянский маршал" развил активную политическую деятельность. Прежде всего он добился прекращения незавершенных при Сталине репрессий, в частности, по делу врачей и мингрельскому делу, которое, кстати, задевало Лаврентия Павловича лично. По его же инициативе была проведена так называемая бериевская амнистия заключенных.
О мингрельском деле и деятельности Берии до смерти Сталина читайте:
Подробнее нужно сказать о бериевской амнистии. Практически очевидно, что она была предпринята Берией прежде всего для борьбы за собственную популярность. Кроме того, историками выдвигается интересная версия, что таким образом Берия укорачивал свою дорогу к власти. Амнистия резко повысила уровень преступности, в этом случае Берия бы требовал для подконтрольных ему органов внутренних чрезвычайные полномочия. А опираясь на них, он смог бы прийти к единоличной власти. Как бы то ни было, шагов в этом направлении Лаврентий Павлович сделать не успел.
Как кажется, прекращение репрессий и амнистия заключенных - это явно не то, что следовало бы ожидать от "настоящего наследника" Сталина. Однако дальше пойдут такие действия Берии, которые можно назвать не то что отступлением от сталинских идей, а даже прямой порчей сталинского курса.
Речь идет о подходе Берии к национальному вопросу. В своих письмах в Президиум ЦК Лаврентий Павлович настаивал на активной коренизации в национальной политике, т.е. замещении руководящего состава в республиках СССР целиком местными уроженцами. Прежде всего такой коренизации подверглись органы МВД и госбезопасности, где следовало заместить национальными кадрами весь состав. Это должно было происходить в таких неспокойных в плане национализма регионах, как Прибалтика и Украина. На местах началась дискриминация русских по национальному признаку, местные элиты разошлись, получив карт-бланш на местничество и республиканский национализм. Кажется очевидным, что больший подрыв курса Сталина, который так боролся со всем подобным, сложно представить. К слову говоря, подобные мысли о децентрализации советской власти и усилении республик будут высказаны в конституции академика Сахарова. Может быть, также стоит напомнить, что именно обострение республиканского национализма и стремление местных элит, особенно в Прибалтике и на Украине, оторваться от центральной власти привели к расшатыванию Советского Союза в 1980-е годы.
Что касается внешней политики, то и здесь Берия собирался вести СССР совсем не по сталинскому пути. "Лубянский маршал" готов был отказаться от поддержки ГДР (правда, в отличие от Горбачёва, за репарации) и согласиться на объединение Германии без социалистов. Кроме того, Берия, по-видимому, намеревался постепенно удалить советское влияние из стран Восточной Европы для создания благоприятного имиджа СССР на Западе. Это уже кажется похожим на политику Горбачёва.
Не говоря уже, после всего перечисленного, о Берии лично, как о человеке, можно ли сказать, что Берия - истинный наследник Сталина? Факт в том, что последователем Сталина он был только в одном вопросе - хотел отнять властные полномочия у ЦК КПСС и передать их Совету министров. Но, если судить только по этому пункту, то Горбачёв выходит тоже последователем Сталина.
А как считаете вы, был ли у Сталина истинный наследник? И мог ли развиваться СССР по сталинскому курсу?
Подписывайтесь на канал и не стесняйтесь делиться своим мнением в комментариях!