Найти в Дзене

История развития социальных сетей ч.2: Эволюция мессенджеров (90-е - 2000-е)

Оглавление

Сообщения в 90-х

🚩 Появление автономных мессенджер-платформ в 1990-х годах "ускорило" рост мгновенных сообщений.

Запущенная в 1994 году, PowWow была одной из первых программ, которые привнесли мгновенные сообщения на зарождающуюся операционную систему Microsoft Windows, наряду с голосовым чатом (VoIP) и общими белыми досками.

Но, пожалуй, самой известной из этих ранних мессенджер-платформ была ICQ, запущенная в 1996 году.

🚀 К моменту приобретения компанией AOL в 1998 году, ICQ уже привлекла около 12 миллионов пользователей.

Всего через три года база пользователей ICQ выросла в восемь раз, и в мае 2001 года служба перешагнула отметку в 100 миллионов зарегистрированных пользователей.

Для сравнения, в то время в мире было чуть менее 500 миллионов интернет-пользователей.

Эти цифры показывают, что к 2001 году более 1 из 5 интернет-пользователей создали аккаунт ICQ, и примерно 2 из 3 пользователей ICQ проживали за пределами Соединенных Штатов.

Однако не все из 100 миллионов зарегистрированных членов ICQ были активными.

Сообщения того времени предполагали, что от 25% до 30% зарегистрированных пользователей ICQ заходили на платформу каждый месяц, хотя в среднем 8 миллионов пользователей ежедневно заходили в службу, что было особенно впечатляющим достижением для того времени.

💻 Но к началу нового тысячелетия другие мессенджер-платформы также набирали обороты.

-2

Взлёт мессенджеров в 2000-х годах

💽 Американская компания AOL запустила свою платформу AOL Instant Messenger (AIM) в мае 1997 года. К июню 2000 года на сервисе было зарегистрировано уже более 61 миллиона пользователей, из которых 20 миллионов были активными.

Примерно в это время аналитики Media Metrix сообщили, что активная база пользователей AIM росла почти на 20 процентов в год.

📟 Не отставала и другая крупная технологическая компания того времени — Yahoo!. Она также запустила мессенджер в конце 1990-х годов.

Yahoo! Messenger был "официально" запущен в июне 1999 года, но платформа фактически представляла собой объединение сервиса Yahoo! Pager, запущенного в марте 1998 года, и более ранних Yahoo! Chat комнат.

По оценкам, к августу 2000 года у Yahoo! Messenger было более 10 миллионов активных пользователей, но неясно, относится ли эта цифра ко всей глобальной базе пользователей или только к пользователям в США.

Годовой отчет Yahoo! за 2001 год также показывает, что в последние три месяца того года сервисом отправлялось более 6 миллиардов сообщений в месяц.

💻 Тем временем, конкурирующий сервис MSN Messenger от Microsoft также набирал популярность в начале века.

Сервис был запущен в июле 1999 года, и к марту 2001 года у MSN Messenger было почти 30 миллионов активных пользователей в месяц.

В то время Microsoft сообщила, что использование MSN Messenger выросло более чем на 200 процентов за предыдущие 12 месяцев, что сделало платформу самой используемой службой мгновенных сообщений в мире.

🧧 Однако к концу 90-х годов китайское правительство уже активировало свой "Великий файервол".

С ростом числа интернет-пользователей в Китае, которые не могли получить доступ к популярным платформам, китайские компании начали создавать собственные социальные платформы. В феврале 1999 года Tencent запустила свою легендарную платформу QQ.

QQ началась как клон ICQ, но быстро выросла и стала самой используемой социальной платформой в Китае, предлагая множество уникальных функций и инноваций.

Сообщения для инвесторов Tencent показывают, что к концу 2002 года платформа привлекла уже 50 миллионов активных пользователей, а к 2004 году эта база активных пользователей выросла до более чем 100 миллионов.

🔊Тем временем в США в 2003 году была запущена платформа Skype. Хотя платформа наиболее известна своими возможностями VoIP, ее функция мгновенных сообщений также была очень популярна, особенно среди бизнес-пользователей.