Есть независимое искусство, а есть согласованное.
С 3 по 9 июня в Барнауле, в парке культуры и отдыха «Изумрудный» прошел фестиваль уличной культуры «Связь». Художники раскрасили забор, трансформаторную будку и старые постройки.
Я уже писал о стрит арте в Барнауле в заметке «Такой стрит арт нам нужен», что мне не нравится теггинг, это когда райтеры, а не художники пишут свои имена - теги замысловатыми каллиграфическими узорами. Мне нравится стири арт со смыслом. В 2014 году в Барнауле появились интересные работы анонимного автора, я вычислил его и пригласил в галерею. Эти работы можно увидеть на входе в галерею «Республика изо».
В последние годы появились художники, которые сотрудничают с администрацией города и делают большие оформительские проекты. Это нарождение нового «тотального» искусства. В Барнауле уже есть несколько примеров такой наглядной агитации.
Весь текст можно прочитать по ссылке: Такой стрит-арт нам нужен! | Вадим Климов. | Дзен (dzen.ru)
А в заметке «В Барнауле задержали художника» я пишу о законности уличного искусства.
Стрит арт всегда был искусством протеста, даже самый дорогой стрит арт в мире до сих пор искусство вызова. Смотрите Бэнкси.
С текстом можно познакомиться по ссылке: В Барнауле задержали "художника"! | Вадим Климов. | Дзен (dzen.ru)
Сегодня в Барнауле есть примеры свободного уличного искусства, можно заглянуть за корпус университета на Социалистическом проспекте. Иногда в городе появляются небольшие интересные работы, но их быстро закрашивают, почти во всех городах ЖКХ ведет борьбу со стрит артом.
В Барнауле есть согласованная работа, например с космонавтом Титовым на здание университета на ул. Димитрова, гигантская агитация на общежитии Аграрного университета на пр. Красноармейском, есть и коммерческие работы - Чкалов на доме по ул. Чкалова. Это примеры новое агитационное искусства.
В СССР было несколько стилей монументальной агитации. Вспомните мозаику на здании КГБ пр. Ленина д. 30, или мозаичное полотно на драматическом театре. Первое прославляло героическое время создания Красной армии, а на второй отображены социалистические успехи Алтайского края. Была в городе и не такая откровенная агитация, были монументальные композиции на отвлеченные темы. В СССР всё походило согласование, и отвечали за изображения сотрудники партийно–хозяйственного аппарата.
А кто сегодня отвечает за масштабные полотна. Мне не нравится, проходя по Красноармейскому проспекту, заглядывать под юбку девушке с колосьями. И композиция, прикрывающая окна Государственного музея на пл. Октября между Молодежным театром и «магазином под Шпилем» тоже не вызывает эстетического удовольствия. А портрет Германа Титова, спрятанный за ЦУМом, вызывает недоумение.
У меня простые вопросы, кто согласовал предложенные художниками эскизы на фестивале «Связь». Простите, а это связь с кем? А это порочная или непорочная связь, а это связанно как-то с линией партии и правительства. Вообще это законная связь?
Хочу уточнить, есть ли закон разрешающий использовать общественное пространство для изображений, а если кому-то не понравится изображение и он напишет жалобу в министерство культуры, и заявит, что такое искусство его оскорбляет. Представьте возмущенную мамашу написавшую заявление в прокуратуру, такое было на спектакле Молодежного театра, или ветерана коммунального хозяйства усмотревшего оскорбление чувств и такое в культуре Алтайского края тоже случалось.
Кто будет отвечать, художник или заказчик, кстати про заказчика, а вы проверили эскизы на плагиат? Вдруг неизвестный зарубежный художник подаст в суд за незаконное копирование образов. Вы вообще понимаете, на какой лед становитесь, а то получится как с карпами в вашем пруду.
Парк, это общественное пространство, это не галерея, куда посетитель приходит, понимая, что он собирается посмотреть. Я часто бываю в стрит арт музеях, смотрю работы в популярных социальных сетях, посвященных уличному искусству, меня многое возмущает. Поэтому я переживаю, что будет в нарисовано в парке.
А кто решает, какие картинки рисовать в парке, и всем ли отдыхающим они нравятся, как это вписывается в рамки закона? Кто утвердил эскизы, главный архитектор города или Октябрьского района, а может быть заместитель министра культуры Алтайского края.
Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.