Найти тему

Производителям ветпрепаратов придется готовиться к маркировке в сжатые сроки

Обязательная регистрация в системе «Честный знак» стартует уже с 1 сентября 2024 года.

С 1 сентября текущего года в России для производителей ветеринарных препаратов становится обязательной маркировка продукции. Эксперимент по маркировке продлится до 31 августа, а начался он 25 декабря прошлого года. Сроки эксперимента оказались весьма ограниченными, и это вызывает беспокойство участников рынка. Для сравнения: у производителей медицинских препаратов было почти 5 лет (с учетом периода поэтапного внедрения) на подготовку.

В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ – оператор цифровой маркировки) говорят, что крупным и средним предприятиям нужно от 4 до 7 месяцев на внедрение системы маркировки товаров. Успеют ли производители ветпрепаратов подготовиться к ней и что будет после 31 августа, когда эксперимент завершится.

В деле – каждый второй

Почти половина производителей ветпрепаратов уже зарегистрировались в системе «Честный ЗНАК», рассказали «ВиЖ» в пресс-службе ЦРПТ. «Эксперимент стартовал 25 декабря 2023 года, и мы уже можем наблюдать существенные результаты. В России 97 производителей ветпрепаратов, из них 45% зарегистрированы в системе. В эксперименте участвуют 23 производителя (на них приходится 45% внутреннего производства), 14 импортеров, 19 дистрибьюторов, 10 розничных сетей», – рассказали в пресс-службе ЦРПТ и добавили, что около 20% участников производят лекарства для людей и уже имеют практический опыт работы с системой маркировки.

«Эксперимент проводится для того, чтобы участники смогли отработать все бизнес-процессы и протестировать работу с системой маркировки, а также способы нанесения DataMatrix-кодов на различные типы упаковок. В ходе эксперимента оборудование и коды маркировки предоставляются на безвозмездной основе, специалисты «Честного ЗНАКА» оказывают бесплатные консультации по любым вопросам», – уточнили в пресс-службе.

-2

Производители боятся не успеть

Как рассказал изданию «Ветеринария и жизнь» исполнительный директор Национальной ветеринарной ассоциации Тимур Чибиляев, полноценно эксперимент смогли провести всего два десятка отечественных производителей ветпрепаратов. «Этого совершенно недостаточно. Необходимо охватить большее число участников и не ограничиваться только апробацией возможностей нанесения этикетки на несколько десятков упаковок», – отметил он.

По его словам, времени, оставшегося до введения обязательной маркировки ветпрепаратов, не хватит. «Чтобы полноценно подготовиться, участникам рынка потребуется выбрать оптимальные технические и программные решения, закупить оборудование для маркировки и интегрировать его в технологический процесс, подобрать и подготовить новый квалифицированный персонал. Если для малых и средних предприятий подойдут «коробочные» решения, предлагаемые оператором ЦРПТ в рамках эксперимента, то для крупных производителей необходимы индивидуальные решения с целью комплексной автоматизации процесса нанесения маркировки исходя из конкретных условий производства. На сегодня таких решений крайне мало», – подчеркнул он.

Изначально предполагалось, что эксперимент продлится 11 месяцев, но затем сроки его проведения сократили до 8 месяцев.

В пресс-службе ЦРПТ прокомментировали, что обозначенный срок —  максимальный для подготовки крупных производственных площадок с высокоавтоматизированными линиями и запросами на индивидуальную интеграцию в товароучетную систему. «Если вам заявляют такой срок, рекомендуем проконсультироваться с оператором системы маркировки. В каждой компании процессы проходят индивидуально», – пояснили в организации. Там добавили, что проблем с поставками оборудования для маркировки сейчас нет. Большинство позиций есть на складах вендоров, системных интеграторов и оператора ЦРПТ.

-3

В Национальной ветеринарной ассоциации же опасаются, что к моменту начала функционирования системы «Честный ЗНАК» крупным и средним предприятиям не останется ничего, кроме как вводить ручную маркировку. А это существенно снизит производительность труда и повысит себестоимость продукции. К тому же увеличивается риск человеческой ошибки. В ассоциации считают, что крупным и средним предприятиям необходим еще год, чтобы как следует подготовиться. Вопрос переноса сроков обсуждался неоднократно.

«Нашу позицию о необходимости переноса сроков введения обязательной маркировки ветеринарных препаратов поддержали наши коллеги, все профильные ассоциации в сфере животноводства и птицеводства, Минсельхоз России и Россельхознадзор», – рассказал Тимур Чибиляев. Он добавил, что в целом отрасль поддерживает маркировку, но выступает за постепенное ее введение. «Скоропалительное введение обязательной процедуры без полноценно проведенного эксперимента может негативно сказаться на темпах достижения отечественными производителями импортозамещения и удовлетворения возросшего спроса на ветпрепараты как для продуктивных животных, так и для животных-компаньонов, а также, что самое главное, на обеспечении продовольственной безопасности страны», – резюмировал исполнительный директор ассоциации.

Малый бизнес рассчитывает на поддержку

Малый бизнес не стал откладывать в долгий ящик подготовку к маркировке и начал присоединяться к эксперименту с момента его запуска – уже с января – февраля этого года. «На сегодня до 90% предприятий, которые входят в наш союз, уже подключились к эксперименту. К ним выезжали представители «Честного ЗНАКА», испытывали различное оборудование», – рассказала гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова.

Глава союза признает, что маркировка ветпрепаратов действительно внедряется в ускоренном режиме, однако те, кто присоединился к эксперименту с самого его начала, должны успеть подготовиться. «Те, кто присоединился к эксперименту сейчас, а не в первый месяц, естественно, не успеют подготовиться», – добавила она.

И крупные, и малые предприятия могут рассчитывать на поддержку при запуске системы маркировки. «ЦРПТ предоставляет две программы поддержки отечественным производителям. При подготовке к введению обязательной маркировки производители могут получить оборудование без оплаты в первый год. Оплата будет осуществляться на условиях беспроцентной рассрочки в течение второго и третьего года. Дополнительно для малых и средних производителей оператор предусмотрел компенсацию 50% затрат на типовые комплекты оборудования», – рассказали в пресс-службе «Честного ЗНАКА».

Союз предприятий зообизнеса предлагает расширить эти меры поддержки на все звенья товаропроводящей цепочки. «Мы внесли предложения распространить компенсацию 50% затрат не только на производителей, но и на остальные звенья цепи. Это зоомагазины, ветаптеки, ветклиники. Это даже не малый бизнес, это микробизнес. Им достаточно сложно», – пояснила Татьяна Колчанова.

В качестве примера она привела сеть зоомагазинов в Сыктывкаре. Для внедрения системы маркировки сети придется обновить все компьютеры, приобрести программное обеспечение, сканеры кодов. Затраты в среднем на один магазин составят около 100–150 тыс. рублей.

Больше материалов рубрики «Сельское хозяйство»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.