(реинкарнация и гениальность)
«Аве, Майя!» - озаглавила критик Мария Алексинская свою статью о Майе Плисецкой, опубликованную несколько лет назад в газете «Завтра».
Аве, Майя? А по-моему, это слишком.
Да, Плисецкая - прирожденная балерина. Видно, что прошлые воплощения прошли в танцевальной стихии, в нелегких и упорных трудах по постепенному накоплению мастерства, и в «чаше» духа все это отложилось. Наверняка, они были полны лишений и горестей, безвестности и несправедливости - все эти «жизни», ибо в этой Судьба (карма) явно воздала ей сторицей за все перенесенные ранее испытания. Плисецкая получила все - и талант, и успех, и славу, и богатство, и долголетие.
Она родилась именно тогда, когда нужно, и у тех родителей, у кого нужно. В результате точно «попала в струю» - пришла в Большой во время расцвета в нем классического балета, и гениальные педагоги - Ваганова, Семенова, Уланова - воссоздали там ее юный гений. И то, что она станцевала в советский период - будь то Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте» или Аврора в «Спящей красавице» - все это войдет (уже вошло) в золотой фонд великих достижений мирового балета.
Словом, именно в те - советские - годы она и была «Аве!».
Но не потом, когда из «тюрьмы народов - СССР» она уехала на Запад «за свободой», и, «кутаясь в haute couture от Кардена, сбросила с себя одежды советского мифотворчества», обозвав свою Родину «этой страной». Все, что было потом - начиная даже раньше, еще с пресловутой «Кармен» (на премьере которой Фурцева демонстративно вышла из зала, недосмотрев до конца - и правильно сделала!) - это уже нечто иное.
Это ничто.
Потому что, если «Кармен-сюиту» еще можно было, скрепя сердце, как-то терпеть, ибо там наполовину сохранилось нечто от собственно балета (полубалет-полугимнастика), то уже «Болеро»…
Чудесная музыка Равеля так и рисует образ восточной танцовщицы, в тончайших шелковых шароварах, с золотыми браслетами на ногах и руках, и с диадемой, украшенной бриллиантами, венчающей голову… - танцовщицы, которая, сидя по-восточному на полу, на фоне живописных декораций, изображающих, скажем, восточный храм, из этой позы понемногу начинает свой утонченный и красивый крещендо-танец.
А вместо этого что мы видим?
Какое-то постоянное «скакание на лошади» на упругих ступнях полуголой женщины в трико, окруженной, к тому же, со всех сторон такими же полуголыми мужиками - и все это на фоне примитивной красно-черной «декорации».
И это искусство?
Да на это, скажу я вам, просто невозможно смотреть! Людмила Диковицкая верно написала: «Вместо балета - шутовство и акробатика. Ни красоты, ни таланта», а я добавлю: «Вместо балета - спортивная гимнастика и пантомима».
И еще добавлю: если Большой театр начинают сравнивать с Голливудом, то тем хуже для Большого.
Но все это ныне нравится, и крики «Браво! Брависсимо!» долго не смолкают.
Как нравится и откровенная «либеральность» Плисецкой, имя которой, увы, стоит в одном ряду с такими ярыми и убежденными антисоветчиками, как некогда «вплывшая в зал» нашей великой Культуры Вишневская и «стремительно проскользнувший» туда же Ростропович.
Впрочем, как и должно быть в безвременье «часа Быка», когда «тьма особенно черна перед Рассветом», и в ней абсолютно не видно, где Истина.
А истина, на мой взгляд, в том, что хотя Майя Плисецкая и великолепная (на грани гениальности) балетная танцовщица, но как человек подлинно высокой Культуры и вкуса, да и гражданин тоже - она далеко не на том же уровне. И все ее с виду новаторские «свободные достижения», которыми она так гордится (ну, или гордилась) - все уже в скором времени будут погребены под обломками нашего темного времени и в будущей Светлой Эре никто и не вспомнит об этом уродстве.
Но советские ее достижения в классическом балете - те, действительно, не померкнут вовеки.
Уважаемые читатели!
Свое мнение о прочитанном здесь вы можете высказывать в комментариях.
Если публикации канала вы считаете для себя полезными или просто интересными - можете завизировать это лайком.
А чтобы оперативно узнавать о появлении новых материалов на канале и поддержать автора - подписывайтесь на канал
"Кто мы? Откуда? Куда идем?"