Уже полтора года работы над Дзен-каналом приучили меня, что периодически направленность публикаций нужно менять. Когда-то всё начиналось с путешественников. Потом пошли войны, битвы. Еще позднее появился пласт публикаций, посвященных поездам, который по числу дочитываний является однозначным лидером. Еще через какое-то время возник цикл про улицы Иркутска. И вот одна из публикаций про общественный транспорт натолкнула меня на мысль: а не сделать ли еще один новый цикл про путешествия именно на общественном транспорте по городам. И тут же нахлынули воспоминания. Дело в том, что по-крупному, как говорится, я в своей жизни жил в двух городах (ну вот прямо по несколько лет). Естественно, что в своем родном Иркутске, где и сейчас живу. И в Санкт-Петербурге, когда учился там в аспирантуре. Цикл публикаций про иркутские улицы у нас и так уже давно идет, а вот с городом на Неве и попробую реализовать эту идею. Более того, осенью 1996 года, когда я там оказался, я и осваивал город в том числе с помощью общественного транспорта. Погода была в октябре отличная - тогда я пешком гулял. А потом пришел ноябрь и начался мрак. Морось, ветер, холодина. Вот тогда я просто садился на какой-то трамвай или троллейбус и ехал от конечной до конечной, осматривая город. Забирался иногда в такую глушь, если это слово вообще применимо к Северной столице. Вот и возникла идея посмотреть, а что в наши дни можно увидеть из окна питерских троллейбусов. Думаю, что очень многое.
Вот и начнем прямо с троллейбуса № 1. В моё время он ходил совсем не туда, где сегодня у него располагается конечный пункт. Разворачивался он у станции метро "Ладожская". Это я отлично помню, поскольку общежитие у нас располагалось на проспекте Косыгина. И нередко я добирался до "Ладожской" именно на "единице", а там уже пересаживался либо на трамвай № 10 или 64, либо на автобус № 21, либо на троллейбус № 22. Сейчас же маршрут троллейбуса № 1 - проспект Маршала Тухачевского - Большой проспект Петроградской стороны (угол с Ординарной). Вот эта вторая конечная осталась той же, хотя и там маршрут изменился. Ну да обо всем по порядку. Тут уже по карте видно, что троллейбус проследует через самый центр города, а соответственно увидим
В общем, начнем мы двигаться с северо-востока, то есть с проспекта Маршала Тухачевского. И буквально сразу же еще до второй остановки будет поворот как бы вглубь Полюстровского парка по ул. Апрельской. Кстати, сам Парк раньше назывался Парк им, 50-летия Октября (я помню в 90-е его как раз с этим названием). А вот Апрельская улица названа так не в честь месяца, а в честь "Апрельских тезисов" В.И. Ленина.
После улицы Апрельской троллейбус сворачивает на юг на проспект Металлистов. Кстати, то, что в Санкт-Петербурге исключительно прямые улицы - это вполне себе миф. И проспект Металлистов этому лучшее подтверждение. У него один большой изгиб, повторяющий поворот Невы, и несколько более мелких.
Известно в честь кого назван и этот проспект - в честь Ленинградского металлического завода и его работников. В 90-е годы его акционировали, включив в состав АО "Силовые машины". Потому и названием на доме такое. А вообще предприятие очень старое, ведет свою историю еще с XIX века. В 20-е гг. освоило выпуск турбин, обеспечивая примерно треть всего их объема производства.
Интересно еще вот что. В 1929 году заводу присвоили имя Сталина в честь его 50-летия. В 1962 году после развенчания культа личности имя Сталина убрали, а добавили имя XXII съезда КПСС. А вот проспект как раз и назвали в честь завода в 1962 году.
