В ночь на 2 сентября 1666 года в пекарне Томаса Фарринера на улице Паддинг лэйн начался пожар. Никто не знал, во что он обернётся, но наверняка никто не думал, что он будет настолько разрушительным. Позже его назовут Большим пожаром 1666 года. Он охватил центральные районы, огню подверглась территория лондонского Сити внутри древней римской городской стены. Он угрожал аристократическому району Вестминстер, дворцу Уайтхолл и большинству из пригородных трущоб, но не смог достичь этих округов. В пожаре сгорело 13 000 домов, 87 приходских больших церквей, в том числе собор Святого Павла, большая часть правительственных зданий. Считается, что пожар лишил крова 72 тысячи человек, при тогдашнем населении центральной части Лондона в 80 тысяч. Точно неизвестно, сколько людей погибло при пожаре, есть сведения лишь о нескольких жертвах, но множество жертв не были записаны. И вообще, огонь мог кремировать многих, оставляя неузнаваемые останки.
Пожарные того времени применяли метод разрушения зданий вокруг возгорания для того, чтобы огонь не распространялся. Этого не сделали только потому, что лорд-мэр Томас Бладворт не был уверен в целесообразности этих мер. К тому времени, когда он приказал разрушить здания, было уже слишком поздно.
Кто-то считал, что поджог совершили иностранцы, предположительно голландцы или французы. Обе страны были врагами Англии во Второй англо-голландской войне, которая шла в то время.
В начале сентября 1666 года дул такой ветер, который только способствовал распространению огня, и только когда он стих удалось создать противопожарные разрывы между зданиями. К тому времени огонь шёл с северной части города на восточную.
Не хватало того, что только-только стихла эпидемия чумы, унёсшая 20% населения города, так теперь ещё и возникли огромные социальные и экономические проблемы в результате нового стихийного бедствия. Карл II призвал погорельцев выехать из Лондона и обосноваться в другом месте. Он опасался, что в Лондоне вспыхнет мятеж среди тех, кто потерял своё имущество.
Карла II не любили за его "неправильную" для того времени политику. К тому же, он запомнился как король, который правил во время чумы и пожара. Конечно, монарх выделил большие суммы на восстановление города, но этого оказалось мало, чтобы стать хорошим правителем.
Даниэль Дефо писал, что среди современников была популярна вера в «очищение огнём», то есть в то, что пожар помог избавиться от Великой чумы, которая свирепствовала в Лондоне в 1665 году. Но сам Дефо называет это утверждение "смехотворным".
После пожара английский архитектор Кристофер Рен разработал генеральный план нового города с прямыми широкими улицами и площадями. Дома теперь нужно было строить из красного кирпича на расстоянии друг от друга, с кровлями из сланца во избежание дальнейших пожаров. План не был осуществлён полностью, но удалось построить 51 приходскую церковь, из них четыре в готическом стиле. Эта схема Рена послужила основой Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Важно отметить, что в те годы Сити представлял собой улочки, соединяющиеся лабиринтом узких и извилистых переулков. Строить дома из дерева с соломенными крышами запрещалось, но эти материалы продолжали использоваться, потому что были дешевы. Единственной областью, где дома были построены из камня, был центр Сити, где проживали богачи. А там, где жили бедняки, каждый квадрат был занят. Там же находились и литейные цеха, кузницы, мастерские стеклолитейщиков, которые, в общем-то, не могли находиться в Сити, однако всё же располагались там. Жильё находилось рядом с этими источниками искр, что увеличивало риск возникновения пожара; также типичный лондонский шести-семи этажный дом имел выступающие верхние этажи - каждый этаж был больше нижнего. Между верхними этажами оставался очень узкий промежуток, что помогало огню распространиться. В 1661 году Карл II издал указ, запрещающий выступающие этажи, однако местными властями он по большей части игнорировался. Королевский указ 1665 года предупреждал об опасности возгорания и требовал лишать свободы строителей и сносить опасные здания. Он тоже не оказал влияния.
В развитии пожаров важную роль играла приречная зона. Вода из Темзы использовалась для тушения пожаров, и река давала возможность спастись на лодках. Но там же риск возникновения пожара был особенно велик - вдоль реки располагались беднейшие кварталы с магазинами и подвалами, содержащими горючие материалы, такие как дёготь, древесная смола, лён. Также в Лондоне вдоль реки хранилось много чёрного пороха. Большая его часть хранилась в домах частных лиц со времён гражданской войны у бывших членов армии нового образца Оливера Кромвеля, которые продолжали хранить свои мушкеты и порох, которым они заряжались. От 500 до 600 тонн пороха хранилось в Тауэре в северной части Тауэрского моста.
Решающим фактором, сведшим на нет усилия по борьбе с огнём, стали слишком узкие улицы. Даже в обычное время на них часто возникали заторы из пешеходов и тележек, а во время пожара проходы были заблокированы беженцами, пытающимися спасти своё имущество и движущимися от центра распространения опасности, соответственно мешая пожарным командам продвинуться к горящим домам.
Череда всех этих событий привела к огромной трагедии. Пожара можно было бы избежать, если бы... Как много этих если бы!
Когда пламя дошло до набережной, не встретив сопротивления со стороны местного сообщества, оно подожгло склады горючего, расположенные вдоль реки. В итоге пожарные больше не могли доставлять воду из реки, так как сгорели водяные колёса, передававшие воду.
Личный опыт многих лондонцев во время пожара описан в письмах и мемуарах. Два наиболее известных описания оставили Сэмюэл Пипс и Джон Ивлин. Они описывали события и их собственную реакцию день ото дня, и приложили большие усилия, чтобы сохранить информацию о том, что происходило по всему городу и за его пределами. Их дневники являются основными источниками для современных исследователей катастрофы.
Хаос и ужас, масштабы происходящего можно только представить. (Если не смотрели фильм "Огонь" посмотрите обязательно. На протяжении почти всего фильма ладони потеют). В самом страшном фильме-катастрофе о пожарах такое не увидишь.
"Пламя охватило всё, и люди так поражены … слышны только плач и крики, мечущихся, обезумевших людей, даже не пытающихся спасти своё имущество, такой странный ужас нашёл на них".
Современники писали, что король Карл II лично работал пожарным, туша огонь и помогая сносить здания.
Пожар прекратился через три дня - 5 сентября, успев причинить огромный вред стране и городу. Возможно, его удалось бы устранить ранее, если бы приказы Карла II выполнялись сразу.
В течение третьего дня огонь начал двигаться к Тауэру с его магазинами пороха. Прождав целый день помощи от официальных пожарных, которые были заняты на западе, гарнизон на башне взял дело в свои руки и создал противопожарные полосы, взорвав дома в непосредственной близости, тем самым прекратив наступление огня.
Поставьте лайк на статью! С вашей помощью мне удаётся развивать свой канал :-)