Найти в Дзене
Разноцветные грани

Шведская художница Элиза Оливекрона, дочь феминистки и известного юриста

Оглавление

Об Элизе Оливекроне (Eliza Olivecrona, 1858 — 1902 гг.) и её жизни информации, к сожалению, не очень много. Гораздо больше сведений о её родителях, особенно о матери. Что ж, расскажу немного о том, в какой семье появилась на свет будущая художница, поскольку детские годы в становлении человека очень значимы, а также важна атмосфера, в которой растёт ребёнок. И думаю, что в случае Элизы Оливекроны эта атмосфера была весьма благоприятна для формирования творческой личности и развития способностей, для поддержания таланта.

Портрет Элизы Оливекроны. 1889 г. Рисунок шведской художницы Мины Карлсон Бредберг (Mina Carlson-Bredberg). Бумага, карандаш. 25 x 18 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм
Портрет Элизы Оливекроны. 1889 г. Рисунок шведской художницы Мины Карлсон Бредберг (Mina Carlson-Bredberg). Бумага, карандаш. 25 x 18 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм

Родители

Мать художницы — Розали Ульрика Оливекрона, в девичестве носившая фамилию Роос (Rosalie Ulrika Roos, 1823 — 1898 гг.) — личность выдающаяся, одна из пионерок феминистского движения в Швеции. С детских лет её возмущало неравенство, то, что возможности получения образования для девочек и девушек ограничены по сравнению с мальчиками и юношами. В 1851 году по приглашению подруги уехала в США, в штат Южная Каролина, где пробыла четыре года, работая учительницей французского языка в школе, а потом гувернанткой двух своих учениц. В то время в США ещё не было отменено рабство, и Розали считала его неестественным и "эмоционально отвратительным" и была убеждена в том, что отмена рабства неизбежна, хоть и встретит большое сопротивление.

Розали Роос-Оливекрона. Фото 1857 г. Источник: https://kulturpersoner.uppsalakyrkogardar.se/en/rosalie-olivecrona/
Розали Роос-Оливекрона. Фото 1857 г. Источник: https://kulturpersoner.uppsalakyrkogardar.se/en/rosalie-olivecrona/

В 1855 году Розали вернулась в Швецию, где написала книгу о своём пребывании в Америке. Впоследствии написала и издала ещё несколько книг, в том числе стихи. Вместе со своей подругой Софи Адлерспарре основала журнал "Tidskrift för hemmet" ("Домашний журнал") — феминистское издание, в котором отстаивались права женщин, особенно на получение высшего образования и выбор профессии. Журнал издавался в Стокгольме до 1885 года. Многие статьи в нём были написаны Розали Роос-Оливекроной. В 1864 году Розали Оливекрона приняла участие в создании Шведского Красного Креста.

В 1857 году Розали вышла замуж. Её избранником стал Кнут Оливекрона (Knut Olivecrona, 1817 — 1905 гг), шведский юрист, государственный деятель и профессор. Оливекрона был профессором права Уппсальского университета (1852–1867 гг) и ректором Уппсальского университета (1861–1862 гг). Он был судьей Верховного суда (1868–1889) и стал членом Международного суда в Гааге с 1902 года.

Кнут Оливекрона был вдовцом, и от предыдущего брака у него было четверо детей, которым Розали, переехавшая к мужу в Уппсалу, заменила мать. У супругов родились также двое совместных детей, дочь и сын. Героиня статьи, Эмилия Элиза Розали Оливекрона (Emilie Eliza Rosalie Olivecrona), родилась в Уппсале через год после свадьбы.

Элиза Оливекрона и её работы

О детстве Элизы никакой информации с сети мне найти не удалось. Известно лишь, что в 1880-х годах девушка жила в Париже и обучалась живописи. Где именно, и кто были её наставники, тоже неизвестно. Но судя по тому, что в 1890 году её работа экспонировалась в Парижском Салоне, занятия были довольно успешны. Но увы, узнать, какая именно картина была принята Салоном, тоже не удалось.

Возможно, в музеях Швеции представлены какие-то работы Элизы Оливекроны. (И очень на это надеюсь.) Но в сети распространяются лишь репродукции нескольких картин, которые в разные годы продавались на разных аукционах. Диапазон цен, по которым были реализованы эти картины, варьируется от 1447 до 2220 американских долларов.
Судя по представленным на аукционах работам, основным жанром, в котором работала художница, был портрет. Давайте познакомимся с несколькими портретами, написанными Элизой Оливекроной, репродукции которых удалось найти.

Больше всего мне нравится "Парижанка". Возможно, что это автопортрет, хотя доподлинно неизвестно.

Парижанка. 1889 г. Холст,  масло. 60 x 50 см
Парижанка. 1889 г. Холст, масло. 60 x 50 см

На следующем, написанном ранее, портрете мы видим читающую женщину в шведском национальном костюме.

Читающая женщина. 1885 г.  Холст, масло.  64 x 47 см
Читающая женщина. 1885 г. Холст, масло. 64 x 47 см

Если "Парижанка" и "Читающая женщина" представляют героинь как бы вне обстановки, на нейтральном фоне, то следующий портрет совсем на них не похож. Он написан в стиле рококо. Золотой фон, героиня, одетая в соответствующем стиле, сидящая за изящным столиком, ставит цветы в красивую вазу.

Дама в стиле рококо. 1895 г. Холст, масло. 44 x 36 см
Дама в стиле рококо. 1895 г. Холст, масло. 44 x 36 см

И ещё три портрета.

Женщина в профиль. 1888 г. Холст, масло. 45 x 37 см
Женщина в профиль. 1888 г. Холст, масло. 45 x 37 см
Холст, масло.  40 x 30 см
Холст, масло. 40 x 30 см
Портрет молодого человека. 1889 г. Париж. Холст,   масло. 46 x 38 см
Портрет молодого человека. 1889 г. Париж. Холст, масло. 46 x 38 см

И два портрета, выполненных карандашом.

Портрет девушки. 19 x 14 см
Портрет девушки. 19 x 14 см
Портрет мальчика. 20 x 14 см
Портрет мальчика. 20 x 14 см

Элиза писала не только портреты, а помимо Швеции и Франции бывала и в других странах. Такой вывод можно сделать, потому что есть в её наследии и алжирский городской пейзаж.

Городской пейзаж. Алжир. 1901 г.
Городской пейзаж. Алжир. 1901 г.

Этот алжирский пейзаж написан в 1901 году. А в 1902 году Элизы не стало.
Как, где и почему это случилось, выяснить, к сожалению не удалось.
Шведская художница прожила 43 года. Не очень длинная жизнь. Отец пережил дочь на три года...А своей семьи у Элизы не было, замуж она не выходила.