Эвелин Де Морган (1855 - 1919), британская художница, всю свою долгую творческую жизнь доказывала, что женщина в искусстве имеет такие же права, как и мужчина.
Своим примером она показала, что женщины -художницы вправе создавать более серьезные картины, чем натюрморт или акварельные зарисовки в альбоме. И не просто создавать, но и выставлять свои работы на выставках и в престижных галереях.
Её творческий путь был долгим. Почти пятьдесят лет она писала картины, создав их огромное количество.
Сегодня разговор об одной из них.
Прежде, чем перейти к рассмотрению картины, хочу обратить внимание на дату создания её. Фонд Де Моргана, занимающаяся поддержкой и пупинизацией картин де Морган, указывает дату создания картины 1901-02 годы. На сайте же музея сообщается, что картина написана в 1919 году и является последней работой художницы, созданной за несколько месяцев до смерти.
Возможно, на это не стоило бы обращать внимание, но хочется ясности. Мое личное предположение - картина, действительно, была написана в самом начале века, а в 1919 году были внесены в неё некоторые изменения.
Но перейдем к самой картине. На первый взгляд на картине изображена обыкновенная сцена, в которой присутствуют муж и жена.
Муж, который значительно старше жены, сидит за столом.
Он определенно богат. Его одежда говорит об этом.
Золотое украшение с инкрустацией бирюзой украшает его шею.
На пальце у него кольцо с красным камнем - с рубином или гранатом.
Но он определенно не праздный прожигатель жизни, наслаждающийся своим богатством. Он человек интеллигентный, образованный, которого интересуют разные вопросы.
Об этом говорят книги на полке над столом.
Художница дает возможность прочитать названия книг - "Поэзия", "Музыка", "Искусство", "Смерть", "Медицина".
Мужчина сидит расслабленно за столом, и он не смотрит на женщину.
А женщина, тоже одетая в роскошное платье, с тоской протягивает руки к сцене за окном.
А там развеселая компания с дудками и бубнами проходит мимо дома.
Для женщины они символ свободы, которые могут идти куда им захочется.
Она же заперта в стенах богатого дома, не способная вырваться на свободу.
Её даже не интересуют ни драгоценности, разбросанные по полу.
Ни умные разговоры с ученым, но скучным, мужем.
Ее взгляд обращен к миру, расположенному за стенами дома. К морю, к горам.
Но нет, её мир ограничен лишь домом.
И розы на подоконнике, словно отделяют её мир от внешнего.
Через колючие шипы пусть и прекрасных цветов не прорвешься.
И не лететь ей свободной птицей в вышине.
А предначертано ей жить птицей в золотой клетке.
Этим бы и можно было бы закончить рассказ о картине Эвелин Де Морган "Золотая клетка".
Но есть еще один момент в картине, который нельзя игнорировать. За окном, среди веселящейся толпы, из общего фона выбивается образ женщины с ребенком на руках.
Она, как Мадонна, прижимает младенца к груди. Образ матери, для которой её дитя - лучшее счастье.
Не этот ли образ внесла Эвелин Де Морган в картину в конце жизни? Хотя Эвелин была замужем за художником Уильямаом де Морганом, который был на шестнадцать лет старше Эвелин.
Детей у пары не было. Не стоит выдумывать причину, почему так случилось. Но не это ли печалило Эвелин Де Морган в конце жизни?