Интересную мемориальную табличку я помню с угла Большой Пороховской и проспекта Металлистов. Я приезжал сюда к профессору, который защищал докторскую диссертацию со мной в один день (он докторскую, а я кандидатскую). Так вот, табличка прямо на доме рядом с остановкой гласила, что в этом доме спустя уже много лет после революции жил комиссар крейсара "Аврора" Александр Викторович Белышев. Считается, что именно этот человек отдал приказ о холостом залпе с "Авроры". Причем на тот момент ему было всего 24 года. Он проживет достаточно долгую жизнь - после революции еще 57 лет. А вот и табличка с дома на Большой Пороховской.
А далее слева по ходу движения будет достаточно крупное Большеохтинское кладбище. Здесь очень много могил участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного города. Причем кладбище возникло еще в XVIII веке. Здесь похоронен первый директор Царскосельского лицея, кстати.
За кладбищем будет здание Российского государственного гидрометеорологического университета, а рядом с ним памятник океанологам.
Ну и уже вскоре будет поворот на саму улицу Якорная. По ней троллейбус проследует до Комаровского моста через Охту. Комаров - это был владелец суконной фабрики, которая располагалась на Комаровском переулке (тоже в честь него, конечно). Сначала мост был деревянным. Причем по нему были проложены трамвайные пути. В годы блокады, что совсем удивительно, мост сделали металлическим. Ну а современная конструкция уже послевоенная.
Если бы я реально совершал поездку на троллейбусе в режиме экскурсии, то на первой же остановке после моста вышел и совершил бы прогулку к руинам крепости Ниеншанц. Там же и памятный знак.
Про крепость на канале уже была статья, кстати. Ну а троллейбус продолжает двигаться дальше в южном направлении уже по Новочеркасскому проспекту. Примечательны дома уже в самом начале проспекта. Например, на месте дома № 1 была инструментальная мастерская, на базе которой затем будет создан завод штурманских приборов. Новочеркасский проспект тоже с изгибом. Далее при движении в сторону станции метро "Новочеркасская" будет Малоохтинский парк.
И во второй части парка, что к западу от проспекта, есть Блокадный храм. А в самом парке вроде как в наши дни экспонируются какие-то малые архитектурные формы на постоянной основе.
Ну а затем уже будет Заневская площадь. Очень узнаваемое место в этой части города:
Оформляли ее уже на рубеже 50-60-х гг. Здесь и находится станция метро "Новочеркасская", которая ранее называлась "Красногвардейская" - по названию района. Здесь троллейбус поворачивает на Заневский проспект, и движется уже в сторону моста Александра Невского. Если мне не изменяет память, то до постройки всех этих современных конструкций, именно он был самым длинным мостом через Неву. Испытывали его стандартно - танками. Открыли в 1965 году. Но уже в 1967 году мост был признан аварийным, на нем сохранили лишь троллейбусное движение. Но в 90-х по нему уже вовсю было движение. Если я из города ехал на троллейбусе № 22, то как раз по нему. Ну и на № 1 тоже.
Если мы следуем со стороны Красногвардейского района, то справа по ходу движения будет вид на Большеохтинский мост. Большую часть времени, когда я жил в Петербурге, мост был закрыт на реконструкцию и движения по нему не было. Но именно он почему-то мне больше всего нравится из всех питерских мостов через Неву.
А слева по ходу движения тоже красивый Финляндский железнодорожный мост.
21 августа 1963 году между тогда еще строящимся мостом Александра Невского и Финляндским мостом произошло «Чудо на Неве», когда экипаж смог посадить на воду пассажирский самолет Ту-124 с выключившимися двигателями. Причем обошлось без жертв. Считается, что над мостом Александра Невского борт прошел на высоте буквально 4 метра, а остановился то ли в 200, то ли в 25 метрах от Финляндского моста. Про этот эпизод очень много статей. Действительно - чудо!
Ну а за мостом уже площадь Александра Невского и начинается Невский проспект. Но это будет уже во второй части (если первая вызовет интерес).
Спасибо, что читаете! Жду вашей реакции на статью.